Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 2. Методологические основы преподавания курса «Мировая художественная культура»



Лекция 2. Методологические основы преподавания курса «Мировая художественная культура»

План

1. Вариативность подходов в преподавании курса «Мировая художественная культура»

2.  Эстетические основы преподавания МХК

3. Современные подходы к организации художественного образования и воспитания школьников

 

Литература

Крохина Н.П. Эстетические основы мировой художественной культуры. Учебное пособие. Шуя, 2010.

Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе. Пособие для учителя. М.: Владос, 2002.

Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы. М.: Владос, 2017.

Фурсенко Т.Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства. СПб., 2019.

 

1. В преподавании курса «Мировая художественная культура» на сегодняшний день выработано несколько подходов, которые используются как учителями, так и преподавателями высших учебных заведений. Это культурологический, системный, личностно ориентированный, деятельностный и технологический.

Культурологический подход является системообразующим в проектировании художественного образования, что позволяет рассматривать его как культурный процесс, наполненный человеческими смыслами, ценностями, который обеспечивает самоопределение, саморазвитие и творческую самореализацию всех субъектов образовательного процесса.

Культурологический подход заключается в трактовке искусства в контексте художественной культуры в её целостности.

Культурологический подход позволил интегрировать в педагогику образования теорию синтеза искусств, психологическую теорию установки и ассоциативную теорию восприятия, разработать теорию межхудожественных связей, методику синхронического и диахронического анализа произведений разных видов искусств в контексте художественной культуры. Культурологический подход позволяет считать курс «Мировая художественная культура» связующим звеном гуманитарного и художественного образования.

Методологическое обоснование культурологического подхода предопределяется тремя взаимосвязанными между собой уровнями философского, общенаучного и частнонаучного анализа.

На философском уровне культурологический подход позволяет осмыслить базовые основания феномена художественной культуры, исходя из факта её принадлежности к той или иной цивилизации. Речь идет, например, о привнесении в методологию педагогики трудов русских философов XIX – XX вв. Среди методологически значимых исследований, с которыми необходимо ознакомиться учителю, выделим труды К.С. Аксакова (О русском воззрении), И.В. Киреевского (О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России), А.С. Хомякова (О старом и новом), К.Н. Леонтьева (Византизм и славянство; Восток, Россия и Славянство), И.А. Ильина (О России. Три речи), Н.Я Данилевского (Россия и Европа), давших глубокие и точные характеристики цивилизационных основ русской культуры и русского менталитета, исходя из православной парадигмы нашего исторического движения.

На общенаучном уровне культурологический подход предполагает обращенность к знаниям гуманитарных дисциплин, изучающих проблемы искусства как феномена творческой деятельности и рассматривающих культуру как источник развития «внутреннего» человека. Исследования художественной культуры в данном направлении оказали существенное влияние на содержание текстов учебников.

Общенаучный уровень культурологического анализа предопределён представлениями о культуре как процессе возделывания духовного мира человека путем исполнения вечных и неизменных Божьих Заповедей. Источниками данного анализа могут служить публикации современных православных просветителей, в их числе проповеди и труды патриарха Кирилла, А. Меня, А.И. Осипова, А.И. Половинкина и др. На этом уровне культурологический подход требует обращения к проблемам восприятия и осмысления духовно-нравственных основ художественных текстов разных исторических эпох, раскрытых в трудах, относящихся к пограничным областям культурологии и искусствознания. Среди них фундаментальные исследования Д.С. Лихачёва, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана (Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)), показывающие пути интерпретации художественных произведений в контексте ценностей и смыслов культуры.

Не менее важное методологическое значение имеют работы, посвященные вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающих поколений. К ним относятся труды по истории, теории и методике художественного и музыкального образования О.А Апраксиной, Э.Б. Абдуллина, Н.А. Ветлугиной, Л.В. Горюновой, Н.Л. Гродзенской, Б.М. Неменского, Е.В. Николаевой, Н.М. Сокольниковой, А.В. Тороповой, ГМ. Цыпина, Л.В. Школяр, А.И. Щербаковой и др., в которых раскрыты возможности и закономерности формирования духовного мира ребёнка средствами искусства.

На частнонаучном уровне культурологический подход позволяет решать задачи «духовного» анализа. «Духовный» анализ – это выявление и обоснование духовного (религиозного) содержания в произведениях искусства, вызванных к жизни: а) религиозными мировоззренческими установками исторической эпохи; б) авторской позицией и ценностными установками, лежащими в основе творческого процесса.

