|
|||
Работа № 4. Использование правил продукции для представления знаний. прямая цепочка рассуждений. Теоретическая частьРабота № 4 Использование правил продукции для представления знаний. прямая цепочка рассуждений Цель работы: Научиться использовать метод правил продукции для представления знаний на основе прямой цепочки рассуждений.
1. Теоретическая часть Представление знаний с помощью правил продукции – самая распространенная форма реализации БЗ. С помощью продукции можно описать практически любую систему знаний. Правила продукций представлены в виде импликации: pi : si ® di , где pi - правило продукции, si - условие применения правила, di - результат применения правила.
Рис.5. Пример использования правил продукции: 1. Если есть цены на выпускаемые изделия (A) - завод отпускает продукцию (D). 2. Если завод выпускает продукцию и выполняет план по ее реализации (C) - рабочие получают премию (F). 3. Если рабочие получают премию и растет производительность производства (B)- завод производит продукцию сверх плана (Z).
Рассмотрим цепочки выводов. Прямой способ рассуждения. По известным фактам отыскивается заключение, которое следует из этих фактов и накапливается рабочая память. Это приводит к выполнению 2 правила. C & D® F, и факт «F» помещается в рабочую память. Тогда опять проверяются правила из базы. Первое правило выполняется F & B ® Z , вследствие этого Z заносится в рабочую память. А так как Z является целью, то поиск заканчивается. Этот метод называется прямой цепочкой рассуждений, поскольку поиск новой информации происходит в направлении стрелок, разделяющих левые и правые части правил.
Рис.6. Пример реализации прямой цепочки рассуждений Обобщённый алгоритм работы системы, реализующий прямую цепочку рассуждений, можно свести к следующему : 1. Определить исходное состояние. 2. Занести переменную условия в очередь переменных логического вывода, а её значение - в список переменных. 3. Просмотреть список переменных и найти ту переменную, имя которой стоит в начале очереди переменных логического вывода. Если переменная найдена, записать в указатель переменных условия номер правила и число 1. Если переменная не найдена, перейти к шагу 6. 4. Присвоить значения не проинициализированным переменным условной части найденного правила (если такие есть). Имена переменных содержатся в списке переменных условия. Проверить все условия правила и в случае их истинности обратиться к части ТО правила. 5. Присвоить значение переменной, входящей в часть ТО правила, и поместить её в конец очереди переменных логического вывода. 6. Удалить переменную, стоящую в начале очереди переменных логического вывода, если она больше не встречается в условной части какого-либо правила. Закончить процесс рассуждений, как только опустеет очередь переменных логического вывода. Если же в очереди ещё есть переменные, вернуться к шагу 3. 2. Порядок выполнения работы: 1. Изучить теоретическую часть по приведенным выше данным и дополнительной литературе. 2. Просмотреть демонстрационный пример. 3. Получить у преподавателя вариант задания для выполнения. 4. Построить прямую цепочку рассуждений
3. Варианты заданий Реализовать прямую цепочку рассуждений для следующих задач: 1. прогнозирование неисправностей электронной аппаратуры 2. прогнозирование неисправностей автомобиля 3. прогнозирование заболеваний (по выбору) 4. прогнозирование (по выбору) a. спортивных мероприятий b. телепередач c. природных катаклизмов и т.п. 5. классификация объектов (по выбору) 6. задачи информационно-советующего характера (по выбору) a. помощник заведующего склада b. помощник аптекаря c. помощник оператора справочной службы d. выбор должности e. проведение отпуска и т.п.
|
|||
|