|
|||
Лекция 1. Мировая художественная культура в системе школьного образованияЛекция 1. Мировая художественная культура в системе школьного образования План 1. Место курса «Мировая художественная культура» в системе образования 2. Учебно-методические комплексы по мировой художественной культуре 3. Феномен художественной культуры и его педагогическая интерпретация
Литература: Олесина Е.П. Актуальность предмета «Мировая художественная культура» для современного образования / Актуальные проблемы преподавания искусства в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Сб. науч. статей по материалам Общероссийской конференции. М., 2016. С. 87 – 93 // http://www.art-education.ru/sites/default/files/u40/sbornik_iskusstvo_2016.pdf Рапацкая Л.А. Методическое пособие и программа к учебнику «Мировая художественная культура» для 10 класса общеобразовательной школы. М.: Владос, 2017. Фурсенко Т.Ф. Теория и методика преподавания мировой художественной культуры и искусства. СПб., 2019.
1. Место любой учебной дисциплины в системе образования определяется социокультурной ситуацией, государственной политикой в области образования, а иногда позицией педагогической и родительской общественности. Властные структуры, реагируя на запросы времени, вырабатывают стратегии развития, ставя перед обществом и системой образования определённые задачи. Всё это находит отражение в документах, регламентирующих образовательную деятельность, в первую очередь в государственных стандартах. История появления учебного предмета «Мировая художественная культура» в учебных планах школ и вузов связана была и с социокультурной ситуацией, сложившейся в стране в конце советской эпохи, и с деятельностью педагогов-энтузиастов. Впервые в порядке эксперимента мировую художественную культуру как учебный предмет стали преподавать еще в 1977 г. Программа для нового предмета была разработана ленинградским педагогом Л.М. Предтеченской (1922 – 1999) под руководством известного советского композитора Д.Б. Кабалевского. Программа Л.М. Предтеченской была направлена на то, чтобы силою трёх видов искусства – литературы, живописи и музыки – воздействовать на духовно-нравственные ориентиры старшеклассников. В течение 10 лет (с 1977 по 1987 гг.) проходила апробация курса в ряде школ СССР. В 1987 году решением Коллегии МП РСФСР курс «Мировая художественная культура» (МХК) был включен в базисный учебный план средней школы в качестве обязательного предмета для старшей школы (8 – 10 классы). После введения в 1987 г. предмета МХК в базовый учебный план средней школы начинается работа по его внедрению в школьную практику. Вместе с учителями-единомышленниками Л.М. Предтеченская ездила по стране, организовывала лекции и семинары для учителей, давала открытые уроки, активно участвовала в создании курсов МХК при Институтах усовершенствования учителей. В настоящее время учебный предмет «Мировая художественная культура» согласно ФГОС относится к вариативной части учебного плана общеобразовательных организаций. Иными словами изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» в рамках вариативной части учебного плана может быть инициировано конкретной общеобразовательной организацией при участии органов школьного самоуправления (совет школы, управляющий совет, родительский комитет, органы ученического самоуправления и др.). При этом в Стандартах сформулированы требования к уровню подготовки обучающихся. На выходе из средней школы у выпускника должно быть сформировано «эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений». В декабре 2018 г. Министерством просвещения РФ была принята «Концепция преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы». В «Концепции» отмечается важность предметной области «Искусство» для полноценного образования и воспитания гражданина РФ, в то же время обозначены проблемы преподавания. Авторы «Концепции» обращают внимание на необходимость сохранения преемственности в преподавании данной предметной области, что, вроде бы, предполагает преподавание дисциплины «Мировая художественная культура» в старших классах. МХК как учебный предмет завершает цикл предметной области «Искусство», включающей «Изобразительное искусство», «Музыку» и «Мировую художественную культуру». Учебный предмет «Мировая художественная культура» должен обобщить все знания, полученные обучающимися в области искусства в начальной и основной школе. Кроме того авторы «Концепции» считают, что предмет «Мировая художественная культура» должен раскрыть «закономерности становления, развития и взаимодействия художественных культур как целостной системы, разных сфер духовной деятельности человечества, а также особенности национального и регионального искусства на основе изучения отечественного и мирового искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, кино- и фото искусство)». В связи с этим предлагается целый ряд мер: детализировать требования к результатам освоения образовательных программ в федеральных государственных образовательных стандартах, разработать контрольные измерительные материалы для оценки качества подготовки обучающихся (т.е. ЕГЭ), усовершенствовать систему олимпиад по предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» и др. В ноябре 2019 г. Министерством просвещения специальным приказом (№ 635 от 25 ноября 2019 г.) был утверждён план мероприятий по реализации данной Концепции. Кроме того Центральной предметно-методической комиссией в июле 2020 были утверждены методические рекомендации по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре). Таким образом, можно предположить, что статус учебного предмета «Мировая художественная культура» может измениться: из вариативной части перейти в обязательную.
