Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Искусствоведческое краеведение Донбасса



Искусствоведческое краеведение Донбасса

5 класс

Дата проведения 01.11.2021

Тема: Длинные тени прошлого. У входа в царство мертвых


Цель: расширить представления учащихся о древнейших культових памятниках нашей Родины

 

Материал для изучения

Каждый народ, как и род, славится своей историей, причем, чем длиннее и богаче история, тем он считается ценнее, значительней! Свою родословную составляли не только цари и короли.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни собирает крупицы информации о своих предках. Казалось бы, зачем?

Древние летописи, исторические записи, древние изображения, оставили нам информацию о том далеком прошлом, о людях его населяющих, о событиях, которые происходили, о героических личностях, которые изменяли ход истории и выписывали канву времени. Зная, кто и какими были наши предки, мы можем прогнозировать какие мы должны быть. Будут ли вами гордиться ваши потомки, или будут молчаливо умалчивать, стыдиться, осуждать. Все это зависит от каждого человека, от поступков, которые он совершает, от усилий, которые он предпринимает

Один из древнейших на земле храмовых комплексов – Каменная могила. Храму под открытым небом более 3000 лет!

На этом месте в различные времена обитали тысячи народов: племена эпохи первых                             послепотопных     людей, киммерийцы, скифы, амазонки, сарматы, гунны, готы, хазары, половцы.

Один народ сменял другой, но всегда

это место оставалось храмовым центром, где различные племена и народы совершали свои богослужения.

Каменная могила – не только один из уникальнейших памятников древней

библейской цивилизации. Каменные могилы – остатки песчаника сарматского

моря третичного периода. Здесь была песчаниковая мель. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита.

Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя

каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит.

В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного         Днепропетровска)

«большая вода», стекая к югу, образовала долины рек и так называемые

«амфитеатры» – огромные вымоины в правом берегу реки Молочной.

Вследствие             естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами. С течением времени плиты приобрели удивительные формы и очертания.

Каменные могилы – это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, пещеры и гроты которого оказались очень удобными для культовых целей древних людей.

Сегодня следами грозного потопа, разразившегося в 2346 г. до н. э., являются окаменелые живые организмы, отпечатки моллюсков Сарматского моря – жителей могучего древнего водоёма. которые можно увидеть на плитах каменного кургана.

Долгое время было принято говорить о первобытных людях, периода древнекаменного века (палеолита), как о допотопных людях. Однако, наукой было доказано, что в плане своего развития, религиозно-этических представлений древние люди, потомки Каина не отличались от нас, современных людей. Крупный французский учёный, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине. Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи».

Каменные могилы – это Храм, одновременно микрокосмос и пантеон. Наскальные изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений.

Найдены на плитах Каменной могилы иизображения креста. Это свидетельствует о том, что символ креста имеет чисто языческое происхождение. В

каменном веке – эпохе бронзы первоначально крест был символом солнца, как идеи центра и бессмертия. У христиан же крест «далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест, как орудие казни Иисуса Христа, презирался верующими. В этой связи Минуция Феликс писал: «что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты».

В разные времена хозяевами Каменной могилы были: скифы и киммерийцы, готы и гунны, а также хазары и половцы. Но самым экзотичным из всех народов, строивших когда-либо свои святилища на этом месте были племена женщин-воительниц амазонок, обитавших в IV-III веках до н. э. Древняя история амазонок уходит в легендарное прошлое.

Первые исторически достоверные сведения об амазонках относятся к IV веку до н. э. Тогда «После победоносного сражения при Фермодонте эллины возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им


удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили всех мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам, и гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотида.

Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю» (cм. Геродот. Указ. соч., книга 4).

Со временем воинственные амазонки всё же вступили в более равноправные отношения с одним из скифских племён, юноши которого, взяв за себя амазонок, откочевали из своих исконных земель. От этого союза амазонок со скифами образовалось племя сарматов (или савроматов). Однако женщины продолжали в нём не только пользоваться равноправием

наравне с мужчинами, но и занимать лидирующее положение.

Законы в этом необычном женском племени были суровы. «Воительницы были храбрыми, метко стреляли из лука, ловко владели мечом, хорошо ездили верхом и нередко побеждали в войнах мужчин из соседних племён. Судьба пленных, которые становились мужьями амазонок, была тяжёлым испытанием: они выполняли «чёрную» работу, часто их калечили, а когда избранники были недовольны, их попросту убивали.

Каменная могила содержит 87 гротов и пещер, в 65 из которых сохранились тысячи петроглифов (с греч. – «резьба по камню»), рисунков и символов. Хронология петроглифов охватывает огромный период от эпохи позднего палеолита до средневековья (от XXIV-XXII веков до н. э. до X-XII веков н. э.). Большинство глыб в два-три раза выше человеческого роста. Исследователи подсчитали, что на трех гектарах площади заповедника Каменная Могила находится более 2000 плит.

Ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, значит Каменная могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Это подтверждается тем, что практически все изображения Каменной могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности.


Древнейшие рисунки датируются эпохой палеолита (приблизительно XXIV-XX тыс. до н.э.). Рисунки, воссоздающие изображение мамонта, бизона, скульптурные изображения пещерного тигра, то есть животных эпохи позднего палеолита, проживавших на территории Северного Приазовья. Есть и уникальные рисунки: «упряжка быков», «животные в зарослях», «быки в позе самозащиты», «жертвоприношение человека и животного», «конские» плиты с изображением лошадей с первыми в Европе всадниками на них, а также отдельные петроглифы тележек, лодок, диких животных, солярных знаков, сцен охоты и многое другое. Остальные

петроглифы                             традиционно интерпретируются как магические рисунки, используемые в обрядах, стимулирующих удачную охоту, рыбалку и т. п.

На          некоторых  изображениях сохранились следы красной       краски, которой                     они были раскрашены в древности.           Петроглифы  нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике.

Один из исследователей древних цивилизаций Анатолий Кифишин написал о знаках «Каменной могилы»: «В петроглифах Каменной могилы есть следы протошумерской письменности». Он расшифровав десятки надписей и  сделал  вывод:  язык  письменности

«Каменной могилы» гораздо более древний, чем клинопись табличек Вавилона и других шумерских городов! Если первые шумерские

тексты относятся к IV тысячелетию до нашей эры, то некоторые надписи

«Каменной могилы», — 6200 год до н. э. и 11582 год до н. э. Зачатки письменности появились 37 тысяч лет назад, когда формировался прототип современного человека. В свете последних открытий сделанных в Каменной могиле, можно предположить, что это – самое первое государство и духовный центр этого древнего общественного образования!


 

Домашнее задание:

Ответить на вопросы письменно:

1. Как образовалась Каменная могила?

2. Для чего использовалась Каменная могила?

3. Кто являлся хозяевами Каменной могилы в разное время?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.