Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мышление. Сознание.



Мышление. Сознание.

Психика- совокупность душевных процессов и явлений (память, воля и пр.).

Память- процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование.

Воля- сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

Мышление- обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

Первая особенность мышленияего опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта — ощущения, восприятия, представления — и на ранее приобретённые теоретические знания.

Роль мышления:

  1. позволяет познать окружающий мир
  2. развивает способность к творчеству
  3. осуществляет целеполагание
  4.  позволяет накапливать опыт
  5. развивает способностей человека
  6.  способствует преобразованию окружающего мира (изобретения)

Виды мышления:

  1. наглядно-образное
  2. абстрактно-логическое
  3. предметно-действенное

1. теоретическое (познание мира)

2. практическое (постановка целей, выработка планов)

1. логическое

2. интуитивное

  1. репродуктивное (воспроизводство)
  2. продуктивное (творчество)

Сознание- высшая, присущая только человеку и связанная речью функция мозга, целенаправленное и обобщенное отражение действительности.

Первым исследовал структуру сознания Фрейд. Он выделил:

  1. Ид- Подсознательное или Оно- биологические потребности+ вытесненные желания, является строительным материалом для личности.
  2. Эго- Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.
  3. Суперэго - Сверхсознание или СверхЯ — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.

Либидо- сексуальный или половой инстинкт.Сублимация- переключение либидо на другую деятельность.

Следует различать разумную способность и сознание.

Разумная способность- умение отражать окружающий мир, использовать знания. Может быть и у животных.

Сознание – не только отражение, но и анализ, способность переносить позитивный опыт на новые обстоятельства. Присуще только человеку.

Свойства сознания:

  1. идеальность - независимость от существующей действительности- 2*2=4
  2. интенциональность - направленность на какой-либо предмет, человек никогда не думает ни о чем
  3. идеаторность - творческое начало
  4. субъективность

                                                                        Формы сознания

 

индивидуальное                                                                                                            общественное

( личные идеи, ценности)                                                                                            ( традиции, менталитет)

 

обыденное                                                                                                    теоретическое

( повседневная жизнь)                                                  

                                               общественная                     общественная

                                        психология                              идеология

 ( чувства, настроения соц.групп)            (система взглядов)

Формы общественного сознания:

1.искусство2.религия3.мораль4.наука5.право6.идеология

Бессознательное- совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания.

Бессознательное:- не отделяет себя от объекта

- не обладает механизмом психических связей

                            - не производятся причинно-следственные связи

-проявляется в простых психических реакциях.

Виды бессознательного:

  1. никогда неосознаваемое (инстинкты, влечения, реакции)

Инстинкт- целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого.

Рефлекс- реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение.

2. ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения.

Стереотип- принятый в обществе образец.

3. сверхиндивидуальное бессознательное ( типичные образцы поведения, которые не оспариваются)

Юнгразличал личное (детские впечатления) и коллективное (мифы, фольклор, сновидения) бессознательное.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.