2. Преподавание предмета «Мировая художественная культура» традиционно осуществляется на основе авторских программ. На сегодня таких программ несколько: программа Л.Г. Емохоновой, Л.А. Рапацкой, Ю.А. Солодовникова, Г.И. Даниловой, а также программа авторского коллектива в составе Г. Сергеевой, И. Кашековой и Е. Критской. У каждого автора своя концепция преподавания МХК. Концепция программы Л.Г. Емохоновой для обучающихся 10 – 11 классов (базовый уровень) состоит в том, чтобы дать обучающимся целостное представление о мировой художественной культуре, помочь понять логику её исторического развития. Основная цель программы – систематизация знаний о культуре и искусстве на базовом уровне. Содержание базируется на принципе культурных доминант, выделяются наиболее яркие памятники каждой исторической эпохи в различных странах. Л.Г. Емохоновой разработан учебно-методический комплект, включающий учебники «Мировая художественная культура», «Художественная культура буддизма», «Художественная культура ислама», учебно-методический комплект для 10-х и 11-х классов, состоящий из учебников CD, книг для учителя с поурочным планированием и сценариями уроков, рабочих тетрадей для обучающихся. Результат ориентирован на развитие у обучающихся толерантного отношения к миру и восприятие собственной национальной культуры через призму мировой художественной культуры. Программа Л.А. Рапацкой нацелена на соотнесение ценностей зарубежного и русского художественного наследия, формирование у старшеклассников целостного представления о роли, месте, значении русской художественной культуры в мировом культурно-историческом пространстве. Автор выделяет две группы задач курса: культуролого-педагогические и психолого-педагогические. Учебно-методический комплект, разработанный Л.А. Рапацкой включает учебники по мировой художественной культуре для 10-х и 11-х классов, каждый комплект состоит из двух частей. Одна посвящена мировой культуре, другая – отечественной. К учебникам прилагается программа и методическое пособие для учителя. Результат обучения автор видит в осмыслении обучающимися доминантных идей различных эпох, имеющих актуальное значение для быстро меняющегося современного мира. Программа Ю.А. Солодовникова нацелена на формирование средствами искусства духовно-нравственного мировоззрения и активной общественной позиции школьника. Содержание построено на постижении эстетического идеала через историческую эпоху, мировоззрение и религию. Результат освоения данной программы предполагает воспитание человека как активного участника общественной жизни, от действий которого зависит, каким будет этот мир. Содержание учебников и авторской программы Г.И. Даниловой построено по принципу знакомства с культурно-историческими эпохами и выдающимися творцами культуры, определением их своеобразия и значения для человеческой цивилизации. Результатом является развитие способностей и умений обучающихся в самостоятельной поисковой деятельности, овладение и применение ими образного языка для анализа произведений искусства и культуры. Особенность авторского подхода заключается в постижении культуры как этапа исторического развития общества. Содержание курса носит личностно ориентированный характер (обращено к опыту обучающихся, направлено на формирование мировоззрения, целостного представления о мире и искусстве, развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности). Все рассмотренные учебники входят в список рекомендованных Министерством просвещения. Общей чертой всех программ и учебников является перенос акцентов с репродуктивной деятельности учителя на творческую организацию процесса приобретения информации обучающимися и её осмысление. Все УМК относятся к завершённым предметным линиям учебников, обеспечивающим преемственность изучения мировой художественной культуры и искусства на соответствующем уровне общего образования. Каждый УМК имеет электронное приложение, дополняющее учебник; методическое пособие для учителя. Подробная информация об учебниках представлена на сайтах издательств. 