|
|||
Задания по музыкальной литературе преподавателя Оглоблина Б.Р.Задания по музыкальной литературе преподавателя Оглоблина Б.Р. Дата проведения 20.10.2012; 21.10.2021 3 класс I. Переписать от руки (очень тезисно) и выучить конспект по теме урока. II. Прислать фото конспекта мне на: Почту: ogloblin.bogdan@mail.ru или В Вконтакте: https://vk.com/id663284308 или Viber, WhatsApp: +380995256731 III. Ознакомиться с музыкальным материалом (слушать приведенные ниже пьесы и различать между собой) П. И. Чайковский «Детский альбом»: 1. «Игра в лошадки»; 2. «Марш деревянных солдатиков»; 3. «Болезнь Куклы»; 4. «Похороны куклы»; 5. «Новая кукла». ВАЖНО: присылайте выполненные задания в день урока!
Тема урока: Детские игры и игрушки в музыке (на примере «Детского альбома» П. И. Чайковского) История создания и общая характеристика «Детский альбом» П. И. Чайковского — первое обращение великого русского композитора к детской теме, сочинен он был в 1878 году на стихи поэта А. Н. Плещеева. Вдохновением к созданию цикла несложных фортепианных пьес на данную тематику послужила большая и искренняя любовь композитора к детям. Композитор с удовольствием проводил много времени с детьми сестры А. И. Давыдовой, не имея собственных детей, одному из них, своему племяннику, Володе Давыдову, Чайковский и посвятил «Детский альбом». «Детский альбом» также своего рода подражание Р. Шуману, его «Альбом для юношества» – знаменитый цикл фортепианных пьес на аналогичную тему, был написан немецким композитором ровно на тридцать лет раньше (1848 г.). Рядом с посвящением П. И. так пишет «подражание Р. Шуману». «Детский альбом» – это музыкальный рассказ о жизни ребенка 19 века. Всего один день проходит перед нами, но какой день! Здесь и задорные игры, и обязательные танцы (вальс, мазурка, полька), занимательная сказка няни и картины дальних стран. Здесь беззаботное время забав сменяется минутами огорчений и горя. В «Детском альбоме» 24 миниатюрные пьесы для фортепиано. Они рисуют счастливый, многогранный мир детства. В цикле просматривается несколько сюжетных линий. Первая из них связана с пробуждением ребенка и началом дня («Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама»). Следующий сюжет – игры, домашние забавы ребенка («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»). Некоторые пьесы цикла построены на народном песенном материале. В «Неаполитанской песенке» а также в «Итальянской песенке» Чайковским использованы подлинно народные итальянские мелодии. В «Русской песне» композитор обратился к русской народной плясовой песне «Голова ли ты, моя головушка». Пьесы № 6, 7, 8 и 9 образуют своеобразную кукольную сюиту[1]. Конечно же, это пьесы не только о куклах, но и о девочке, которая переживает болезнь куклы, её похороны, а спустя некоторое время радуется новой кукле. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и серьёзной душевной жизни ребёнка. В дальнейшем Чайковский отправляет ребенка в увлекательные музыкальные путешествия по Италии («Итальянская песенка», «Неаполитанская песенка»), Франции («Старинная французская песенка») и Германии («Немецкая песенка»). День ребенка близится к концу, что обозначается пьесой "Нянина сказка", рядом с которой – как ее особый, отдельный музыкальный персонаж появляется «Баба-Яга». Однако вскоре все сказочные волнения и страхи оказываются позади; их сменяет предвестница детских сновидений – «Сладкая греза». Музыка Пьеса №3. «Игра в лошадки» Игра в лошадки была одной из любимых у дворянских мальчиков. Музыка пьесы рисует мчащихся всадников. В воображении возникают разные приключения, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий конь, а игрушечный или вовсе палочка! Всё происходит как-бы взаправду. Сколько переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне! Музыка рассказывает об этом. Однотипный ритмический пульс имитирует цокот копыт игрушечной лошадки.
Пьеса №6. «Болезнь куклы» Печальная музыка об искренних переживаниях девочки, которая относится к своей любимой игрушке-кукле как к живой. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась? Заболела и может умереть? Характерная черта этой пьесы – отсутствие в ней сплошной мелодической линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох. Секундовые интонации создают образ капающих слез. Форму пьесы можно определить как одночастную, состоящую из двух периодов с кодой. Жалобно звучат «вздохи» куклы в первом предложении, переходящие затем в приглушённые стоны, когда они переносятся в низкий регистр. «Страдания» куклы достигают предела во втором периоде, содержащем напряжённую кульминацию. Пьеса имеет долго «угасающую» коду. Кукла заснула... [1] Сюита – в переводе с французского означает «последовательность», так называют произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, но объединённых единой художественной мыслью.
|
|||
|