Этапы работы
| Направление коррекционно-речевой работы
| Виды работ
| Оборудование и материал
|
Развитие речевого слуха, зрительного, слухового внимания и памяти.
| Развитие зрительного внимания и памяти.
| Игры, направленные на развитие зрительного внимания и памяти:
- «Делай так»;
- «Что изменилось?»;
- «Чего не стало?»;
- «Составление целого предмета из частей»;
- «Найди фигуру по подобию»;
- « Кто больше запомнит или увидит».
| Предметные картинки; игрушки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.
|
Развитие слухового внимания и памяти.
| Игры, направленные на развитие слухового внимание и памяти:
- «Угадай, чей голос»;
- «Улиточка»;
- «Улови шепот»;
- «Жмурки с голосом»;
- «Где позвонили?»;
- «Скажи, что звучит»;
- «Лягушка».
| Звучащие игрушки; презентации; компьютерная техника.
|
Развитие речевого слуха
| Игры, направленные на развитие речевого слуха:
- «Запомни и воспроизведи»;
- «Поймай звук, слог»;
- «Эхо»;
- «Отстукай ритмический рисунок».
| Речевой материал (слоги, звуки); презентации; компьютерная техника.
|
Развитие мелкой моторики рук
| Развитие мелких движений кистей рук и пальцев.
| 1) Упражнения «Рыбка», «Бинокль», « Очки», «Флажок», «Веер» (для пальцев); проба «ребро – кулак - ладонь».
2) Вычерчивание фигур.
3) Обведение шаблонов.
4) Вырезание ножницами различных фигур.
5) Разбирание по сортам семян, мозаик – по цвету.
6) «Волшебный чемоданчик»
7) Лепка, штриховка, рисование по контуру, пунктиру.
8) Комплекс упражнений с массажными мячиками.
9) Самомассаж ручной моторики.
10) Упражнения с аппликатором «Кузнецова»
| Трафареты; шаблоны; раскраски; ножницы; семена; мозаика; пластилин; «Волшебный чемоданчик»; цветные карандаши; массажные мячики; прищепки бельевые; ипликатор «Кузнецова»; картотека упражнений самомассажа.
|
Развитие артикуляционного аппарата
| Развитие подвижности артикуляционного аппарата
| 1. Упражнения, направленные на развитие подвижности губ:
- «Оскал»;
- «Хоботок»;
- «Хоботок» с последующим «оскалом»;
- «Трубочка»;
- «Бегемотики открыли ротики»;
- «Рупор»;
- «Лягушка»;
- «Зайчик»;
- «Окошко»;
- «Кружок»;
- «Кучер»;
- Раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы;
- Удерживание бумажных трубочек;
- Комбинированные упражнения под счет.
2. Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка:
- «Пошлёпать язычок»;
- «Покусать язычок»;
- «Чашечка»;
- «Иголочка», («Жало»);
- «Лопатка»;
- «Любопытный язычок»;
- «Вкусное варенье»;
- «Часика», («Маятник»);
- «Качели»;
- «Почистим зубки»;
- «Орешки»,(«Конфетка»),(«Забей гол»);
- «Парус»;
- «Маляр»;
- «Кошка сердится»;
- «Фокус», («Снегопад»);
- «Лошадка»;
- «Останови лошадку»;
- «Дятел»;
- «Барабанщики»;
- «Индюшата»;
- «Катушка»;
- «Гармошка»;
- «Забей мяч в ворота»;
- «Горка»;
- «Ветерок дует с горки»;
- «Ступеньки»;
- «Жуем блинчик»;
- «Грибок»;
- «Пароход».
| Настенное зеркало; индивидуальные зеркала; марлевые салфетки; бумажные трубочки;
иллюстрации; презентации; компьютерная техника.
|
Развитие высших психических процессов.
| Развитие внимания
| Игры и задания, способствующие развитию внимания:
- «Лабиринты»
- «Построй дорожку»
- «Быстрее нарисуй»
- «Назови предмет»
- «Кто больше увидит»
- «Составь картинку»
- «Сравни картинки»
- «Найди одинаковые предметы»
- «Найди пару»
- «Угадай - ка»
| Предметные картинки; сюжетны картинки; лабиринты, цветные карандаши; счетные палочки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.
|
Развитие памяти
| Игры и задания, способствующие развитию памяти:
- «Что изменилось»
- «Чего не хватает»; «Выучи стихотворение»
- «Волшебный экран»
- «Запомни как можно больше предметов»
- «Запомни и покажи, запомни и назови»
- «Найди, кто спрятался»
7. «Что не правильно» и др.
