|
|||
Задание: ознакомьтесь с теоретическим материалом. Запишите структуру бизнес- плана.
29.10.2021 Тема: Бизнес- план. Структура и содержание бизнес-плана. Задание: ознакомьтесь с теоретическим материалом. Запишите структуру бизнес- плана. Разработайте 1,2,3 этап структуры бизнес плана по своей бизнес идее. Важным документом, предваряющим начало деятельности любого предприятия, служит предпринимательский бизнес-план. Бизнес-план - документ, содержащий комплексное обоснование стратегии (программы) развития всех сфер деятельности организуемого бизнеса (предприятия). Бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого проекта. С другой стороны, бизнес-план выступает как средство действенной рекламы для будущих инвесторов, партнеров. В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции. Первая функция связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса, эта функция необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности. Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового предприятия, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать извне денежные средства – ссуды, кредиты. В современных условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Современные банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых требования банковских гарантий, реального залога и другие. Однако решающим фактором при предоставлении кредита является наличие тщательно проработанного бизнес-плана. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Структура бизнес - плана определяется направленностью и масштабом инновационного проекта, сферой предпринимательской деятельности, организационной структурой фирмы, наличием конкурентов и перспективами роста. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение самого главного по каждому разделу; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. При создании собственного дела предприниматель должен составить бизнес-план и предусмотреть в нем следующие разделы (рис.1): Стандартный бизнес проект включает в себя титульный лист, на котором обозначается его наименование, краткая суть идеи и сроки реализации. Далее следует содержание с перечислением основных разделов документа, а также введение, которое коротко разъясняет суть проекта, упоминает его разработчиков и указывает на какую аудиторию он ориентирован. После вступительной части в установленной выше последовательности располагаются основные разделы бизнес- плана: Резюме. Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта. Оно должно быть кратким (1-2 страницы) и содержать описание ключевых моментов, которые должны позволить лицам, принимающим решения, сформировать свое отношение к предлагаемому проекту. Резюме является своего рода заключением бизнес-плана и составляется по окончанию его написания. Описание фирмы и отрасли. В данном разделе прописываются сведения о том, в какой отрасли решил организовать деятельность своей компании бизнесмен. Далее приводятся характеристики отрасли: - объем спроса и предложения продукции в регионе расположения фирмы; - число фирм, в том числе аналогичных размеров; - специфические особенности деятельности в отрасли (сезонность, ресурсная база, законодательные ограничения). Что касается самой компании, то представляется целесообразным приведение следующих сведений: - основной вид деятельности; - предполагаемый район размещения и регион распространения продукции; - социальный и экономический эффект от деятельности.
Характеристика товаров (услуг). В этой части проекта важно описать, какие именно товары, услуги или работы фирма будет предлагать своим покупателям. Полный ассортимент, как правило, приводится в приложении. В то же время в основной части указывают, чем товары новой фирмы отличаются от уже существующих на рынке предложений. Рыночные исследования и анализ сбыта.Основная цель – убедить вероятных инвесторов и кредиторов в конкурентоспособности предлагаемого проекта. Одновременно предприниматель имеет возможность определить его нишу на рынке и контингент будущих покупателей. Этот раздел основан на исследовании рынка и требует большого объема информации. Маркетинговый план.В разделе, посвященном рынку, раскрывается целый спектр вопросов, которые определяют будущую деятельность фирмы на рынке, а именно: - приводится описание рынка с указанием преимуществ, недостатков и основных особенностей деятельности конкурентов; - рассматриваются потенциальные группы покупателей и возможности изменения их потребностей; - устанавливаются наиболее характерные факторы спроса, формируются прогнозы относительно их изменения; - составляются прогнозы объема продаж. В этом же разделе важно установить конкурентные преимущества новой фирмы и перечислить, какие именно мероприятия она намерена осуществлять в вопросе продвижения своей продукции. План производства.План производства включают в бизнес-план те предприятия, которые будут производить товары. Главная задача этого раздела – убедить потенциальных партнеров, что организуемое предприятие будет в состоянии производить необходимое количество товара в нужные сроки и высокого качества. Указываются наличные и требуемые дополнительные мощности, определяются поставщики сырья, материалов, комплектующих изделий, условия поставки. Расчет производственной мощности производится на 2 – 3 года и увязывается с видом и типом необходимого оборудования. Указываются вероятные поставщики оборудования. Важнейшая часть пятого раздела – оценка издержек производства и их изменений в перспективе. Организационный план. Эта часть проекта содержит конкретные мероприятия, которые позволят достигнуть намеченных целей. Здесь обычно приводится поэтапный характер действий, а также основные составляющие делового успеха новой компании, а именно: - материальные ценности и ресурсы, необходимые для эффективной организации работы фирмы; - вопросы налаживания контактов с поставщиками продукции, оборудования, товаров и оптимальной организации логистических потоков; - особенности системы управления производством; - организационная структура компании, количественный и качественный состав персонала будущего предприятия; - характеристика производственного и торгового процесса; - порядок взаимодействия с финансово-кредитными институтами, инвесторами, государством. Кроме того составляется график реализации выбранного проекта, с детальным описанием сроков и проводимых процедур. Финансовый план. В данном разделе бизнес-плана обосновываются основные показатели эффективности проекта. Раздел включает: - прогноз объемов реализации, - баланс денежных расходов и доходов, - сводный баланс активов и пассивов предприятия. Составление этого раздела позволяет рассчитать объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации проекта, сроки окупаемости и ожидаемые доходы, определить источники инвестиций. Анализ рисков. В этом разделе содержится перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и предполагаемого ущерба, организационные меры по предупреждению и нейтрализации рисков, программа страхования от рисков. Проводят качественный и количественный анализ риска. Задачей первого является определение факторов риска и этапов работ, при выполнении которых возникает риск. Количественный анализ предполагает определение размера риска, что является более сложной задачей. Приложения. Последний раздел может содержать в себе разную информацию. Так, в него могут быть включены документы, на которые идет ссылка в основных разделах. Это может быть: - копии лицензий, договоров; - подтверждение достоверности исходных параметров; - прайс-листы от возможных поставщиков; - табличные расчеты различных финансовых показателей, которые вынесли для того, чтобы не загромождать вычислениями сам проект и др. Бизнес-план должен выглядеть профессионально, так как это своеобразный рекламный инструмент, представляющий как предприятие или самого предпринимателя, так и его бизнес. Поэтому следует обращать внимание не только на содержание, но и на внешний вид бизнес-плана. Бизнес-план должен быть прост, функционален, понятен и удобен в использовании. Преподаватель Н.С.Бабушкина
|
|||
|