![]()
|
|||||||
Лекция «Классификация общения»Стр 1 из 2Следующая ⇒ Лекция «Классификация общения» 1. Сущность, структура, функции общения 2. Виды общения
1. Сущность, структура, функции общения Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность. Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной. Перцептивная сторона общения – процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между людьми, передаче и приеме знаний, идей, мнений, чувств. Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т. е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность. Рассмотрим функции общения. Аффективно-коммуникативная (перцептивная) функция, в основе которой лежит восприятие и понимание другого человека, партнера по общению, связана с регуляцией эмоциональной сферы человека, поскольку общение является важнейшей детерминантой эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей – происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление. Информационно-коммуникативная функция общения заключается в лю- бом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику: § во-первых, обмен информацией осуществляется между двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом; § во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает взаимодействие мыслей, чувств и поведения партнеров. Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) функция общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. В этом процессе человек может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решений, на выполнение и контроль действий.
|
|||||||
|