|
|||
Физика, 10 класс. Урок 1. Физика и естественнонаучный метод познания природы. Глоссарий по темеФизика, 10 класс Урок 1. Физика и естественнонаучный метод познания природы Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке: предмет изучения физики; роль и место физики в формировании современной научной картины мира; понятия: физическая величина, физический закон, физическая теория, эксперимент, моделирование; методы исследования физических явлений и процессов; распознавание и распределение конкретных физических понятий по структурным элементам логической цепочки: наблюдение – гипотеза – эксперимент - вывод. Глоссарий по теме Моделирование – это процесс замены реального объекта, процесса или явления другим, называемым моделью. Модель – упрощенная версия реального объекта, процесса или явления, сохраняющая их основные свойства. Научный факт – утверждение, которое можно всегда проверить и подтвердить при выполнении заданных условий. Научная гипотеза – предположение, недоказанное утверждение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений. Постулат – исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств. Физика – это наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Физическая величина – свойство материального объекта или явления, общее в качественном отношении для класса объектов или явлений, но в количественном отношении индивидуальное для каждого из них. Физический закон – основанная на научных фактах устойчивая связь между повторяющимися явлениями, процессами и состоянием тел и других материальных объектов в окружающем мире. Физический эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Измерение - нахождение значения физической величины опытным путем с помощью средств измерения. Способы измерения: прямой и косвенный Вещество это форма материи, которая состоит из протонов, электронов и нейтронов Физическое тело — это то, что имеет форму и занимает определённый объём. Основное содержание урока Физика тесно связна с астрономией, химией, биологией, геологией и другими естественными науками. Физическими методами исследования пользуются ученые всех областей науки. За последние четыре столетия люди освоили географию, проникли в недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, благодаря которым он может передвигаться по земле и летать, общаться с жителями других континентов, не покидая собственного жилища. Люди научились использовать источники энергии, предотвращать эпидемии смертоносных болезней. Эти и другие достижения – результат научного подхода к познанию природы Физика – фундаментальная наука, занимающаяся изучением основополагающих и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Физика основывается на количественных наблюдениях. Основателем количественного подхода является Галилео Галилей. Материя – объективная реальность, существующая независимо от нас и нашего знания о нем. Материя существует в виде вещества и поля. Формы материи: пространство, время. Движение – способ существования материи. Все физические процессы и явления, происходящие в природе можно объяснить типами фундаментальных взаимодействий: гравитационное взаимодействие; электромагнитное взаимодействие; сильное взаимодействие; слабое взаимодействие. Естественнонаучное познание происходит по этапам: Наблюдение – Гипотеза – Теория – Эксперимент. Именно эксперимент является критерием правильности теории. Особенности научного наблюдения: целенаправлено; сознательно организовано; методически обдумано; результаты можно записать, измерить, оценить; наблюдатель не вмешивается в ход наблюдаемого процесса. Эксперимент, как исследование каких-либо явлений путем создания новых условий, соответствующих целям исследования, следует различать на мысленный и реальный. Примерный план проведения эксперимента 1.Формулировка цели опыта 2.Формулировка гипотезы, которую можно было положить в основу опыта. 3.Определение условий, необходимых для проверки гипотезы, установления причинно-следственной связи. 4. Подбор оборудования и материалов, необходимых для опытов. 5. Практическая реализация опыта, сопровождаемая фиксированием результатов измерений и наблюдений выбранными способами. 6. Математическая обработка полученных данных. 7.Анализ результатов. 8. Вывод. Структура физической теории: основание (фундамент) – ядро – выводы (следствие) – применение. Особенностью фундаментальных физических теории является их преемственность. Принцип соответствия - утверждение, что любая новая научная теория должна включать старую теорию и её результаты как частный случай. Гипотеза (от греч. hypóthesis - основание, предположение) - предположение, выдвигаемое перед началом наблюдения или эксперимента, которое должно быть проверено в результате их проведения. Стандартная формулировка гипотез: «Если …. (факт, следствие), то (значит, при условии) ...(причина). Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров) и поэтому выглядит правдоподобно. В ходе эксперимента гипотезу доказывают, превращая её в установленный факт (теорию, теорему, закон), ИЛИ же опровергают. Примерный план изучения физических законов: 1. Связь между какими явлениями (или величинами) выражает закон 2. Формулировка и формула закона. 3. Каким образом был открыт закон: на основе анализа опытных данных или теоретически (как следствие из теории) 4. Опыты, подтверждающие справедливость закона. 5. Примеры использования и учета действия закона на практике. 6. Границы применимости закона. Одним из важнейших методов исследования является моделирование. Модель – это идеализация реального объекта или явления при сохранении основных свойств, определяющих данный объект или явление. Примеры физических моделей: материальная точка, абсолютно твердое тело, идеальный газ, др. Для того, чтобы понять и описать эксперимент вводятся физические величины. С развитием научных знаний появилась необходимость в развитии единой системы единиц измерений. На Генеральной конференции мер и весов в 1968 г. достигнуто соглашение о международной системе единиц - «единиц измерения СИ», согласно которому базовыми единицами измерения являются семь следующих : метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль (грамм-моль). Измерить величину - это значит сравнить ее с эталоном, с единицей измерения. Прямое измерение - определение значения физической величины непосредственно средствами измерения. Косвенное измерение – определение значения физической величины по формуле, связывающей её с другими физическими величинами, определяемыми прямыми измерениями. При обработке результатов измерений нужно оценивать, с какой точностью проводится измерение, какую ошибку допускает ваш прибор, то есть определить погрешность измерений и как влияет сам процесс измерения на объект, который вы измеряете. Объективность получаемых данных обеспечивают различные физические приборы. Следует различать: приборы наблюдения (микроскоп, телескоп, бинокль и др.) и приборы измерения (термометр, барометр, линейка, весы и др.).
|
|||
|