![]()
|
|||
этап – оказание первой помощи пострадавшему при ранении
2 этап – определение сторон горизонта на местности (назвать 5 способов по местным предметам и указать стороны горизонта для 3-6 классов, для 7- 8 классов + по компасу, для 9-10 классов + определить азимут по компасу); По местным предметам: 1. по Солнцу – в 8 часов утра оно на востоке, в 8 часов вечера на западе, а в 13.00 – на юге; 2. по Луне (в полнолуние) наоборот – в 8 утра на западе, а в 8 вечера на востоке; 3. по Муравейнику – располагается с южной стороны дерева, южный склон более пологий; 4. по деревьям: с южной стороны кора лиственных пород более гладкая; на хвойных породах больше смолы; на пнях кольца более широкие, с северной стороны больше мха; 5. по Звездам – последняя звезда в «ручке ковша» созвездия «Малая медведица» - Полярная звезда показывает направление на север. 6. по часам со стрелками: если часовую стрелку часов направить на Солнце, а угол между стрелкой и часом дня разделить пополам, то линия деления данного угла покажет направление на юг. 7.По компасу: Расположить компас горизонтально, отмеченный конец стрелки покажет направление на север, а другой на юг. Если стать лицом на север, то справа будет восток, а слева – запад. Азимут – это угол между направлением на север и направлением на ориентир. Служит для определения и сохранения направления движения. Чтобы определить азимут, надо расположить компас между собой и ориентиром так, чтобы северный конец стрелки совместился с «0» шкалы и провести мысленно линию через ось магнитной стрелки на ориентир. Эта линия и покажет на шкале компаса Азимут, он всегда откладывается по часовой стрелке.
3 этап – поиск воды и пищи в лесу (рассказать о 5 и показать 2 способа); Добывание воды: 1)Природные водоемы – реки, озера, пруды, ручьи, ключи и т.п. 2) Рытье ям или колодцев в сырых низинах. 3) Осадки: дождь – собирается в водонепроницаемое полотно, а затем сливается в емкость, снег или лед – растапливаются, роса – стряхивается в водонепроницаемое полотно. 4)Конденсат – собирается на полиэтиленовую пленку или металлическую крышку, установленные над вырытой в земле лункой или над кипящей водой. 5)Сок растений: выдавливается из стеблей или листьев, березы – вытекает из надрезов на стволах. Способы очистки:Фильтрование воды (через несколько слоев ткани, через песок, древесный уголь, мох и т.п.) Отстаивание – в течение 2-3 часов. Обеззараживание: кипячением, добавить в воду: несколько крупинок марганца, несколько капель йода, несколько капель спирта, активированный уголь, серебряные предметы, растения, убивающие микробы (подорожник, береза, дуб, все хвойные и др.) Добывание пищи: Собирательство: 1) грибы – жарить или варить на огне; 2) ягоды – сырыми или отвары; 3) орехи – сырые или жареные; 4) яйца птиц – сырыми, печеными или вареными. 5) растения: листья крапивы, щавель, кислица – сырыми или в супе; молодые побеги сосны, хвоща, тростника; корни камыша, лопуха и кувшинки (сырыми или печеными); кора молодых берез (внутр. слой) – измельчить и сварить; листья, корни и цветы одуванчика – после ошпаривания кипятком. Охота: ловля мелких животных с помощью ловушек и силков, которые устанавливаются на тропах или у нор; заливание нор грызунов водой; ловушки из банок и других емкостей; добывание их с помощью копья, лука или камня; ловля птиц в гнездах. Приготовление – выпотрошить, снять шкурку затем варить, жарить, печь. Рыболовство: с помощью удочки, сделанной из подручных материалов; корзиной, одеждой или сеткой устанавливаемых у берега маленьких речушек, загоняя в них шумом; отгораживание заводей и ловля руками;ловля руками в подводных норках берега или у камней горных речек; острогой ночью при свете факела. Приготовление – выпотрошить, почистить, затем варить, жарить, печь. Нетрадиционные виды: насекомые (жареные или печеные), их яйца или личинки; моллюски (мидии, улитки ,устрицы) – бросить в крутой кипяток; земноводные и пресмыкающиеся (лягушки, ящерицы, черепахи и змеи) – удаляются шкура, внутренности и головы, затем отвариваются или запекаются, дождевые черви – варятся с приправами.
4 этап – подача сигналов о бедствии ( назвать 5 способов 3-8 классы, показать международные сигналы бедствия 8-10 классы); Способы:1)с помощью трех костров; 2) фонарем или яркой тканью; 3) сигнальной ракетой; 4) зеркалом – направить солнечный зайчик на пролетающий вертолет или самолет; 5) вытаптывание на снегу или песке; 6) выкладывание сигналов предметами; 7) телефон. Международные сигналы:
5 этап – оказание первой помощи пострадавшему при ранении 3-8 классы – обработать рану и наложить повязку на пострадавшем и перенести пострадавшего любым способом, любым количеством участников команды; 9-10 классы – определить и остановить кровотечение и перенести пострадавшего с помощью изготовленных из подручных материалов носилок любыми участниками команды;
6 этап – разжигание костра из природных материалов (до пережигания нити).
|
|||
|