|
|||
Тема: Образ русской народной песни в музыке русских композиторов»Тема: Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» Ход урока: - Учитель: А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням? - Учитель: - Не только П. И. Чайковский, но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле. Так почему же композиторы, обращались к истокам русской народной музыки мы попытаемся сегодня выяснить. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним с какими видами русской народной песни мы уже с вами знакомы. (Хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые и т.д.) --Учитель: Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди, чтобы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. - Учитель - А что характерно для народной песни. (многоголосие, подголоски, сольное пение) Вспомним песню «Ты река ль, моя реченька» определите вид песни (Обрядовая). - Учитель - Во время какого обряда исполняется песня? Кто исполняет ее? (свадебная песня) Исполнение песни «Ты река ль, моя реченька». -Учитель – Если мы с вами говорим о том, что для русской народной песни характерно многоголосие, подголоски, то давайте вспомним песню «Милый мой, хоровод». (исполнение на два голоса) - Учитель - «В песне душа народа»- слова великого просветителя А.И.Радищева «Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях». Песня это настоящий друг, который разделит радость и печаль. - Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят) - Какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит, (русская народная песня «Исходила младшенька»- исполнение) (Чувства горести, печали, одиночества, обиды) -Какими средствами музыкальной выразительности, отражает чувства русская народная песня. (мелодия плавная, протяжная, певучая) Разучивание всем классом песни. 2 этап - Учитель- А теперь внимательно прослушайте музыкальное произведение. Определите музыка народная звучит или композиторская? (Звучит фрагмент «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргский) Учитель- Звучит народный оркестр или симфонический? (Симфонический - Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?
- И если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор? (Утро) - Учитель – «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор М.П.Мусоргский вступление к опере «Хованщина». Его музыку называют гениальной .Родился он 150 лет назад , в детстве любил слушать колокольные звоны.(Слушание вступление к опере) - Учитель – Прослушав произведение на душе у вас от рассвета легко или тревожно? Если тревожно, то почему? (Ответы ребят) - Учитель- Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает исторические события 17 века уходящая феодальная Русь и начало славных дел Петра 1 . Главная героиня оперы – Марфа – какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами. (Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня – ария Марфы) - Учитель –Знакома ли вам прозвучавшая сейчас музыка? (Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила младшенька») - Учитель – Так почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню? Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская? 3 этап - Учитель –На уроке у нас прозвучали произведения р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Милый мой, хоровод» р.н.п. «Ой, река, реченька», р.н.п. «Исходила младшенька», «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргского. - Что объединяет эти произведения? - Учитель –Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Назовите мне с какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы? (ответы учеников) Исполнение хора «Уж как помосту мосточку» П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин», «Прощай зимушка» опера «Снегурочка» Н.А.Римский – Корсаков. Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна как и русская народная песня. Русская народна песня бездонный кладезь для композиторов.
|
|||
|