|
Развитие мышления
| Игры и задания, способствующие развитию логического мышления:
- «Найди сходство и различия»
- «Назови предмет»
- «Составь картинку»
- «Почини сапожки»
- «Помоги вышить коврик»
- «Подбери заплатку к платочку»
- «Собери бусы и гирлянды»
- «Что сначала, что потом»
- «Найди недостающий предмет»
- «Какой из четырех предметов лишний»
- «Найди и обведи»
- «Последовательность»
- «Найди недостающую деталь»
- «Отгадай загадку»
- «Исправь Незнайкины картинки»
16. «О чем говорится» и др.
|
Развитие воображения
| Игры и задания, способствующие развитию воображения:
1. «Раскрась картинку»
2. «На что похоже»
3. «Подбери узор»
4. «Облака»
5. «Волшебный чемоданчик»
6. «Сказочные истории»
7. «Что я видел, не скажу, а покажу»
8. «Придумай и расскажи, придумай и дорисуй»
9. «Придумай сказку»
10. «Что стоит у нас в квартире»
|
Постановка и коррекция звуков
| Знакомство с артикуляцией звуков
| - Показ артикуляции перед зеркалом.
- Показ профиля данного звука.
- Показ положения языка кистью руки.
- Наглядная демонстрация вибрации языка.
- Закрепление артикуляционных упражнений.
- Работа с профилями гласных звуков
| Зеркало настенное; зеркала настольные; профили звуков; шпатели; игровой материал.
|
Специальные упражнения для звука [ С], [ С' ], [ З ], [ З' ]
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
|
- Работа над вспомогательными звуками:
· многократные удары кончика языка у верхних десен (шепотное «т-т-т»);
· присоединение голоса («д-д-д»);
· выполнение сильного задувания, вызывающего дрожания кончика языка («тс-с-с-ссс»)
- Механическая помощь при постановке звука:
· Удерживание кончика языка у нижних резцов шпателем;
· Образование холодной струи воздуха ( упражнение «Ледяная горка»)
- Игры и упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:
· «Прятки»; «Хомяк»; «Кружок»; Чередование «Толстячки - Худышки»; «Шарики»; «Самовар»; «Шлепаем губами по языку»; «Покусаем язык»; «кусаем боковые края языка»; «Почисти зубки»; «Загоним мяч в ворота»; «Лопаточка».
· Работа над силой выдоха: «Фокус», «Останови лошадку», «Загнать мяч в ворота», «Листопад», «Кто сильнее будет дуть».
· Имитационные игры.
| Полоски бумаги;, карандаши; пробирки; соломинки разных размеров; воздушные шарики; иллюстрации к материалу; презентации; компьютерная техника.
Логопедические зонды, вата, спирт.
Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника.
|
1. Игра в «Ути»;
2. массаж языка в случае бокового произношения.
|
|
Специальные упражнения для звука [Ш], [Ж]
| · Первый способ: от «Чашечки»;
· Второй способ: постановка звука [Ш] от звука [Р]:
· Третий способ: механическая помощь при постановке звука: прижатие зондом широкого языка к верхним деснам от [С]
Упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики:
· «Улыбка»;
· «Дуем на лопаточку»;
· «Горка»;
· «Ветерок дует с горки»;
· «Мостик построим – мостик разрушим»;
· «Чистим нижние зубы»;
· «Катушка»;
· «Жуем блинчик»;
· «Чашечка»;
· «Вкусное варенье»;
· «Ступеньки»;
· «Фокус»;
· «Не разбей чашечку».
| Логопедические зонды, вата, спирт.
Артикуляционные профили; иллюстрации артикуляционных упражнений; презентации, компьютерная техника.
|
Коррекция звука
Работа над:
· Точностью;
· Чистотой (без вспомогательных движений);
· Плавностью;
· Силой (с напряжением);
· Темпом (от замедленного к быстрому);
· Достижением устойчивости полученного результата.
| Игры, направленные на развитие физиологического и речевого голоса и дыхания:
- «Фокусник»
- «Листопад»
- «Холодный ветерок»
- «Погаси свечу»
- «Саночки спустились с горки»
- «Ветерок качает листок»
- «Погреем ручки»
- «Футбол»
- «Султанчики»
- «Ветер шумит»
- «Слоненок пьет водичку»
- «Надуй шарик»
- «Самолетики»
- «Парашютист»
- «Лошадки фыркают»
- «Останови лошадку»
- «Спутник»
- «Сделай в стакане бурю»
- «Сдуй снежинку»
- «Ураган»
- «Пароход гудит»
- «Ветер гудит»
- «Кто сильнее будет дуть»
Мультимедийные презентации
| Султанчики, ватные шарики, надувные шарики, оборудование для дыхательной гимнастики (листочки, самолетики, парашютисты, свечи, снежинки), стакан с водой, одноразовые трубочки;
Дидактические пособия;
Мультимедийные презентации, компьютерная техника.
|
Специальные упражнения для дизартриков (дополнительно)
| - Работа над голосом:
· Вдох и выдох через рот с последующим прибавлением голоса;
· Произнесение гласных и их сочетаний с изменением силы и высоты голоса
- Работа над дыханием:
· Выработка плавного длительного выдоха;
· Работа над силой выдоха
· Различение теплой – холодной воздушной струи
|
|
Автоматизация поставленного звука в речи
| Работа над звуком
1. Звук в слоге:
· открытом;
· закрытом;
· в звукосочетаниях
2. Звук в слове:
· в начале;
· в середине;
· в конце;
· в сочетаниях с гласными
3. Звук в предложении.