3. Художественная культура – одна из специализированных сфер культуры, функционально решающая задачи интеллектуально-чувственного отображения бытия в художественных образах, а также различных аспектов обеспечения этой деятельности. Изучением художественной культуры традиционно занимались философия и эстетика, исторические науки, искусствоведение и литературоведение. При этом художественная культура рассматривалась в основном как совокупность нескольких видов искусства, которые исследовались в различных ракурсах: онтологическом, генетическом, историко-хронологическом, формально-стилевом, художественно-технологическом и др. Основной акцент делался преимущественно на анализе духовно-мировоззренческих и творческих проблем искусства, на художественном качестве произведений и профессиональном мастерстве их авторов, на психологии творчества, восприятия и интерпретации художественных образов. Более или менее целостное представление об искусстве формировалось в основном эстетикой в ракурсе осмысления сущности прекрасного и творчества. Внетворческие аспекты художественной культуры (социальные, функциональные, коммуникативные и пр.) при этом почти не затрагивались или анализировались только с позиций «духовного производства», противопоставляемого материальному. Существенный сдвиг в научном понимании художественной культуры произошел с зарождением семиотики и семантики культуры, которые рассматривали всю совокупность объектов художественной культуры как систему смыслонесущих текстов, а феномен художественного образа как специфический тип семантемы, несущей социально значимую информацию. Это позволило перейти от чисто субъективных, качественных оценок явлений искусства к более объективированным научным исследованиям признаков и параметров художественной культуры. Большой вклад в изучение художественной культуры внесла антропология, рассматривавшая вопросы генезиса и социальных функций художественной деятельности у архаических сообществ. В последние десятилетия появились работы по социологии искусства и художественной культуры, существенно расширившие ракурс понимания этого феномена в его социально-интегративных и регулятивных функциях. С культурологических позиций художественная культура структурно включает в себя подсистемы: собственно художественного творчества; его организационной инфраструктуры; его материальной инфраструктуры; художественного образования и повышения квалификации; организованной рефлексии процессов и результатов художественного творчества; эстетического воспитания и просвещения; реставрации и сохранения художественного наследия; технической эстетики и дизайна; художественно-творческой самодеятельности населения; государственной политики в области художественной культуры и ряд иных подсистем более частного порядка. Педагогическая интерпретация феномена художественной культуры тесно связана с понятием «культура». В истории становления самого понятия «художественная культура» можно отметить несколько этапов, совпадающих с общим развитием гуманитарной науки. С течением времени теория художественной культуры во всей полноте и разнообразии исследовательских подходов начинает выступать как интегративная область по отношению к различным гуманитарным наукам (социология, искусствознание, семиотика, лингвистика и др.). И эта область обобщает наиболее специфические особенности искусства и художественной деятельности человека. Однако вплоть до последних десятилетий XX в. исследования в области художественной культуры и педагогики шли параллельно, почти не соприкасаясь. Большинство культурологических работ не связано с педагогической теорией и практикой. Поэтому вклад Л.М. Предтеченской является неоценимым, она первая попыталась соединить эти два потока в одно русло. Л.А. Рапацкая выделяет четыре основных направления в изучении и трактовке художественной культуры: методологическое, праксиологическое, культуроведческое и педагогическое. Методологическое направление раскрывает философский уровень проблемы. Предпринимается попытка выработать общефилософскую концепцию культуры, соотнести её с контекстом исторического развития общественных отношений. При этом в работах философов XX – XXI вв. понятия «культура» и «художественная культура» тесно переплетаются. Исследования этого направления ориентируют прежде всего на анализ специфики культуры как общественного явления, на феноменологическое её описание и глобальное обобщение. Методологические проблемы культуры представлены в трудах А.И. Арнольдова, А.В. Гулыги, М.С. Кагана, Л.Н. Когана, Г.С. Маркаряна, В.М. Межуева, Э.А. Орловой и др. Наиболее распространённым методологическим подходом к феномену культуры является деятельностный. При этом художественная культура рассматривается как один из элементов социально-культурной практики и подходы к её трактовке могут быть самыми разными. Например, художественная культура может трактоваться как подсистема духовной культуры (Л.Н. Коган), как подсистема эстетической культуры (Н.И. Киященко, В.К. Скатерщиков и др.), как ценность или как самостоятельная сфера культуры (Ю.А. Лукин, М.С. Каган и др.). Праксиологическое направление было ориентировано на решение конкретных задач художественной деятельности. Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни. Праксиологические работы помогают получить статистические данные о потреблении художественных ценностей различными слоями и возрастными группами населения. Наиболее существенное влияние на интерпретацию художественной культуры оказали исследования культуроведческого направления. Это направление сложилось в процессе интеграции философии и искусствоведения. В своих трудах представители этого направления опирались, как правило, на историко-типологический метод изучения художественной культуры (С.С. Аверинцев, Л.М. Баткин, М.М. Бахтин, А.Я. Гуревич, Д.С. Лихачёв и др.). Анализ различных видов и типов художественных культур позволил исследователям сконцентрировать внимание на характеристиках целостности художественного освоения мира в ту или иную историческую эпоху. Классическими трудами этого направления являются работы М.М. Бахтина о народной культуре европейского средневековья, С.С. Аверинцева о византийской культуре, А.Я. Гуревича о культуре Европы средних веков, Д.С. Лихачёва о древнерусской культуре. Особое место в исследованиях культуроведческого направления занимают работы по семиотике. Семиотика представляет культуру как совокупность знаковых систем. Семиотический анализ художественных текстов служит важным источником понимания феномена художественной культуры как целостности (Б.М. Гаспаров, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский и др.) В русле культуроведческого направления были выработаны механизмы изучения художественной культуры на основе исторической категории художественного стиля. Так, Д.С. Лихачёвым было введено понятие «художественный стиль эпохи», разработана теория первичных и вторичных художественных стилей. По его авторитетному мнению, именно доминирующий «художественный стиль эпохи» определяет историческую типологию той или иной художественной культуры. Категория художественного стиля явилась основой для периодизации исторического развития мировой художественной культуры, что послужило структурированию её содержания в разделах и темах учебников. Л.А. Рапацкая справедливо считает, что для педагогических целей необходимо выработать специальный педагогически обоснованный подход к феномену художественной культуры. Педагогическая интерпретация художественной культуры должна опираться на междисциплинарный уровень обобщений, при котором закономерности развития искусства тесно связаны с закономерностями художественной деятельности самого человека. Опора на междисциплинарную трактовку художественной культуры позволяет признать, что художественная культура есть не только особая, но и самостоятельная сфера творческой деятельности, сформировавшаяся благодаря искусству в разных его видах. Педагогическая интерпретация художественной культуры включает четыре уровня: духовно-содержательный, морфологический, функциональный и личностный. На духовно-содержательном уровне художественная культура рассматривается с позиций её нравственно-эстетической и ценностной сущности. Духовно-содержательный анализ художественной культуры дает основание для трактовки каждого художественного произведения как продукта историко-культурной целостности, отражающего весь спектр характеристик духовной жизни общества определённой исторической эпохи. Морфологический уровень педагогической интерпретации предполагает анализ, направленный на характеристику системы искусств, составляющих смысловое «ядро» художественной культуры определённой исторической эпохи. Ни один из видов искусства не может полно отразить художественную культуру эпохи, такую картину может представить только система искусств. Функциональный уровень интерпретации художественной культуры предстаёт как деятельность учителя, направленная на формирование определённых личностных качеств школьников. Специфика данной деятельности заключается в слиянии и взаимовлиянии «педагогического» и «художественного» компонентов урока. Поэтому данный вид деятельности вполне можно назвать «художественно-педагогическим». Целью педагогической деятельности на уроках «Мировой художественной культуры» является передача опыта художественного освоения мира подрастающим поколениям. Личностный уровень является основой педагогической интерпретации данного феномена и главной целью художественно-педагогической деятельности учителя. Духовно-содержательный потенциал и гуманистический смысл художественной культуры может способствовать не только воспитанию нравственных качеств учащихся и их социализации, но и в определённой мере формировать устойчивый интерес к высшим духовным проблемам бытия, выраженным в религиозных смыслах и символах.
|
|||
|