Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филология как наука.. Основная учебная литература. Дополнительная учебная литература. В конце семестра - экзамен.



Филология как наука.

Основная учебная литература

1. Прозоров, В.В. Введение в литературоведение : учебное пособие / В.В. Прозоров. - 4-е изд., стер. - М. : Флинта, 2017. - 224 с. - Библиогр.: с. 218-221. - ISBN 978-5-9765-1113-2 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103822

2. Введение в литературоведение : учебник для академического бакалавриата / Л. М. Крупчанов [и др.] ; под общ. ред. Л. М. Крупчанова. — 3-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 479 с. — (Серия: Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03119-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/459D5EF6-5A59-45B4-B848-F06206D8AB17.

3. Межебовская В.В. Теория литературы Методические рекомендации к изучению курса для студентов очной и заочной формы обучения [Электронный ресурс]: Методические рекомендации к изучению курса для студентов очной и заочной формы обучения 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) Русский язык и Литература / В.В. Межебовская .— 2020 — 35 с. — Режим доступа: https://lib.rucont.ru/efd/734568.

 

Дополнительная учебная литература

1. Теория литературы: В 2 т.: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Филология" / Н.Д. Тамарченко, В.И. Тюпа, С.Н. Бройтман; Под ред. Н.Д. Тамарченко. Т.1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика, 2008. - 512 с.

2. Теория литературы: В 2 т.: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Филология" / С.Н. Бройтман; Под ред. Н.Д. Тамарченко. - (Высшее профессиональное образование). Т.2: Историческая поэтика, 2007. - 368 с.

3. Головко В.М. Герменевтика литературного жанра: учеб. пособие для студ. вузов по напр. подготовки 032700 - "Филология" / В. М. Головко, 2013, Флинта: Наука. - 184 с

В конце семестра - экзамен.

Требования к экзамену:

1. Тетрадь для лекций и практических занятий (одна).

2. Тетрадь для консектов.

3. Словарь литературоведческих терминов, которые необходимо выучить наизусть.

План

1. Понятие филологии.

2. Система филологических дисциплин (теория литературы, история литературы, литературная критика).

3. Литературоведение как филологическая наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины (текстология, библиография, историография).

4. Поэтика и ее виды.

 

Филология(в переводе с греч. – «любовь к слову») – это совокупность наук, изучающих язык и литературу. Филология делится на языкознание (изучает язык) и литературоведение.

Литературоведение - это наука, изучающая сущность и специфику литературы, происхождение и историю развития словесного художественного творчества, литературные произведения в единстве их содержания и формы, а также закономерности литературного процесса.

Существует 3 раздела:

1) Теория литературы - изучает своеобразие литературы как особой формы эстетической и духовной реальности, а также специфику творческого метода писателей. Занимается разработкой методологии и терминологии, т. е. обеспечивает научность литературоведения.

2) История литературы - исследует процесс развития мировой и научной литературы, а также творчество отдельных писателей. История литературы рассматривает литературу как процесс во времени.

3) Литературная критика - толкует и оценивает преимущества современного произведения, определяя их эстетическую значимость и роль в текущей литературно-общественной жизни.

Существует следующие вспомогательные дисциплины:

-1) Историография – собирает и изучает материалы, знакомящие с историческим развитием теории и истории литературы и литературной критики

-2) Текстология – определяет автора безымянного художественного произведения или научного труда, степень законченности.

-3) Библиография – указатель литературоведческих работ – помогает ориентироваться в огромном количестве книг или статей по исследуемой проблеме.

Предметом литературоведения является художественная литература, представленная в различных формах, записанная с помощью знаков, звуков и других способов фиксации слов. Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира — письменная и устная.

Задачи литературоведенияизучение художественной литературы, наиболее общих законов её развития, специфики, общественной функции, определение её природы, установление принципов анализа и оценки произведений.

Литературоведение способствует более глубокому пониманию художественных произведений, литературного процесса, специфики творчества писателя.

Художественная литература - явление многоплановое. В ее составе выделим две основные стороны.

1) вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности,

2) речевые конструкции, словесные структуры.

Наличие двух аспектов литературных произведений дало ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное). На наш взгляд, вымысел и собственно словесное начало точнее было бы охарактеризовать не в качестве двух разных искусств, а как две нерасторжимые грани одного феномена: художественной словесности.

Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства.

Литература является частью исторического процесса освоения действительности, однако это освоение часто связано и с сознательным обособлением автора от злободневных проблем, попыткой изобразить общие закономерности феномена человека. И в этом случае иллюзия присутствия в произведении узнаваемого читателем мира не только не нарушится, но и будет убедительна.

Многообразны определения литературного творчества: создание новых, общественно-значимых художественных ценностей, самоцельная игра человеческих сил и способностей, приводящая к возникновению новых завершенных систем или гипотетических проектов.

Творчество есть преобразование природной и социальной действительности, создание новой реальности в соответствии с субъективными представлениями писателя о закономерностях мира, который изменяется и пересоздается. Это и мистическая способность человека извлекать феноменальное из эмпирики действительности, с помощью самых провокационных методик постигать случайные свойства человека и общие закономерности жизни.

Литературное творчество процессуально, оно фиксирует и познает динамику преобразования природной и общественной действительности, вскрывает противоречивую сущность явлений либо мистифицирует их, и тогда реальность существования становится проблемой, требующей поиска новых решений, в итоге расширяются представления человека о самом себе.

Художественная литература в этом смысле способствует пониманию жизни и общественных отношений, позволяет избегать волнений или, напротив, становится источником изменения окружающей физической и психической среды. Социальные и психологические метаморфозы персонажей, обнаруженные или подсказанные авторами, побуждают читателя к созданию новых связей с миром, расширяют диапазон читательского соучастия в жизни, возводят случайное в степень всеобщего, приобщают личность читателя к человеческой родословной.

Поэтика – это система всех изобразительно-выразительных средств отдельного произведения или совокупности литературных произведений.

Задача поэтики – изучение способов построения ХП. Объектомпоэтики является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование.

Виды поэтики:

Общая поэтика – наука о всей системе изобразительно-выразительных средств, которые могут быть использованы в словесном произведении.

Описательная поэтика – наука о конкретных изобразительно-выразительных средствах отдельных произведений, индивидуальной творческой системы или определенного историко-литературного явления.

Историческая поэтика – наука об историческом развитии и изменениях отдельных художественных приемов или системы изобразительно-выразительных средств.

Задание:

1. Конспект статьи С.С. Аверинцева «Филология» - philologos.narod.ru›texts/aver_philol.htm.

Конспектируем в отдельной специальной тетради для конспектов.

2. Сделать конспект лекции в лекционной тетради. Отчитаться о проделанной работе в комментариях к занятию: задание выполнено.

3. Подготовить краткое сообщение о той книге, которую вы читаете в данный момент (буквально 3 мин): автор, название, о чем она и ради чего написана.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.