Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В зависимости от особенностей объекта налоговые правоотношения подразделяются на имущественные и неимущественные.



 

ЛЕКЦИЯ. НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА. СТАТУС НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

 

1. Понятие и структура налогового правоотношения

 

Налоговые правоотношения - урегулированные нормами налогового права властные общественные отношения, складывающиеся в сфере налогообложения и сборов.

Налоговые правоотношения характеризуются рядом особенностей:

- они возникают, изменяются и прекращаются исключительно на основании законодательства о налогах и сборах;

- они имеют имущественный (денежный) характер;

- налоговые правоотношения носят односторонне-обязательственный характер (обязательство уплатить налог не предполагает встречного представления);

- эти отношения имеют властный характер;

- они являются относительными, т.е. они складываются между определенными субъектами, наделенными особого рода правосубъектностью;

- в качестве властного субъекта в них обязательно участвует государство (публичное образование);

- налоговые правоотношения складываются в сфере осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

- они носят публично-правовой (а не частноправовой) характер, служат средством реализации публичного интереса;

- цели, с которыми они осуществляются: промежуточная цель - установление и взимание налогов и сборов; основная цель - формирование и пополнение доходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Властный характер налоговых правоотношений означает, во-первых, что исполнение регулирующих их норм обеспечено принудительной силой государства; во-вторых, что одной стороной в данных отношениях - а именно стороной властной, устанавливающей правила, - выступает государство, а другая сторона (налогоплательщики и плательщики сборов) обязана эти правила неукоснительно соблюдать и исполнять.

Круг общественных отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен ст. 2 НК РФ, исходя из смысла которой налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов и сборов (для перечисления их в бюджеты бюджетной системы РФ) с физических лиц и организаций, а также в связи с осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Налоговые правоотношения, как и регулирующие их нормы, многообразны и разнообразны; в то же время представляется возможным выделить среди них группы однородных отношений:

- по установлению налогов и сборов;

- по введению налогов и сборов в действие;

- связанные с взиманием налогов и сборов;

- возникающие в процессе осуществления налогового контроля;

- складывающиеся при обжаловании актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц;

- при привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Таким образом, налоговые правоотношения можно рассматривать как совокупность нескольких групп однородных правоотношений, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности в сфере налогообложения и сборов.

Структура налогового правоотношения, как и любого правоотношения вообще, включает три элемента: субъекты (стороны налогового правоотношения, между которыми складывается правоотношение), объект (то, на что правоотношение направлено, по поводу чего складывается юридическая связь между субъектами), содержание (правовой статус субъектов - совокупность прав, обязанностей, ответственности, а также их реализация в поведении субъектов правоотношений).

Объект налоговых правоотношений - то, по поводу чего между субъектами образуется правовая связь. Соответственно, объектом налоговых правоотношений являются налоги, установленные законодательством РФ о налогах и сборах, законами субъектов РФ и правовыми актами муниципальных образований.

Объект налоговых правоотношений следует отличать от объекта налогообложения, устанавливаемого применительно к конкретному налогу. В соответствии со ст. 38 НК РФ объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Это могут быть как материальные, так и нематериальные блага:

- имущество (например, земельные участки, жилые помещения, строения, транспортные средства и др.);

- доход (в частности, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей; от сдачи в аренду имущества; от реализации недвижимого имущества, акций, ценных бумаг, долей в уставном капитале; страховые выплаты при наступлении страхового случая; доходы от использования в РФ авторских или смежных прав и др.);

- прибыль (доходы организаций, уменьшенные на величину произведенных расходов);

- реализация товаров (работ, услуг), включая подакцизные товары;

- пользование природными объектами (например, забор воды из водоемов, в том числе для целей гидроэнергетики, сплава древесины и др.).

Субъект налоговых правоотношений - лицо, поведение которого регулируется нормами налогового права и способно участвовать в налоговых отношениях в силу наделения его субъективными правами и обязанностями.

Необходимо отличать понятие "субъект налогового права" и "субъект налоговых правоотношений".

Субъектом налогового права может быть любое лицо, обладающее налоговой правосубъектностью (налоговой право- и дееспособностью), т.е. потенциально способное вступать в налоговые отношения.

Налоговая правоспособность - способность лица быть носителем субъективного права и юридических обязанностей в налоговых отношениях; налоговая дееспособность - способность самостоятельно своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности в налоговых отношениях.

Правосубъектность организаций возникает с момента их государственной регистрации. Налоговая правоспособность физических лиц возникает с момента рождения.

