Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методическое сообщение



 

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования города Перми

«Детская художественная школа № 2»

 

 

Методическое сообщение

Пленэр в 3 классе (ФГТ). Выполнение зарисовок и этюдов архитектурных элементов

в рамках выездного пленэра преподавателей ИЗО ДШИ и ДХШ города Перми, который прошел в городе Усолье.

 

Провела: Кобякова Елена Анатольевна

Преподаватель спец. дисциплин,

МАУ ДО «Детская художественная школа № 2»

Город Пермь

 

 

 15-16 сентября 2018 г.

 

Инновационным является преподавание изобразительного искусства в тесной взаимосвязи сэкологическим воспитанием. Через изучение тем предметов, изучаемых в художественной школе (рисунок, живопись, композиция) у учащихся развивается и формируется художественное и экологическое сознание, любовь к окружающей природе. В условиях глобального экологического кризиса наличие и развитие у человека на всех этапах жизни экологической культуры является необходимым. Развитие экологической культуры происходит на занятиях в художественной школе, особенно на занятиях на открытом воздухе по пленэрной практике, проводимых на природе.

 

Пояснительная записка.

 

В художественной школе в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы по рисунку и живописи в июне проходит летняя практика - пленэр. Являясь преподавателем группы 3 курса художественной школы, я понимаю необходимость для юных художников работы на природе. В ученических зарисовках и этюдах выражается опыт детского восприятия природы, окружающей среды. Постепенно у ребенка наряду с обязательными для профильного художественного образования навыками в рисовании и живописи раскрываются творческие способности образного восприятия природы, наблюдения, гармоничной любви ко всему живому. Так происходит воспитание личности, формирование художественной и экологической культуры ребенка.

Архитектурный пленэр занимает важное место в структуре образовательной программы учащихся. Пленэрные зарисовки и этюды могут включаться как отдельные задания по курсу академического рисунка и живописи, так и составлять основной объём работы учащихся на пленэрностроительных ознакомительных практиках по окончании 3-его курса обучения. Для формирования профессиональной компетентности пленэрной практики рекомендуется проводить выездными, объектами практики может служить город Пермь, имеющие уникальные исторические архитектурные сооружения, современные ансамбли, природные достопримечательности.

Тематика архитектурного пленэра в рамках выездных практик может быть достаточно широка – от зарисовок небольших архитектурных элементов в среде до изображения монументальных архитектурных ансамблей.

При выполнении зарисовок и этюдов архитектурных элементов в среде можно порекомендовать поискать сюжет в исторической части города, где можно найти очень интересные с художественной точки зрения архитектурные элементы: фактурные арки, колонны с капителями, атланты, ворота, балконы, входные группы и пр. Так же, как и в любой другой теме архитектурного пленэра, большое значение в этих работах имеет выбор выразительного ракурса, грамотное построение с учётом линейной перспективы. В изображении малых архитектурных форм (скульптур, небольших мостиков, павильонов, ротонд, лестниц и пр.) задание усложняется необходимостью выбора соотношения изображаемого неба, поверхности земли, природного окружения архитектурного объекта. При изображении архитектурных элементов и малых архитектурных форм большое внимание уделяется детальной проработке рисунка или этюда, передаче фактуры материала с учётом естественного природного освещения.

При выполнении перспективных зарисовок и этюдов городских улиц можно совмещать эту тему с темами передачи динамики архитектурного пространства, выделения пространственной доминанты. При выполнении перспективных зарисовок городских улиц предпочтительно построение рисунка во фронтальной линейной перспективе с одной точкой схода на линии горизонта. В композиции зарисовки необходимо выбрать правильное соотношение изображаемого неба, поверхности земли, определить наиболее выразительную точку зрения (высокий или низкий горизонт), определить место сюжетно-смыслового центра композиции. При выполнении перспективных зарисовок также можно применять угловую линейную перспективу, в этом случае необходимо тщательно выбирать сюжет зарисовки, искать интересную уличную развязку.

 

Цель и задачи пленэрной практики.

Цель: передача мотивов исторического архитектурного ансамбля в зафиксированном состоянии среды.

