|
|||
Любовь Столица.. Чудесное спасение.. Н. П. Дучинский.. Избавитель.Любовь Столица. Чудесное спасение. Предание рассказывает, что однажды на охоте Царь Алексий I Михайлович подвергся смертельной опасности. Случилось это подле города Звенигорода Московской губернии. Царь был в знаменитом Саввином Сторожевском мужском монастыре и раз вышел из него на охотy в окрестный лес. Царские охотники разбрелись в поисках зверя. Государь Алексий I Михайлович остался один и заблудился. Вдруг Монарх встретился с огромным медведем. Царь не растерялся и схватился за поясной нож, но вместо ножа ухватил пустые ножны: нож выпал во время блуждания по лесу. А медведь уже насел на Царя, и Государь стал прощаться с жизнью. Вдруг медведь упал, сраженный смертельным ударом. Царь поднялся и видит - стоит перед ним старец с окровавленным топором в руках. - «Как звать тебя, старче?» - спросил пораженный Царь. - «Савва», - ответил старец и исчез. В 1652 году Царь Алексий I Михайлович повелел открыть нетленные мощи Святого Саввы Звенигородского и сразу узнал в нем своего избавителя.
Н. П. Дучинский. Избавитель. Как любил Государь, православный Царь, Алексей-Государь свет Михайлович, Как любил Государь — больно жаловал Ту потеху свою государскую, Ту охоту свою соколиную; Да любил Государь позабавиться — Заоблавить в дуброве сохатого, Аль расправить плечо неподатное И медведя поднять на рогатину... Вот и было к весне, о Грачевнике, Приезжал государь со боярами В свою отчину, город Звенигород — Помолиться Святому угоднику; В келью стал к самому настоятелю... Будет так, о полудне, на третий день, Мужичок и приходит к келейнику: «Обошел я медведя для батюшки, Для Царя Алексея Михайловича, Там и там: матерой, да породливый, Только Царской руке и угодливый». Доложили Царю — усмехается, А с самим собой думу думает: «Аль пойти — в одиночку померяться, В молодецкой удаче провериться». И пошел... За плечами рогатина, А у пояса нож златокованный... И пошел монастырскою пущею... Видит — тропка проложена по снегу, И промерзлые сучья надломаны — «Быть сюда!» И пошел, не задумавшись, По тропе снеговой, меж березами. Что ни шаг, то нога оступается, В снег уходит глубоко, а охабень* Заметает сугробы, а инеем Вся бобровая шапка осыпана... Засветилась полянка... Под соснами Куча хвороста снегом надавлена, Белый пар так и валит в отдушины; Тут берлога... И Царь сноровляется: У рогатины жало осматривал, Поясок свой шелковый подтягивал, С плеч спускал соболиный свой охабень. И задумал загадку мудреную: «Быть — не быть, а свалить косолапого... Не управлюсь — и Русь не управится, А управлюсь — навеки прославится». И поднял он корягу из-под снега И ударил корягой по хворосту: И медведь заревел, индо дерево Над берлогой его закачалося; Показал он башку желтоглазую, Вылез вон из берлоги с оглядкою, Дыбом встал и полез на охотника, А полез — угодил на рогатину. Под косматой лопаткою хрустнуло, Чернобурая шерсть побагровела... Обозлился медведь, и рогатину Перешиб пополам, словно жердочку, И подмял под себя он охотника, И налег на него всею тушею. Не сробел Государь, руку к поясу — Хвать!.. ан нож-то его златокованный И сорвался с цепочки серебряной... Воздохнул Государь — и в последнее Осенил он себя Крестным знаменьем... Вдруг скользнула с плеча его Царского Стопудовая лапа медвежая; Разогнулися когти и замерли, И медведь захрипел, как удавленный, И свалился он на бок колодою... Глянул Царь — видит старца маститого: Ряса инока, взгляд благовестника, В шуйце крест золотой, а десницею Опустил он топор окровавленный... Поднялся Государь — нету инока; Как во сне приходил — и никем-кого На полянке и между деревьями, Только зверь околелый валяется, И башка у него вся раскроена. Постоял Государь, поглядел кругом И пошел в монастырь, призадумавшись. А пришел, все сказал настоятелю И велел привести честных иноков Перед очи свои Государевы. Все пришли, а его избавителя Между честными старцами не было. Царь и крепче того призадумался: «Помощь свыше, десница Господняя!» - Молвил он и пошел в церковь Божию. Там на Царское место, у клироса, Становился и начал молитися Перед образом светлым угодника; Да как глянул на лик Преподобного — Так и пал на чело свое Царское: Понял — кто был его избавителем. На другой день за ранней обеднею Отслужил он молебен Угоднику И вернулся к Москве белокаменной. А вернувшись к Москве белокаменной, Ко Двору своему златоверхому, Приходил Государь — не откладывал — В терема к Государыне ласковой, Что к своей ли Наталье Кирилловне, Слезно с ней обнимался-здоровался. И сажал Государь, ухмыляючись, На колени меньшого Царевича Государя Петра Алексеича, Целовал, миловал, приговаривал: «Ох, ты, дитятко, сердце строптивое! Спозаранок в тебе, мое дитятко, Расходилася кровь богатырская — На румяных щеках залелася, В соколиных очах загорелася... Подрастешь ты, случится безвременье: Разобидят завистники-недруги, Аль наступят на Русь, на кормилицу, И пойдешь ты войною на ворогов, — Не надейся на силу могучую, А надейся на милость Господнюю Да попомни ты слово отцовское: Охраняют Святые Угодники И Господь благодатью пожаловал Дом честной Пресвятой Богородицы, Вседержавную Русь — православную».
|
|||
|