Субъект налоговых правоотношений - лицо, реализующее свою правосубъектность посредством участия в налоговых правоотношениях; самостоятельно либо через представителей приобретающее, осуществляющее, изменяющее и прекращающее налоговые права и обязанности, а также отвечающее за их неисполнение и неправомерную реализацию.

Содержание налоговых отношений составляют права, обязанности и ответственность субъектов налогового правоотношения. Совокупность прав, обязанностей и ответственности субъектов налогового правоотношения формирует их правовой статус.

 

2. Субъекты налоговых правоотношений

 

Состав субъектов налоговых правоотношений установлен ст. 9 НК РФ. Следует отметить, что он значительно изменился в сравнении с первоначальной редакцией данной статьи НК РФ: в соответствии с внесенными изменениями из перечня исключены сборщики налогов, государственные внебюджетные фонды, финансовые органы, федеральные органы налоговой полиции.

В соответствии со ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

 

Налогоплательщики

 

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщики и плательщики сборов - это организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

При исполнении налоговой обязанности, по общему правилу (ст. 19 НК РФ), обязанной стороной выступает лицо, обязанное уплатить налог - налогоплательщик.

Налогоплательщики подразделяются на физических лиц и организации. Налогово-правовой статус каждой группы имеет свои особенности. В частности, физические лица в отличие от организаций не обязаны вести бухгалтерский учет.

Согласно ст. 11 НК РФ к физическим лицам относятся граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.

При подоходном налогообложении выделяются, с одной стороны, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, и с другой стороны, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников в РФ.

К налоговым резидентам РФ, в соответствии со ст. 11 НК РФ, относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение двенадцати следующих друг за другом месяцев. Налоговые резиденты РФ обязаны уплачивать налоги со всех доходов - полученных как на территории РФ, так и за ее пределами. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, должны уплачивать налоги только с доходов, полученных на территории России. От того, является физическое лицо налоговым резидентом или нерезидентом РФ, зависит также размер налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц, которые существенно различаются для налоговых резидентов РФ и нерезидентов.

Отдельную категорию налогоплательщиков составляют индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей (в нарушение требований гражданского законодательства), при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

К налогоплательщикам-организациям НК РФ (ст. 11) относит две категории субъектов:

- российские организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ);

- иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств; международные организации; филиалы и представительства иностранных и международных организаций, созданные на территории РФ).

Налоговыми резидентами РФ признаются:

- российские организации;

- иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, - для целей применения этого международного договора;

- иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Не признаются налоговыми резидентами РФ иностранные организации, имеющие постоянное местонахождение в государствах, с которыми Российская Федерация имеет международные договоры, регулирующие вопросы налогообложения доходов организаций и физических лиц.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций, не являющиеся юридическими лицами и согласно ст. 55 ГК РФ не участвующие самостоятельно в имущественных отношениях, тем не менее исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по своему месту нахождения.

НК РФ выделяет такую категорию налогоплательщиков, как взаимозависимые лица. Признание лиц взаимозависимыми предоставляет право налоговым органам проверять правильность применения цен, указанных сторонами в сделках, для целей налогообложения. Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми признаются лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно: 1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20%; 2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению; 3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

В соответствии со ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право:

- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

- получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

- на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

- на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

- представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

- получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

- обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

- на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

- на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

- на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ;

- иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Обязанности налогоплательщиков установлены ст. 23 НК РФ. Налогоплательщики обязаны:

- уплачивать законно установленные налоги;

- встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

- вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

- представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

- представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

- представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

- представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ;

- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Кроме этого, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

а) в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

б) в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

- обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории РФ, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

а) в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

б) в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

Налогоплательщики - физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные НК РФ:

- о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10%);

- об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);

- о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком (плательщиком сборов) возложенных на него обязанностей влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

 

Налоговые агенты

 

Статья 9 НК РФ относит к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, организации и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством о налогах и сборах налоговыми агентами.

Налоговые агенты - физические лица и организации, на которых НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению отдельных налогов в бюджетную систему РФ.

Статус налогового агента имеют:

- организации и индивидуальные предприниматели (работодатели) в отношении налога на доходы физических лиц;

- российские контрагенты иностранных юридических лиц, не имеющих постоянного представительства на территории Российской Федерации, в отношении некоторых налогов (НДС, налог на прибыль организаций);

- российские организации, выплачивающие учредителям (акционерам) проценты или дивиденды.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, их обеспечение и защита осуществляются в соответствии со ст. 22 НК РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 35 НК РФ налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налоговым агентам вследствие неправомерных действий (решений) или бездействия указанных органов, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других их работников при исполнении ими служебных обязанностей.

