![]()
|
||||||||
Урок 7. ТекстУрок 7. Текст
Вспомните основные признаки текста.
Сегодня мы повторим основные признаки текста, типы текста, будем совершенствовать навыки анализа текста.
Основное содержание урока
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник. Докажем связь предложений по смыслу. Тема: лес в мае. Основная мысль: майский лесной праздник. Выделим слова, которые говорят о празднике в лесу. Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташкипоют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник. Докажем грамматическую связь предложений. Ключевые глаголы стоят в форме прошедшего времени. Для связи предложений используются наречия. Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник. Тема – это то, о чём говорится в тексте. А микротема – это наименьшая составная часть общей темы текста. Все микротемы подчинены общей теме текста, раскрывают её. В одном абзаце, как правило, раскрывается одна микротема. Продолжим чтение текста. Задача – определить микротемы. Пришёл веселый месяц май. Лес оделся, все цветы цветут, все пташки поют. Солнце теперь всех обогрело и светлую радость дало. Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник. Засвистел, защёлкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка. Дятел-красношапочник так лихо барабанил по сучку носом, что по всему лесу слышна звонкая барабанная дробь. А дикие голуби поднимались высоко над лесом и проделывали в воздухе головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел. (По В. Бианки) В тексте 2 микротемы: 1) … Налетело много птиц. Тут и начался лесной праздник. 2) … головокружительные фокусы и мёртвые петли. Каждый веселился на свой лад, кто как умел. Все наши высказывания могут быть сведены к трём общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению. Текст Виталия Бианки является описанием майского леса. Описание — это изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описание может быть использовано в любом стиле речи. Повествование — это рассказ, сообщение о каком-либо событии в его временно́й последовательности. Особенность повествования в том, что в нём говорится о следующих друг за другом действиях. Для всех повествовательных текстов общим является начало события (завязка), развитие события, конец события (развязка). Рассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Композиция рассуждения такова: первая часть — тезис, т. е. мысль, которую надо логически доказать, обосновать или опровергнуть; вторая часть — обоснование высказанной мысли, доказательства, аргументы, подтверждаемые примерами; третья часть — вывод, заключение. Разбор типового тренировочного задания Определите, какому типу речи принадлежат тексты, установите соответствие.
Алгоритм выполнения задания: 1) прочитать фрагмент, определить коммуникативную задачу автора; 2) найти ключевые слова, определить, какими частями речи они являются; 3) применить приём «фотографирования»: содержание текста-описания можно передать с помощью одной фотографии; содержание текста-повествования – с помощью нескольких, расположенных в определённой последовательности; содержание текста-рассуждения нельзя передать с помощью фотографии; 4) сделать вывод.
Выделяем ключевые слова в первом фрагменте. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазамии постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Коммуникативная задача автора – описать внешность мальчика. Ключевые слова – существительные и прилагательные. Содержание текста можно передать одной фотографией – портретом Феди. Вывод: это описание.
Выделяем ключевые слова во втором фрагменте. Пошёл один генерал направо и видит – растут деревья, а на деревьях всякие плоды. Хочет генерал достать хоть одно яблоко, да все так высоко висят, что надобно лезть. Попробовал лезть – ничего не вышло, только рубашку изорвал. Коммуникативная задача автора – рассказать, как генерал яблоки доставал. Ключевые слова – глаголы. Содержание текста можно передать несколькими фотографиями: 1) генерал стоит перед плодовыми деревьями; 2) генерал пытается дотянуться до яблока; 3) генерал пробует лезть, но рвёт рубашку. Вывод: это повествование.
Выделяем ключевые слова в третьем фрагменте. Исследования показали, что причиной лесных пожаров часто служит стеклянная посуда, брошенная отдыхающими. В жаркое время года банки, бутылки, особенно если они перебиты, превращаются в линзы, концентрирующие свои лучи и приводящие к самовозгоранию лесной подстилки. Коммуникативная задача автора – объяснить, почему стеклянная посуда служит причиной лесных пожаров. Текст включает тезис и его обоснование. Содержание текста невозможно передать с помощью фотографии. Вывод: это рассуждение. Ответ: 1- описание, 2 – повествование, 3 – рассуждение.
Разбор типового контрольного задания Укажите, какие средства связи использованы в тексте. Кони шли, нервно подрагивая кожей и всхрапывая. Огромный рыжий жеребец вдруг рванулся и стал на дыбы. Конюхи закричали страшными голосами и повисли на верёвках, как акробаты. Конь проволок их, мотая головой, через двор, тут его скрутили и завели в дверь дома, которая зияла как тёмная пасть. (Б. Алмазов) 1) однокоренные слова 2) местоимения 3) синонимы 4) лексический повтор
Алгоритм выполнения задания: 1) прочитать текст; 2) найти в тексте средства связи предложений: местоименную замену, слова одной тематической группы, лексический повтор, однокоренные слова и т. п., для этого нужно сравнивать последовательно рядом стоящие предложения и наблюдать, как развивается мысль автора. 3) Сделать вывод.
Анализируем первые два предложения. Кони шли, нервно подрагивая кожей и всхрапывая. Огромный рыжий жеребец вдруг рванулся и стал на дыбы. Предложения связаны по смыслу (кони, жеребец – слова одной тематической группы) и грамматически (глаголы в форме прошедшего времени). Продолжаем анализ. Конюхи закричали страшными голосами и повисли на верёвках, как акробаты. Конь проволок их, мотая головой, через двор, тут его скрутили и завели в дверь дома, которая зияла как тёмная пасть. Слова конь, конюхи являются однокоренными. Местоимение их используется для замены слова конюхи.
Ответ: 1, 2.
|
||||||||
|