Культурологический подход определяет основные положения методики преподавания курса «Мировая художественная культура». Каждый исторический этап мировой художественной культуры анализируется системно, в логике «от общего к частному». Этапы этого анализа:

1. Осмысление религиозных и духовно-нравственных истоков зарубежной или русской художественной культуры данного исторического периода.

2. Изучение «художественного стиля эпохи», служащего основой понимания общих закономерностей художественно-образного воплощения окружающего мира и человека в разных видах искусства.

3. Рассмотрение творческих портретов великих мастеров – художников, зодчих, композиторов, скульпторов, а также отобранных для более подробного анализа шедевров искусства, подтверждающих теоретические положения.

Методика работы с текстами учебников по курсу «Мировая художественная культура» ориентирует учителя не только на образовательную ценность предмета, но прежде всего на его воспитательную направленность, на развитие у учащихся способности к анализу духовно-нравственных проблем не только в искусстве, но и в окружающей жизни.

Культурологический подход как методологическая основа данной дисциплины позволяет сделать вывод: «Мировая художественная культура» относится к специализированной культурологической области образования. Культурологическое образование интегрирует цели, задачи, элементы содержания как гуманитарных дисциплин, так и дисциплин художественного цикла (литература, изобразительное искусство, музыка).

В целом сущность культурологического подхода в образовании состоит в воспитании культурного, нравственного человека, способного к сохранению и воспроизведению мировых культурных ценностей.

Системный подход выражается в анализе роли человека как творца культуры и одновременно творения культуры, соучастника её творчества; он позволяет определить место курса «Методика преподавания мировой художественной культуры и искусства».

Личностно ориентированный подход предполагает, что объектом обучения является личность – её мотивы, цели, её неповторимый психологический облик. Кроме того личностно ориентированный подход учитывает национальные, возрастные, индивидуально-типологические особенности обучающегося.

Деятельностный подход предполагает изучение психики и сознания в различных видах деятельности субъекта. Этот подход требует перевода обучающегося в активную позицию субъекта различных видов деятельности (учебной, научно-исследовательской, самостоятельной).

Технологический подход предусматривает использование различных технологий:

– моделирование учебной информации в виде разноуровневых задач различной степени сложности (технология задачного подхода);

– усвоение учебного материала в форме диалога, обеспечивающего субъективно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности;

– имитацию проблемных и игровых ситуаций, поиск выхода из которых обеспечивает реализацию личностных функций в условиях внутренней конфликтности, коллизийности, состязательности (имитационно-игровая технология).

 

2. Разработка проблемы художественно-эстетического воспитания и образования школьников как целостной системы началась в 1960 – 1970 гг., но до сих пор среди учёных нет единого взгляда на соотношение понятий «художественное воспитание», «эстетическое воспитание», «художественно-эстетическое воспитание», «эстетическое воспитание», «художественное образование», «художественно-эстетическое образование».

В философии эстетическое воспитание рассматривается как формирование эстетического отношения человека к миру.

Постепенно это понятие стало использоваться не в первоначальном своём значении, а как «учение о прекрасном», о красоте в высшем её проявлении. Объединение понятий «чувственное восприятие» и «учение о прекрасном» дало возможность рассматривать эстетическое воспитание как воспитание чувств и эмоций, формирование эстетического сознания, эстетической культуры человека. Через красоту действительности человек познает и закрепляет в своём сознании общественные взгляды на прекрасное, определяет своё отношение к обществу, людям, действительности.

Создание первичных, элементарных эстетических представлений, накопление конкретно-чувственных впечатлений позволяет в школьном возрасте перейти от чувственно-эмоционального к абстрактно-логическому способу освоения эстетической информации.

В процессе эстетического воспитания передаётся весь накопленный обществом опыт чувственно-эмоциональной и интеллектуальной жизни, который сконцентрирован в отношении людей к миру, а также опыт формирования нравственного сознания личности. Известно, что чем выше культура чувств человека, тем выше его нравственные критерии, которыми он руководствуется в жизненных ситуациях. Поэтому можно считать, что эстетическое воспитание – это прежде всего нравственное воспитание.

В педагогике под эстетическим воспитанием понимают целенаправленный процесс формирования творческой активности личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное в жизни и природе, творить по законам красоты. Способность целостно воспринимать неповторимый чувственно-эмоциональный образ всего окружающего мира называют эстетическим отношением. Главной целью эстетического воспитания является развитие эстетического отношения к действительности.