К обязанностям налоговых агентов относятся следующие:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства;

2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов. Кроме того, налоговые агенты могут нести и другие обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

 

Представители налогоплательщика

 

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в налоговых правоотношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами (ст. 26 НК РФ).

Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ).

В ряде случаев обязанными лицами в налоговых правоотношениях могут стать:

- налоговые агенты - лица, на которые в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ);

- банки или иные кредитные организации, осуществляющие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет;

- наследники налогоплательщика - физического лица, принявшие наследство, обремененное задолженностью по уплате отдельных налогов;

- ликвидационная комиссия, которая исполняет обязанность по уплате налогов и сборов, пеней, штрафов ликвидируемой организации за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (ст. 49 НК РФ);

- правопреемники реорганизованного юридического лица - налогоплательщика (ст. 50 НК РФ);

- поручители и залогодатели (когда залогодателем является не сам налогоплательщик, а третье лицо) при получении отсрочки или рассрочки по уплате налогов.

 

Налоговые органы, таможенные органы

 

Субъектами налоговых правоотношений, наделенными властными полномочиями, являются фискальные органы, а именно налоговые и таможенные органы.

Налоговые органы РФ, в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", составляют единую централизованную систему, включающую Федеральную налоговую службу (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов), а также подведомственные ей территориальные органы.

Федеральная налоговая служба (ФНС) в целях осуществления своей деятельности вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий.

К территориальным органам ФНС России относятся:

а) межрегиональные налоговые инспекции ФНС России;

б) управления ФНС России по субъектам РФ;

в) территориальные налоговые инспекции.

Межрегиональные налоговые инспекции (МНИ), в свою очередь, создаются нескольких разновидностей:

1) по федеральным округам;

2) по функциональному признаку: межрегиональная налоговая инспекция по централизованной обработке данных; межрегиональная инспекция по ценообразованию для целей налогообложения; межрегиональная инспекция по камеральному контролю;

3) по крупнейшим налогоплательщикам (каждая инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков в определенной сфере экономики: нефте- и газодобывающие предприятия, предприятия - плательщики акцизов, энергетические предприятия, предприятия военно-промышленного комплекса; банки и т.д.).

Налоговые органы осуществляют свою деятельность:

- непосредственно;

- с привлечением организаций, подведомственных ФНС;

- во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Главная задача налоговых органов заключается в осуществлении контроля:

- за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- за правильностью исчисления, за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов;

- за правильностью исчисления, за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей, установленных законодательством РФ (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).

Налоговым органам предоставлено право:

1) производить проверки документов, связанных с исчислением и уплатой обязательных платежей, не являющихся налогами или сборами, пенями, штрафами, предусмотренными НК РФ, в бюджетную систему РФ, в органах государственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - органы, организации и граждане), а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;

2) осуществлять контроль за соблюдением:

- требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу);

3) проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники;

4) получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

5) проводить проверки выдачи кассовых чеков;

6) налагать штрафы на организации и на индивидуальных предпринимателей:

- за нарушение ими требований законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт;

- за отказ выдать по требованию покупателя или клиента документ (товарный чек, квитанцию, иной документ, подтверждающий прием денежных средств за товар (работу, услугу);

7) осуществлять контроль за соблюдением платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использованию платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов, а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за нарушение указанных требований;

8) контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

9) осуществлять налоговый контроль путем проведения налоговых проверок, при этом производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых организациями и гражданами для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения; производить выемку документов, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений;

10) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, нарушений, связанных с исчислением и уплатой других обязательных платежей в бюджетную систему РФ, нарушений законодательства РФ, регулирующего предпринимательскую деятельность, а также контролировать выполнение указанных требований.

11) выносить решения о привлечении организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений в порядке, установленном НК РФ;

12) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

13) взыскивать недоимки, пени и штрафы;

14) предъявлять в суд иски:

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ;

- о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

- о взыскании сумм задолженности по процентам, начисленным на реструктурированную задолженность по федеральным, региональным и местным налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы РФ.

Налоговые органы также:

- обобщают сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими государственные должности РФ, в налоговые органы в соответствии с федеральным конституционным законом, и результаты обобщения до 30 апреля представляют Президенту РФ и в палаты Федерального Собрания РФ;

- в соответствии с нормативными правовыми актами РФ о противодействии коррупции представляют имеющиеся у них сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, о наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, и об их реквизитах по запросам руководителей и других должностных лиц федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом РФ, и высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ).

Статья 32 НК РФ устанавливает обязанности налоговых органов:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пе



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.