Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





V. Духовная жизнь общества



 

V. Духовная жизнь общества

Духовная жизнь сфера деятельности человека и общества, охватывающая человеческие чувства и достижения разума, объединяющая усвоение и создание новых духовных ценностей. 1. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, соответствующие им учреждения и соответствующую деятельность людей. 2. К духовной жизни личности относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей. Духовная жизнь общества (или духовная сфера жизни общества) охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения куль­туры, религиозные организации, соответствующую деятельность людей. Для деятельности, производимой в этой сфере, харак­терно разделение на два вида: духовно-теоретическую и духов­но-практическую. Духовно-теоретическая деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом духовного производства являются мысли, идеи, тео­рии, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных произведений. Духовно-практическая деятельность — это сохранение, воспроиз­ведение, распределение, распространение, а также потребле­ние (освоение) созданных духовных ценностей, т. е. деятельность, конечным результатом которой является изменение сознания людей. К духовной жизни личности (или духовному миру личности), как правило, относят знания, веру, чувства, потреб­ности, способности, стремления людей. Неотъемлемой ее ча­стью является и сфера человеческих эмоций и переживаний. Условием полноценной духовной жизни личности является овладение накопленными обществом в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, т. е. освоение культуры. Степень овла­дения ими характеризует духовную культуру человека.  
Духовная культура часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуаль­ную и духовную деятельность и ее результаты.   Духовная культура охватывает нравственность, науку, об­разование, воспитание, религию, искусство, литературу, пра­во, этику, эстетику. Духовная культура — это внутреннее богатство сознания, степень развитости человека и общества. Духовная культура тесно связана с культурой материальной, ибо ни один предмет не может быть создан без сочетания дей­ствий «мыслящей головы» и «исполняющей руки».  
Культура (в широком смысле)     Культура (в узком смысле) Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.     процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности 1. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. 2. В развитии культуры сочетаются две тенденции – сохранение традиций и новаторство. 3. К функциям культуры относят: · познавательная (целостное представление о народе, стране, эпохе) · оценочная (отбор ценностей, обогащение традиций) · регулятивная (система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) · информативная (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений) · коммуникативная (способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение) · социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию)
Диалог культур это совокупность отношений и связей, складывающихся между различными культурами, результаты и взаимные изменения, возникающие в результате этих отношений. 1. Диалог культур влияет на развитие личности, расширяя ее представления о культурных традициях и нормах. 2. Диалог культур может способствовать как взаимообогащению культур, так и их унификации. 3. Принято выделять следующие уровни диалога культур: личностный, этнический, межнациональный, Цивилизационный.
Народная культура культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. 1. Народную культуру называют коллективной по происхождению. 2. Народная культура включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы (фольклор).
Массовая культура разновидность культуры, понятной и доступной для восприятия любому члену общества, не требующей специальной подготовки. 1. «Массовая культура» сформировалась в рамках индустриального общества во второй половине 20 века. 2. Для массовой культуры характерна коммерциализация всех видов искусства. 3. Для массовой культуры характерно интенсивное художественное, идеологическое и психологическое воздействие на широкие слои населения при помощи средств массовой коммуникации и информации. 4. Массовая культура может перенимать художественные приемы, идеи элитарного искусства, что повышает ее уровень.
Элитарная культура разновидность культуры, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки. 1. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметов споров искусствоведов и критиков. 2. Произведения элитарной культуры могут получать общественное признание, а их авторы добиваться материального благополучия, но при этом не происходит превращения элитарной культуры в массовую.
Субкультура часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе 1. Обществоведы выделяют молодежную, женскую, профессиональную, криминальную и др. субкультуры. 2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.
Контркультура направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества 1. Контркультура возникает тогда, когда ценности, возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность. 2. Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.
Культурные универсалии общие черты или формы, присущие всем культурам. 1) К культурным универсалиям относят институт брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое. 2) Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.