Художественно-эстетическое воспитание в широком понимании – это формирование эстетических качеств личности через приобщение к ценностям искусства, отечественной и мировой культуры; в узком (педагогическом) понимании – обеспечение специально организованных условий для духовного обогащения личности средствами искусства, формирование эстетической культуры, мировоззренческих представлений, ценностных художественных ориентаций в социокультурном пространстве.

Художественное образование – это процесс приобщения человека к ценностям художественной культуры своего народа и человечества в целом и овладения ими; один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Система художественного образования включает в себя эстетическое воспитание, общее художественное образование и профессиональное художественное образование.

Художественная культура личности формируется в зависимости от степени и характера освоения им произведений искусства. Искусство может помочь обучающемуся через переживание художественных образов осознать окружающий мир. Поэтому, рассматривая культуру не только как совокупность созданных ценностей, но и как характеристику человека, учителю важно формировать личностное отношение к произведениям искусства.

Познавая мир искусства, через проникновение в содержание произведения, его осмысление и переживание, школьники приобретают многочисленные впечатления, которые оказывают влияние на чувственную сферу обучающихся, их эстетические предпочтения, вкусы, потребности, развивают и формируют эстетическое отношение к окружающему миру. Искусство переводит эстетические идеалы в духовную культуру, закрепляя их в представлениях, нормах и привычках, конкретном взаимодействии с миром.

Доминантами плодотворного соотношения «художественное – эстетическое» выступают эстетическое наблюдение, эстетическое переживание и эстетическая деятельность как существенные характеристики сформированности художественной культуры человека. Благодаря им расширяется диапазон эмоциональных реакций, который помогает противостоять примитивным взглядам и вкусам, у подростка пробуждается потребность в собственном творчестве, появляется стремление совершать духовно высокие поступки.

Эстетическое наблюдение даёт импульс к подлинному переживанию окружающей действительности и вместе с эстетической деятельностью формирует особое отношение к миру, которое помогает гармоничному становлению эстетической позиции обучающегося.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание и образование школьников является эффективным средством духовного развитии личности.

 

3. Вся работа на уроках по мхк должна строиться на основе диалога. В этом диалоге три участника: искусство, ученик и учитель, играющий роль посредника. Внутри такого диалога возникают три пары взаимосвязей. Учитель ↔ искусство. Учитель, готовясь прийти в класс с рассказом о каком-либо произведении искусства, сам как читатель, зритель, слушатель переживает это произведение. Испытав на себе его воздействие, т. е. вступив в диалог с его автором (учитель ← искусство), он создает и проводит урок, основанный уже на его, учителя, собственной позиции, его точке зрения, его мыслях и чувствах по поводу произведения (учитель → искусство).

Учитель ↔ ученики. Учитель – посредник между искусством и учениками, «доверенное лицо» искусства на уроке. Он, рассказывая о каком-либо художественном произведении, заражает учеников своим отношением к нему и тем самым воздействует на них, пробуждает у них желание самостоятельно обратиться к произведению, войти в контакт с его автором, определить свою позицию в общении (учитель → ученики). Проводя урок, учитель принимает во внимание возрастные, психологические и другие особенности учеников, определяя в связи с этим конкретные формы, приемы урока, с уважением и пониманием относится к мнениям учеников, признает их голос на уроке (учитель ← ученики).

Искусство ↔ ученики. Ученики погружаются в духовный мир произведения искусства в процессе его восприятия, тем самым вступают в духовный контакт с его героями или с его создателем. Искусство оказывает воздействие на учеников, пробуждая их чувства и мысли, вызывает размышления над жизнью, смоделированной в произведении, и над своей личной (искусство → ученики). У учеников появляется желание формировать потребность к самостоятельной художественной деятельности – к выражению своих впечатлений от искусства, к его защите и пропаганде, к собственному художественному творчеству, к утверждению красоты в жизни и т. д. (искусство ← ученики).

Урок является основной формой организации художественного образования и воспитания школьников. На уроке необходимо создать атмосферу ожидания открытий. При этом необходимо помнить, что урок – не средство самовыражения учителя, пусть даже очень яркого и талантливого, а средство самовыражения обучающегося.

Содержание урока, способы подачи материала следует направить на то, чтобы школьники «достроили» исторический, культурологический, цивилизационный контекст картины мира. Сопоставление, интерпретация событий, фактов, мнений, явлений, процессов даёт возможность обучающимся в диалоге, а не в монологе учителя постичь важную для себя информацию, которая предлагалась как незаконченная.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.