Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Математика .Курс 1.Занятие 9. Решение показательных уравнений.. Нормы оценивания. Краткие теоретические основы. Уравнивание оснований.. Вынесение общего множителя за скобки.



Математика .Курс 1.Занятие 9

Решение показательных уравнений.

Выполните входной тест и запишите всю лекцию с разобранными примерами

 

Входной тест

 

1. Представить число в виде степени числа 2:

 

а) 4; б) ; в) 64; г) ;  д) 1.

 

2. Найти значение выражения:

 

а) 4-1 ⋅ 82

 

б)

 

в) ( 78)2 : ( 75)3

 

3) Упростить выражение:

 

а) (а2)3 ⋅ (а4)2 ⋅ (а2 ⋅ а3)4

 

б)  

 

За каждый правильный оценивается в 1 балл.

Максимальное количество баллов – 10.

Нормы оценивания

Если Вы набрали более 7 баллов, то можете переходить к выполнению заданий практической работы, в противном случае необходимо повторить материал предыдущих занятий, который Вами не освоен в достаточной мере.


 

 

Краткие теоретические основы

Определение: Показательным уравнением называется уравнение, в котором переменная содержится в показателе степени.

Простейшее показательное уравнение – это уравнение вида:

Уравнение ax = b не имеет корней, если b<0.

Методы решения показательных уравнений:

1. Уравнивание оснований.

Алгоритм метода:

1. Уединить слагаемое, содержащее переменную.

2. Привести степени к одному основанию.

3. Приравнять показатели.

4. Решить полученное уравнение.

5. Записать ответ.       

Пример 1: 3х - 27 = 0; 3х = 27; (1 шаг) 3х = 33; (2 шаг) х = 3 (3 шаг)    Ответ: x = 3. (5 шаг) Пример 2: 2х-4 - 16 = 0; 2х-4 = 16; (1 шаг) 2х-4 =24; (2 шаг) х-4=4 (3 шаг)   х=4+4 (4 шаг) х=8 Ответ: x = 8. (5 шаг)

2. Вынесение общего множителя за скобки.

Алгоритм метода:

1. Применяя свойства степени , выделить множители, в которых переменная содержится в показатели степени.

2. Вынести общий множитель за скобки.

3. Подсчитать значение выражения в скобке.

4. Привести уравнение к виду .

5. Решить полученное уравнение методом уравнивание показателей.

 Пример 3:

 

 ( 1 шаг )

(2 шаг)

(3 шаг)

; (4 шаг)

; (5 шаг)

х=1.

Ответ: 1

3.  Введение новой переменной

Алгоритм метода:

1. Избавиться от числовых слагаемых в показателях степеней (если они есть и не совпадают).

2. Приведите степени к одному основанию.

3. Сделать замену переменной. Обязательно вести условие, что новая переменная больше нуля .

4. Решить полученное квадратное уравнение. Если в решении квадратного уравнения получились отрицательные корни, то необходимо указать , что он не удовлетворяет условию пункта 3.

5. Сделать обратную замену, и решить простейшие показательные уравнения.

        

Пример 4: Примечание: в данном уравнении 1 и 2 шаги отсутствует. 42x - 5·4x + 4 = 0;  4x = t, t>0 ; (3 шаг)  t2 -5·t + 4 = 0; (4 шаг) D = 25-16 = 9; (5 шаг ) Ответ: 0; 1. Пример 5:  В данном примере отсутствует только шаг 2. 52x+1 - 26∙5x +5 = 0; 52x ⋅51 – 26 ⋅ 5x +5 = 0; (1 шаг) 5x = t, t > 0; (3 шаг) 5t2  - 26t + 5 = 0; (4 шаг) D=676 – 100 = 576; t1 = t2 =  (5 шаг) Ответ: -1; 1.  
 Пример 6: 9x - 4 · 3x – 45 = 0 ; т.к. 9x = (32)x = 32x = (3x)2; 3x = t, t > 0 ; t2 – 4t – 45 = 0; D = 16 – 4 ⋅ (- 45)=196; t1 = не удовлетворяет условию t >0. ; 3x = 9; ; х = 2.  Ответ: 2  

Проверьте себя и напишите сколько баллов вы набрали

Ответы входного теста:

1.а) 22

б) 2-4

в) 26

г) 2-5

д) 20

2.а) 4

б) 33

в) 7

3.а) а34

б) a

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.