4. Звук в тексте.
5. Пословицы, поговорки, стихи.
6. Скороговорки, чистоговорки.
| - Произнесение слов, слогов и предложений.
- Работа с таблицами.
- Работа за компьютером;
- Работа с презентациями;
- Работа с игровым материалом, картинками, электронным игровым материалом..
- Чтение текстов.
- Пересказ текста;
- Составление рассказа по сюжетной картинке;
- Составление рассказа по серии картинок;
- Составление рассказа по опорным словам;
- Составление рассказа на заданную тему;
- Работа с деформированным текстом.
- Заучивание и проговаривание пословиц, чистоговорок, поговорок, стихов и скороговорок.
| Слоговые таблицы; игрушки; игры; предметные картинки; сюжетные картинки; картинки с загадками, скороговорками; презентации; компьютерные игры; компьютерная техника.
|
Развитие фонематических процессов
1. Развитие фонематического восприятия.
| Игры и задания, способствующие развитию фонематического восприятия:
- «Поймай звук»
- «Поймай слог»
- «Какой слог лишний?»
- «Сколько звуков в слоге?»
- «Назови первый звук»
- «Разбросай» звуки»
- «Найди картинку в названиях, которых есть звук, (слог)»
- «Подружи» звуки, (слоги)»
- «Подскажи конец слова»
- «Дополни слово»
- «Какие звуки есть в слове»
- «Пригласи» звук (слог)»
- « Подскажи недостающий звук, (слог)»
- «Какого звука (слога) не хватает»
- «Выделение звука (слога) из ряда»
| Предметные картинки; сигнальные карточки; дидактические игры; презентации; компьютерная техника.
|
2. Формирование фонематического анализа
|
1. Определить первый звук в слоге, слове.
2. Определить последний звук в слове.
3. Назвать все входящие в слово звуки.
4. Определить количество звуков, слогов, слов.
5. Назвать звуки по порядку.
6. Назвать, звук, который стоит перед данным и после него.
|
Мячи; кружки; «светофорчики»; конверты с кружками; предметные картинки.
|
3. Формирование фонематического синтеза.
|
- Составить из названных звуков слог, слово.
- Игра с мячом «Доскажи словечко».
- Составь из букв разрезной азбуки слово.
- Игра «Умный телефон».
- «Угадай слово»
- «Назови слово»
- «Эхо»
| Наборное магнитное полотно; коробка с разрезными буквами; слогами.
|
4. Развитие фонематических представлений.
|
1. Подобрать слово на заданный звук, слог.
- Придумать слово по количеству звуков, слогов.
- Подобрать картинки на заданный звук.
- Преобразовать слова:
· Добавить начальный или конечный звук;
· Изменить гласный или согласный;
· Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке;
· Работать с использованием схем (вписывать буквы в кружки);
· Разгадывать ребусы, шарады.
| Картинный материал для автоматизации поставленных звуков; альбом для закрепления поставленных звуков; логопедическое лото на автоматизацию и дифференциацию звуков; папки с речевым материалом для автоматизации и дифференциации поставленных звуков; презентации; компьютерная техника.
|
Дифференциация смешиваемых звуков.
|
1. Пересказ различных текстов.
2. Составление рассказов:
· По опорным словам;
· По сюжетным картинкам;
· На заданную тему;
· Придумывания части рассказа
3. Инсценирование сказок;
4. Работа со сказками – фильмами.
|
Игрушки; сюжетные картинки для детей дошкольного возраста; картинки по развитию речи; настольный театр; магнитофон; презентации; компьютерная техника; сборники по исправлению недостатков произношения.
|
Автоматизация и дифференциация звука в самостоятельной речи. Закрепление звука в речи. Работа на следующим звуком.
| 1. Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения.
2. введение звука в самостоятельную речь
| · Герасимова А., Жукова О., Кузнецова В. Уникальная методика развития дошкольника. – СП., 2002.
· Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Т. 2. – СПб., 1997.
· Крылова Т. Учимся говорить правильно. – М., 2003.
· Лопухина И. Логопедия / Речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
· Буденая Т.В., Логопедическая гимнастика. – СПБ., 2001.
· Пожеленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999.
· Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Воспитание звуком. – СПб., 2003.
· Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004
· и др.
|