|
|||
Лекция 8. Психодиагностика состоянийЛекция 8. Психодиагностика состояний
План 1. Предмет психодиагностики состояний 2. Психодиагностика эмоциональных и функциональных состояний 1. Предмет психодиагностики состояний Психическое состояние – это временная, динамическая характеристика психической деятельности человека. Это понятие используется в психологии для условного выделения в психике человека относительно нестабильных, изменчивых ее аспектов в отличие от такой характеристики, как психическое свойство, указывающее на устойчивость проявлений психики, их закрепленность и повторяемость. Психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определенный период времени. Оно имеет начало и конец, изменяется со временем под влиянием различных факторов (как внешних, так и внутренних).
Психическое состояние отражается на своеобразии протекания психических процессов (восприятия, памяти, внимания и т.д.), проявляется в деятельность и поведенческих реакциях и включает в себя переживание.
Предметом ПД состояний являются относительно неустойчивые, изменяемые со временем психические свойства. Эти свойства являются системообразующими факторами функционирования психики и проявляются
в психике в определенный момент времени. Состояние, в котором находится человек, определяет характер протекания у него самых разных психических процессов, характер его действий, поведения и всей психической жизнедеятельности. 2. Психодиагностика эмоциональных и функциональных состояний Психофизиологические методики выявления эмоциональных состояний: кожно-гальваническая реакция (КГР), изменения частоты сокращений сердца (ЧСС), уровня артериального давления (АД), частоты дыхания (ЧД), электрокортикограмма (ЭКГ).
Шкала эмоционального отклика А. Мехрабиана и Н. Эпштейна для оценки эмоциональной составляющей эмпатии.
Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и способности управлять эмоциями. Вопросник эмоциональной экспрессии Л.Е. Богиной.
Диагностика тревожности и агрессивности. Тревога как свойство и как состояние. Агрессия и агрессивность.
Психофизиологические измерения тревоги: кожно-гальваническая реакция (КГР), измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС), артериального давления (АД) и другие. Самооценка психических состояний (Г. Айзенк).
Шкала реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).
Тест школьной тревожности Филлипса для младших подростков (8 шкал). Шкала явной тревожности для детей CMAS Э. Кастанеда, Б.Р. Маккандлесса, Д.С. Палермо в адаптации А.М. Прихожан для детей 8-12 лет. Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан для детей 10-16 лет. Проективный тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен для младших школьников. «Тест Руки» (Э. Вагнер). «Рисунок несуществующего животного» (М.З. Дукаревич). Опросник Басса-Дарки (А. Басс, А. Дарки) для диагностики агрессивных
и враждебных реакций. Диагностика депрессивности: «Определение уровня депрессии» В.А. Жмурова. Шкала депрессии Э. Бека для измерения выраженности депрессивного синдрома.
Шкала сниженного настроения – субдепрессии В. Зунга – Т.Н. Балашовой.
Тест «Нарисуй историю» для выявления депрессии, суицидальной настроенности, агрессивных проявлений, определения психологических последствий перенесенного насилия, особенностей невербального мышления и творческих способностей, оценки эмоционального состояния и когнитивной сферы.
Диагностика функциональных состояний: «Счет по Крепелину» для оценки работоспособности и утомляемости.
«Кольца Ландольта» для исследования работоспособности и ее составляющих: продуктивность, скорость, точность (безошибочность), выносливость и надежность.
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния «Самочувствие. Активность. Настроение» (САН) (В.А. Доскин).
Опросник функционального состояния в учебной и трудовой деятельности В.И. Чиркова для диагностики субъективных эмоциональных реакций, мотивации, самочувствия, результативности в процессе выполнения задачи или усвоения учебного материала.
|
|||
|