Задачи:

-передать определённое состояние природы;

-создать эмоционально-выразительную образность мотива (обобщенная трактовка формы, цвета);

-освоить технические приёмы;

-закрепить знания по наглядной линейной и свето-воздушной перспективе, отработать навыки по передаче пропорции, определению масштаба, выявлению существенного.

 

Этапы работы над этюдом архитектурного пейзажа (3-4 часа)

1. Выбрать наилучшую точку наблюдения (возможно использование рамки видоискателя, вырезанной из бумаги).

2. Выбрать сюжет (выявить композиционный центр – объект, на котором сосредотачивается основное внимание в изображении).

3. Наметить общие габариты объекта, ракурсные положения. Соотношения (небо и земля).

4. Выявить плановость (первый план – контрасты, второй план – смягчение силуэта).

5. Прорисовать детали архитектурных элементов, усилить или ослабить по цветовому тону, свету, насыщенности.

6. Работать от общего к частному.

 

Практическое задание:

1. Выполнить зарисовки, этюды памятников архитектуры, декоративных элементов, жилых, общественных, промышленных зданий с натуры.

2. Выполнить зарисовки отдельных элементов (деревья, группы деревьев, улица с транспортом и др.)

3. Выполнить зарисовки, этюды пейзажа с доминирующим композиционным началом. Разные точки зрения – высокая, низкая; сдержанное колористическое решение.

Материалы: бумага (тонированная), карандаш, фломастер, кисть, акварель, тушь.

 

Методы обучения:

Для достижения поставленной цели и реализации задач пленэрной практики используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, беседа, рассказ);

· наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);

· практический;

· эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

По характеру деятельности учащихся:

· репродуктивный

· частично-поисковый

· исследовательский.

Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.

 

Сообщение нового материала:

Преподаватель показывает учащимся поэтапную работу над работой, указывает на особенности выполнения задания; объясняет последовательность работы над заданием, выполняя на планшете образцы набросков и этюдов:

 

Самостоятельная работа учащихся:

После знакомства с новым материалом учащиеся приступают к самостоятельной работе над набросками, зарисовками и этюдами. Преподаватель отслеживает выполнение задания и степень усвоения новой темы каждым ребёнком в группе, по мере необходимости делает общие и индивидуальные замечания по работам, помогает исправить ошибки, корректируя те или иные аспекты композиционных решений словесными указаниями, либо выполняя на отдельном листе примерный вариант эскизного изображения.

 

Успешность выполнения работы зависит не только от способностей и желания учащегося, но и от индивидуального подхода преподавателя к каждому ученику. При выполнении заданий проведенного занятия я пыталась помочь учащемуся в поиске ракурса, натурного объекта. Образные замыслы ребят посильными средствами воплотились в целостных графических и живописных композициях.

 

См. ПРИЛОЖЕНИЕ.

 

Список литературы, используемой для занятия

Для преподавателя:

 

1. Аксенов Ю., Левидова М. Цвет и линия: Практическое руководство по рисунку и живописи. М.: Советский художник, 1976.

2. Голубева О. Л. Основы композиции. М.: Изобразительное искусство, 2001.

3. Дольский В. Д. Познавательные изображения. Выпуск второй: Художественно-технические средства. М.: Издательство МГУП, 2000.

4. Живопись: Учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Михайлов А.М., Искусство акварели, Москва, «Изобразительное искусство», 1995 г.

6. Ростовцев Н.Н., Игнатьев С.Е., Шорохов Е.В., Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия, Учебное пособие для педагогических вузов, Москва, «Просвещение», 1989 г.

7. Н.М. Сокольникова, Краткий словарь художественных терминов, Обнинск, Изд-во «Титул», 1996 г.

8. Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство.4 класс. Учебник, «Ассоциация ХХI век», 2012 г.

9. Барщ А. О. , Наброски и зарисовки, «Просвещение», 1970 г.

 

Для учащихся:

1. Соколова О. Ю. Секреты композиции: Для начинающих художников. М.: Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2002.

2. Библиотечка «Юного художника», Иванов В.И. «О тоне и цвете. Советы начинающим», Москва, «Юный художник», 2002 г.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 


Панорама города

Приложение 2

 

Ансамбль улицы

Приложение 3

 

 

 

Ансамбль площади

Приложение 4

 

 

Ансамбль сквера

Приложение 5

 

Ансамбль площади


Приложение 6

Архитектурные детали

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.