Атеизм (от греч. атеоз — безбожный) — система взгля­дов, последовательно отрицающая веру в существование Бога и сверхъестественных сил. Атеизм подвергает критике религиоз­ную картину мира и утверждает светское миропонимание.  
Наука теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. К функциям науки относят: · познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития) · культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения) · прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий) · социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления) Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства. Наука включает в себя: ученых с их знаниями, способнос­тями и опытом, научные учреждения, специальное оборудова­ние, методы научно-исследовательской работы, особый научный язык. Наука охватывает как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности — систему научных знаний, которая лежит в основе научной картины мира. Система наук условно делится на естественные, об­щественные и технические. Науку также можно рассматривать как социальный инсти­тут, который выполняет в обществе культурно-миро­воззренческую, производительную и соци­альную функции. Культурно-мировоззренческая функция на­уки состоит в том, что она обеспечивает основу для развития человеческой культуры и, как один из важнейших факторов, участвует в формировании мировоззрения. Производительная функция определена практическим использованием в матери­альном производстве результатов научных исследований: науч­но-технический прогресс превратил науку в непосредственную производительную силу современного общества. Социальная функция заключается в том, что наука, непосредственно включаясь в процессы экономического и социального развития, участву­ет в системе общественного разделения труда, своими выводами и рекомендациями способствует решению социальных проблем.
Образование социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров. 1. К функциям образования относят · экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества) · социальную (социализация личности) · культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида) 2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Образование основа­но на получении и усвоении систематизированных знаний, уме­ний и навыков, на развитии и совершенствовании навыков твор­ческой деятельности. Оно охватывает процесс овладения знани­ями, воспитание, самовоспитание человека. Основной путь получения образования — обучение в учебных заведениях и са­мообразование. Образование можно рассматривать также как социальный институт, который выполняет в обществе социально-эконо­мическую и культурную функции. Социально-экономическая функция образования заключается в том, что в его процессе человек овладевает социальным опытом, происходит социали­зация личности, воспроизводство социальной и профессиональной структуры общества и подготовка работника, владеющего необходимыми знаниями и умениями. Культурная функция заклю­чается в том, что, используя ранее накопленные культурные цен­ности, образование формирует творческие способности человека. Повышение роли образования в современных условиях тес­но связано с научно-технической революцией.
Мораль · специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях · особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия. 1. Мораль включает в себя · моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не убий"; "почитай старших" и т.д.) · моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.) · нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.) · морально-психологические механизмы (долг, совесть) · высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье) 2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок. Содержание морали составляет система принципов и норм (см. Норма морали), которые способны оказывать духов­ное воздействие на поведение людей, служат идеалом человеч­ности, гуманности, гуманистической перспективой развития общества. Сущность морали воплощена в «золотом правиле»: посту­пай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе (другой вариант: не делай друго­му того, чего себе не желаешь). Требования морали распространяются на всех людей, не допускают никаких исключений. Мораль направляет сознание и регулирует поведение людей во всех сферах жизни — в тру­де, в быту, в политике, в личных, семейных, во внутригруппо-вых, в международных, межнациональных отношениях. Она содержит в себе то общее, изначальное, что составляет основу духовности, культуры (во всех ее проявлениях) и делает воз­можным само существование человека и общества. Основными понятиями, с помощью которых наука о мора­ли — этика — объясняет наиболее важные свойства морали, являются «добро», «долг», «совесть». Понятие «добро» (в про­тивоположность понятию «зло») показывает, что мораль наце­лена на идеал человечности; понятие «долг» отражает импера­тивный (повелительный) характер морали; понятие «совесть» указывает на глубоко внутреннюю, личностную природу мора­ли, моральной оценки и самооценки. Мораль связана с другими социальными нормами (особен­но с правом), но существенно от них отличается. У морали нет каких-либо специальных учреждений (как у права), которые могут утверждать и контролировать моральные