![]()
|
|||||||
Городская народная песня.Городская народная песня. До 17 – 18 веков в русском песенном фольклоре не было различий между городской и крестьянской песней. Существовал единый общерусский песенный стиль, т.к. не было существенной разницы между городским и крестьянским жизненным укладом. Выделялись лишь старинная народно-песенная традиция (до 14 века) и классическая народно-песенная традиция (15 – 17 века). Развитие городской песни начинается с конца 17 века, и охватывает 18 – 19 века. В этот период начинается новый исторический этап развития России, связанный с правлением Петра I. Реформы Петра I всколыхнули патриархальную жизнь русского общества. Новые веяния проникают в быт города. Бурным потоком хлынула в Россию западноевропейская культура. Приезжают зарубежные исполнители, композиторы, устраиваются концерты, ассамблеи (парадные приемы), разыгрываются мелодрамы с музыкой, позже появляется опера. Распространяются европейские танцы – менуэт, сарабанда, гавот. Музыка входит в дворянский быт, становится популярным домашнее музицирование. Таким образом, музыка города начинает сочетать в себе исконно русские черты с элементами европейской культуры, особенно немецкой, австрийской, итальянской. Новые интонации проникают в городскую музыку и через армейскую среду. Петр I в 1711 году вводит регулярную армию. Организуются полковые оркестры, возникает военная музыка, основанная на маршевых ритмах, фанфарных оборотах. Начиная с 18 века, русское городское песнетворчество развивается в тесной связи с профессиональным искусством, которое к этому времени достигает больших успехов. Народные песни часто создаются на стихи русских поэтов (текст может изменяться) – Ломоносова, Сумарокова, Дмитриева, в 19 веке – Пушкина, Лермонтова, Рылеева, Давыдова, Дельвига. Это значит, что основой городских песен является стихосложение нового типа, сходное с литературным. Для него характерно: 1. Равнослоговые рифмованные строчки. 2. Равномерное чередование слоговых ударений. Это влияет на музыкальный язык, ведет к равномерному чередованию музыкальных акцентов, к четкой тактовой ритмике. Для городской песни становится характерным свой, особый музыкальный язык, отличный от крестьянской песни.
Характерные черты городской песни:
1. Широкий диапазон. 2. Секвенционное развитие. 3. Наличие яркой смысловой и высотной кульминации в песне. 4. Характерные размеры: 2-х, 3-х, 4-хдольные, ритмы марша, вальса. 5. Строение мелодий обычно квадратное, симметричное. 6. Ладовая основа – мажор и минор (а не лады народной музыки), получает распространение гармонический минор. 7. В мелодию проникают новые обороты. Часто мелодия строится по звукам трезвучий, септаккордов. Напев подчиняется логике чередования основных гармонических функций. 8. Нет строго закрепленной связи между напевом и текстом. Многие напевы исполняются с различным текстом, сходным по стихотворному складу. 9. Становится характерным пение с аккомпанементом. Распространяются новые музыкальные инструменты гармонического строя: фортепиано, гармоника, гитара. В создании и распространении городских песен участвовали все слои городского населения. Не всё в городском фольклоре равноценно по художественной значимости. Лишь лучшие образцы заняли достойное место в русской фольклористике, и бытуют до сих пор. Различались хоровая и сольная традиции исполнения. Основа городских песен – лирическая. Тематика самая разнообразная: 1. Песни содружества, застольные, студенческие песни, созданные в передовых слоях общества. В них поется о любви к Родине, великому русскому народу, прославляются вольность, молодость, дружба. Например, №37 «Наша жизнь коротка». 2. Песни о героических событиях прошлого, солдатские марши, патриотические песни. Например, №38 «Солдатушки, браво, ребятушки». 3. Песни о воле и неволе, которые появились после разгрома восстания декабристов. Например, №39 «Славное море, священный Байкал». 4. Бытовые песни о тяжелой жизни ремесленников и рабочих. Например, №40 «Дума ткача». 5. Песни печальных, лирических раздумий (к таким песням относились ямщицкие). Например, №41 «Выхожу один я на дорогу», «Вечерний звон». 6. На собственно любовную тематику. Например, №42 «Вот мчится тройка почтовая», «Тонкая рябина», «Липа вековая». Русские профессиональные композиторы широко использовали в своем творчестве стилевые особенности русской городской песни, особенно в вокальной музыке: Хандошкин, Козловский, Фомин, Глинка, Даргомыжский, Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилев, Серов, Вильбоа.
|
|||||||
|