Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задания по музыкальной литературе  для учащихся преп. Акименко Н.А.



Задания по музыкальной литературе  для учащихся преп. Акименко Н.А.

Дата проведения 15.10.2021; 16.10.2021

5 класс

Тема урока: «Музыкальная культура эпохи барокко»

Музыка барокко — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. Слово «барокко» предположительно происходит от португальского «perola barroca» — жемчужина или морская раковина причудливой формы. Примечательно, что похожие латинские слова «Barlocco» или «Brillocco» также использовались в схожем значении — жемчужина необычной формы. И действительно, изобразительное искусство и архитектура этого периода характеризовались весьма вычурными формами, сложностью, пышностью и динамикой. Позже это же слово стало применяться и к музыке того времени.

Композиторы эпохи барокко работали в различных музыкальных жанрах. Опера, появившаяся в период позднего ренессанса, стала одной из главных барочных музыкальных форм. Можно вспомнить произведения таких мастеров жанра, как Алессандро Скарлатти, Георга Фридриха Генделя, Клаудио Монтеверди и других. Жанр оратории достиг пика своего развития в работах И.С. Баха и Г.Ф. Генделя; оперы и оратории часто использовали схожие музыкальные формы. Например, имевшую широкое распространение арию da capo. Такие формы духовной музыки, как месса и мотет, стали менее популярны, но форме кантаты уделили внимание множество протестантских композиторов. Развились такие виртуозные формы сочинения, как токкаты и фуги. Инструментальные сонаты и сюиты были написаны как для отдельных инструментов, так и для камерных оркестров. Появился жанр концерта в обеих своих формах: для одного инструмента с оркестром и как кончерто гроссо, в котором небольшая группа солирующих инструментов контрастирует с полным ансамблем. Пышности и великолепия многим королевским дворам добавили и произведения в форме французской увертюры с их контрастными быстрыми и медленными частями. Произведения для клавишных довольно часто писались композиторами для собственного развлечения или в качестве обучающего материала. Такими работами являются зрелые сочинения И.С. Баха, общепризнанные интеллектуальные шедевры эпохи барокко: «Хорошо темперированный клавир», «Вариации Гольдберга» и «Искусство фуги». Условной точкой перехода между эпохами барокко и ренессанса можно считать создание итальянским композитором Клаудио Монтеверди (1567—1643) его речитативного стиля и последовательное развитие итальянской оперы. Италия становится центром нового стиля. Папство, хотя и захваченное борьбой с реформацией, но тем не менее обладающее огромными денежными ресурсами, искало возможности распространения католической веры с помощью расширения культурного влияния. Зарождение и расширение монархии в разных странах Западной Европы так же способствовало развитию искусства барокко. Пышностью, величием и сложностью архитектуры, изобразительных искусств и музыки католицизм как бы спорил с аскетичным протестантизмом. Одно из требований, предъявляемых церковью сочинению духовной музыки, заключалось в том, чтобы тексты в произведениях с вокалом были разборчивы. Это потребовало ухода от полифонии к музыкальным приёмам, где слова выходили на передний план. Вокал стал более сложен, витиеват по сравнению с аккомпанементом. Так получила развитие гомофония.

Зрелое барокко отличается от раннего повсеместным распространением нового стиля и усилившимся разделением музыкальных форм, особенно в опере. Как и в литературе, появившаяся возможность потоковой печати музыкальных произведений привела к расширению аудитории; усилился обмен между центрами музыкальной культуры. В теории музыки зрелого барокко определяется фокусированием композиторов на гармонии и на попытках создать стройные системы музыкального обучения. В последующие годы это привело к появлению множества теоретических трудов. Композитор и скрипач Арканджело Корелли (1653—1713) способствовал развитию жанра кончерто гроссо. Корелли был одним из первых композиторов, чьи произведения публиковались и исполнялись по всей Европе. Жанр кончерто гроссо построен на сильных контрастах; инструменты делятся на участвующие в звучании полного оркестра, и на меньшую солирующую группу. Музыка построена на резких переходах от громко звучащих частей к тихим, быстрые пассажи противопоставлены медленным. Среди последователей Корелли был Антонио Вивальди. В Англии зрелое барокко отмечено ярким гением Генри Пёрселла (1659—1695). Он работал в широком спектре жанров: от простых религиозных гимнов до маршевой музыки, от вокальных сочинений большого формата до постановочной музыки. Его каталог насчитывает более 800 работ. Пёрселл стал одним из первых композиторов клавишной музыки, влияние которых распространяется и на современность.

Точная грань между зрелым и поздним барокко является предметом обсуждения; она лежит где-то между 1680 и 1720. Италия становится первой страной, в которой барокко переходит из зрелого периода в поздний. Важной вехой можно считать практически абсолютное главенство тональности, как структуризирующего принципа сочинения музыки. Полифония ренессанса дала базис для изучения контрапункта. В музыке появляется два сочинительских стиля — гомофонный и полифонический, с приёмами имитации и контрапунктом. Формы, открытые предыдущим периодом, достигли зрелости и большой вариативности: концерт, сюита, соната, кончерто гроссо, оратория, опера и балет уже не имели резко выраженных национальных особенностей. Повсеместно устоялись общепринятые схемы произведений: повторяющаяся двухчастная форма, простая трёхчастная форма и рондо. Основные представители: Антонио Вивальди (1678 — 1741), Доменико Скарлатти (1685 — 1757), Георг Фридрих Гендель (1785 — 1759), Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) Георг Филипп Телеман (1681 — 1767), Жан Филипп Рамо (1683 — 1764), Жоссе Бутми (1697 — 1779).

Как исторический и художественный стиль барокко охватывает около двух столетий. Оптимистический гуманизм эпохи Возрождения сменился трагическим мироощущением.«Жизнь есть сон» — эти слова стали девизом эпохи. Эстетика барокко требовала:  - трагических развязок сюжета; - прославления героического; - глубокого анализа душевных состояний; - причудливой смены образов; - пышности и декоративности изложения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.