Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТРУДОВОЙ ФРОНТ РОССИИ. Окружающий мир» системы «Перспектива», 4 класс, 2 часть, с. 86-91)



ТРУДОВОЙ ФРОНТ РОССИИ

(«Окружающий мир» системы «Перспектива», 4 класс, 2 часть, с. 86-91)

Новицкая Марина Юрьевна, кандидат филологических наук, автор учебников «Окружающий мир» системы «Перспектива»

Цель изучения данной темы: освоение материала направлено на то, чтобы ребёнок понимал важность бережного отношения к документам (письмам, фотографиям) и реликвиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., хранящихся в семьях; умел характеризовать документы, реликвии и воспоминания  в своей семье, как живые свидетельства о судьбе отдельной человеческой личности, и вместе с тем — как факты истории всего народа и основу его исторической памяти; мог приводить примеры таких свидетельств, хранящихся в музеях, в том числе — своего края.

Первый шаг. Обратите внимание на тему урока. Прослушайте вместе с ребёнком песню «Нет в России семьи такой…». Во время звучания песни можно подпевать по тексту, напечатанному на «Дополнительных страничках» (с. 137), затем прочитать рассказ об авторе песни — фронтовике Евгении Даниловиче Аграновиче, рассмотреть фотографию, фронтовые награды поэта, узнать, для какого фильма был создан им текст песни. Это вступление раскроет смысл названия урока, станет развёрнутым эпиграфом к результатам работы над собственным семейным архивом.

Второй шаг. Предложите ответить на вопросы рубрики «Вспомните», включая текущий урок в серию уроков, посвященных памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Третий шаг.Обратите внимание ребёнка на изображение награды рядом с названием урока. Предложите прочитать в учебнике на «Дополнительных страничках» (с.136-137) рассказ об ордене Александра Невского. Это повествование может стать примером характеристики фронтовых наград в вашем семейном архиве. Прочитайте текст на с. 86-87 и рассмотрите фотографии рукотворных книжек. Обратите внимание ребёнка на тщательность, с которой они сделаны. Так ребёнок познакомится с воспоминанием о детях-беженцах и о заботе, проявленной к ним.

Если есть возможность, поработайте с семейным архивом. Рассмотрите фотографии ваших родственников — фронтовиков и тружеников тыла. Расскажите ребёнку об их судьбе. Это станет подготовкой для выполнения проекта «Моя семья в истории России» в рабочей тетради (с. 48-49).

Если такой возможности нет, материалом для подобной работы станет мемориальный разворот на с. 88-89, где представлены в качестве примера разные формы увековечения памяти в семье, а также в разных городах и селах нашей страны. Предложите ребёнку рассмотреть фотографии и выполнить задание для оформления «Страниц памяти» в рабочей тетради или на любом другом носителе, в том числе — создав мемориальный файл в компьютере. Используйте информационный ресурс электронного приложения, чтобы познакомиться с прекрасными работами ваших сверстников по сохранению памяти о военных и трудовых подвигах своих родственников, их друзей, коллег, земляков.

Четвёртый шаг: Продолжением формирования интереса и стремления к сохранению раритетов военного времени в семейных архивах через составление рассказа о документах, фотографиях, реликвиях своей семьи периода Великой Отечественной войны станет работа с повествованием и аннотациями к фотографиям в рассказе «Фронтовые письма и фотографии» в учебнике (с. 90-91). Это тоже определённый этап в подготовке «Страниц памяти». На этом этапе данный рассказ может стать примером оформления «Страниц памяти». Спросите ребёнка, какие сейчас есть возможности для того, чтобы связаться с теми, кто находится далеко от дома, и сравните их с тем, насколько ограниченными были эти возможности в военное время. Сравнение поможет представить себе, с каким нетерпением и волнением за родных ждали каждое письмо разлучённые войной люди. В военные годы из-за недостатка бумаги письма с фронта приходили в виде треугольников. Предложите прочитать фронтовое письмо лейтенанта М.М. Лященко, узнать о его трагической судьбе; рассмотрите фотографии и аннотации к ним на с. 90-91. Обратите внимание на важность свидетельств, сохранившихся в рассказах очевидцев и в трогательных надписях на оборотах фотографий.

Пятый шаг. По результатам работы предложите ребёнку побеседовать, ориентируясь на вопросы рубрик «Обсудим» и «Подумаем». Побуждайте его сочувствовать глубине человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах и других личных документах; помогайте ему формулировать свои суждения в этой до сих пор животрепещущей области семейных воспоминаний, которые, передаваясь от старшего поколения к младшему, сливаются в поток общенародной исторической памяти.

Шестой шаг. Закрепляя усвоение материала, предложите ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Соотнесите результаты работы в течение урока с выводом, который представлен в учебнике. Можно предложить ребёнку выполнить проект в рабочей тетради.

Важно!Беседуя с ребёнком, обращайтесь к теме «Великая Отечественная война и её следы в истории нашей семьи и всего российского народа». Формируйте и поддерживайте домашние традиции празднования памятных дат, связанных с военной историей семьи, родных, близких, друзей.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.