нормы. Мораль­ные правила передаются от поколения к поколению, проводятся в жизнь и контролируются только силой повседневной привыч­ки, общественного мнения, а главное — силой развитых в че­ловеке убеждений, чувства долга, силой его личной совести. Выполнение моральных требований может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Мо­ральный авторитет человека (его влияние, уважение к нему) не связан ни с его должностью, ни с его властью, ни с его обще­ственным положением. Он целиком зависит от его личных мо­ральных качеств. У морали есть свое противоречие. Моральные требования сами по себе очень высоки, служат образцом, идеалом поведе­ния. Человек же — любой человек — далеко не идеален, его жизнь нередко противоречива, в ней много дурного, вредного, нередко даже преступного. Человек способен нарушить любые моральные правила, хотя отлично знает их, знает, что должен поступать по-доброму, справедливо, гуманно, а поступает зло, несправедливо, преступно. Вот этот разрыв между «знаю, как надо», но «поступаю, как хочу», т. е. между должным и реаль­ным поведением, и есть основное противоречие. И только мораль, ее идеалы помогают человеку сделать правильный моральный выбор, выходить из тупика, побеждать зло в себе и вокруг себя.  
Религия мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного. 1. К основным функциям религии относятся: · мировоззренческая · регулятивная · терапевтическая (религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования) · культуротранслирующая (религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению) · интегрирующая (религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания) 2. Все существующие религии делятся на следующие группы: · Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм) · Национально-государственные религии(индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство) · Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
Мировые религии религии, имеющие огромное число последователей во всем мире, выходящие за рамки национальных государств, обращенные к представителям любых социальных групп и имеющие высокую пропагандистскую активность. 1. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам. 2. Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.  
Искусство специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах 1. К специфике искусства как форме художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта. 2. Искусство выполняет в обществе множество функций: · Общественно-преобразующую (под влиянием произведений искусства люди совершают определенные поступки, включаются в творческую деятельность) · Утешительно-компенсаторную(Искусство влияет на внутренний мир человека, оно способно восстановить в человеке психическое равновесие) · Воспитательную (способность художественных произведений влиять на становление личности, формировать мысли и чувства людей) · Эстетическую (искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека) Познавательную (способность произведений искусства отражать различные стороны жизни) · функцию предвосхищения (фантастические, социально-утопические, и социально-прогнозирующие произведения)
  Буддизм одна из древнейших мировых религий (наря­ду с христианством и исламом).
  1. Возник в б—5 вв. до н. э. в Древней Индии.
  2. Основателем считается Сиддхартха Гаугама, ставший Буддой (просветленным).
  3. Буддизм проповедует избав­ление от страданий через самосовершенствование, размышле­ние и созерцание путем отказа от желаний и достижения «выс­шего просветления» — нирваны.
  4. В связи с этим основой буд­дизма является учение о четырех благородных истинах: есть стра­дание; есть его причина; есть необходимость избавиться от стра­дания; есть путь освобождения от страдания (нирвана).
  5. В мире исповедуют буддизм во всем множестве его течений и направлений примерно 500 млн человек.
 
  Ислам (от арабского слова «покорность») — одна из ми­ровых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама назы­вают мусульманами. По количеству приверженцев является вто­рой религией в мире (после христианства), общая их числен­ность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства. иудаизма и местных религиозных верований. Основате­лем ислама является Мухаммед (570 — 632). Вероучение изло­жено в священной книге Коране. Основной догмат ислама — поклонение единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле все­вышнего, но и земным властям. Для ислама характерно актив­ное проникновение во все сферы жизни людей, когда практи­чески любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В России ислам исповедуют 13 млн чело­век (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны
  Иудаизм самая древняя монотеистическая (см. Моно­теизм) религия в мире. Возник в конце II — начале I тысяче­летия до н. э. в Палестине, распространен в основном среди евреев. Основные положения вероучения изложены в Торе и Талмуде. Основа иудаизма — вера в единого Бога Яхве, бес­смертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии (спа­сителя), богоизбранность еврейского народа. Иудаизм содержит множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все сферы быта верующих. Иудаизм оказал влияние на формирова­ние христианства и ислама. Общая численность верующих иудеев составляет приблизительно 20 млн человек.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.