|
|||
О начале русской землиО начале русской земли
Краеугольный вопрос российской истории в летописи Нестора: «Вoт повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля» не даёт покоя историкам и неравнодушным исследователям древнейших перипетий родного отечества. Часть сограждан уверена в том, что в заглавии уважаемый монах не разделял название земли и её начало с воцарением в Киеве основателя новой династии. По мнению другой части моих оппонентов Киев считается русской землёй ещё со времён Кия. Кий – личность легендарная, его дат правления в хронологии нет, как не обозначена и принадлежность его к тому или иному народу. Попробуем разобраться, о чём сказал Нестор, чего не заметили убеждённые сторонники начала русской земли из Киева. «По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди» (ПВЛ). Цепь событий: прошло некоторое время с кончины легендарного киевского князя как возникли притязания древлян к полянам. Далее. “И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: „Платите нам дань»” (ПВЛ). Хазары появляются после озвученных событий. Кий уже в прошлом, городом владеют хазары. Названия русская земля нет. Более тактичная формулировка: хазарская. Лишь в конце рассказа о дани мечами Нестор даёт имя тем, кто в данной ситуации контактировал с каганатом. «Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день» (ПВЛ). Слово РУССКИЕ появилось позже исчезновения Кия! Таким образом он к данному названию отношения не имеет. Киев распорядился назвать «матерью городов русских» появившийся в нём Олег. Вотчина полян РУССКОЙ землёй до этого момента не считалась. В отличие от русских городов, уже существовавших ранее и имевших отношение к названию, которым Киев только сейчас должен был стать матерью. Таких судя по множественному числу как минимум несколько, поэтому Киев никак не может считаться началом РУССКОЙ земли! О происшествии (выплата дани оружием) читайте в книге. Идём далее. Как другие летописцы формулировали аналогичные исторические вопросы? Наиболее древний свод «Новгородская первая летопись» начинается словами: «Временникъ, еже есть нарицается лѣтописание князеи и земля Руския, и како избра богъ. Вперёд нашу на послѣднѣе время, и грады почаша бывати по мѣстом, преже Новгородчкая волость и потом Кыевская, и о поставлении Киева, како во имя назвася Кыевъ». Русская земля начинается наперёд с Новгородской, а уже затем название доходит до Киевской. У наших предков, живших в давнишние времена понимание в данном вопросе без сомнений однозначное. Читаем более позднего чем Нестор автора: «Откуда пошла Русская земля, и кто в ней первым начал княжить, и откуда Русская земля стала есть, о сём начнём повесть сию»(Патриаршая летопись). В ней первое упоминание Киева с термином русский не ранее: «О пришествии Руси на Царьград. И когда приидоша из Киева Русский князь Осколд и Дир на Царьград…» (Патриаршая летопись). Поход состоялся в 860 году, хотя и ранее появления Олега в Киеве, но и он состоялся несколько позже первой летописной даты Нестора с наименованием земли русской. Рассмотрим следующий исторический документ для сопоставления смысла названия труда. Заглавие Софийской I летописи текстуально почти слово в слово совпадает с «Повестью временных лет» и по смыслу является образцом генеративной семантики: «Повѣсти временныихъ лѣть, откоудоу пошла Роуская земля, и кто в ней перво почя княжити, и откоудоу Роуская земля стала есть».Порядок слов (в сравнении с ПВЛ) не изменён, за исключением трансформации «в Киеве» на «в ней», при этом совершенно меняется смысл фразы и анонс приобретает общероссийский оттенок постановки проблемы, а не келейно-местечковый. Нестор в силу приверженности к киевской власти изменил первоначальную основу исследовательской задачи, разделив первичный единый вопрос относящийся исключительно к РУССКОЙ ЗЕМЛЕ на два совершенно независимых. В древнейшем своде текст заглавия не имел названий конкретных населённых пунктов, ибо для того и ставился. Доказательства фривольности трактовки заглавия Нестором: Софийская I летопись содержит сведения, отсутствующие в ПВЛ, что неизбежно приводит к общей основе произведений, так называемому «древнему своду» из которого некоторые подробности при переписывании были исключены монахом Киево-Печёрского монастыря. Скорее всего даже не Нестором, а неизвестным, пока остающимся для исследователей инкогнито, однако оставившим в хронологии «Повести временных лет» характерные улики. Проследим цепь событий с начала годичного раздела «Повести временных лет» для определения степени абсурдности вычисления первенства названия земли РУССКОЙ между Киевом и Ладогой. «В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля» (ПВЛ). В самой первой дате (исключительная важность которой до сих пор не осмыслена) отсчёта лет в произведении Нестора сразу же появляется название земли! Где происходят описываемые события? «Но возвратимся мы к прежнему и расскажем, что произошло в эти годы, как уже начали: с первого года царствования Михаила, и расположим по порядку года». «В год 6367 (859). Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с поля, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма» (ПВЛ). Варяги, т.е. русь брали налоги с подвластных племён определённой территории. Чуди, мери, кривичей в Киеве нет. Разделение властных полномочий чётко обозначено. Русь владеет севером новой страны, на юге господствуют хазары. Почему Киев должен называться русским? Год в летописи указан. Земля Ладожская уже 7 лет как русская – протекторат варягов-русов. «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, – вот так и эти» (ПВЛ). Из Киева варягов-русов выгонять не за что, т.к. с полян они дани не брали, следовательно, речь о Ладоге и вышеназванных народах. Они выгнали русов с земли, названной РУССКОЙ. Из древней Ладоги! Сделаю важную пометку. Не просто русов, а именно русов-варягов, не местных, пришедших за данью. Может быть другие летописцы имели отдельное мнение? Что о названии земли говорит «Новгородская первая летопись»? «И от тѣх Варягъ, находникъ тѣхъ, прозвашася Русь, и от тѣх словет Руская земля; и суть новгородстии людие до днешняго днн от рода варяжьска». Варяги шли с Балтики и географически не могли попасть в Киев раньше Ладоги и Новгорода. Никаких сведений в летописях о дунайской или какой-то другой руси в текстах нет, летописцы не писали о неизвестной им руси, точнее описывали исключительно русь с южного берега Балтики (на что у Нестора и других авторов имелось разумное обоснование). Ругиланд на Дунае исчезает из исторических источников после смерти Аттилы, гибели империи гуннов и воцарении Одоакра в Италии. Другие названия стран с корнем «рус», «рос», «руг» расположенные в удалении от Балтийского моря в исторических документах IX века отсутствуют. Где географически проживала известная монахам русь? «Ляхи же и пруссы, чудь сидят близ моря Варяжского. По этому морю сидят варяги: отсюда к востоку – до пределов Симовых, сидят по тому же морю и к западу – до земли Английской и Волошской» (ПВЛ). Напомню читателям о тождестве терминов: русь и варяги. Первый – имя народа, второй – прозвище. Очевидный вывод. Нет оснований считать первую датированную запись ПВЛ относящейся к Киеву. Данная статья написана исключительно в исследовательских целях. Предполагаю, что некоторые оппоненты будут отрицать любые разумные доводы первичности именования русскими земель Ладоги вследствие политизированности вопроса. Как будто первенство названия в летописях какой-либо из частей общих земель русов имеет глобальное общемировое значение. Исключительно с точки зрения географии русы пришли сначала в Ладогу - затем в Киев, тем самым дали имя северной части страны немногими годами ранее, зато юг имеет собственный значительный исторический козырь, связанный с именем РУСОВ, что без сомнения служит поводом для гордости. Окончательный аргумент, исключающий всевозможные инсинуации представлен в книге.
|
|||
|