|
|||
Лекция №11. План лекции. Литература. Содержание лекцииЛекция №11 Тема лекции:Общие сведения о технологическом оборудовании предприятий автомобильного транспорта План лекции 1. Назначение, виды,классификация осмотрового оборудования 2. Характеристика подъемно-транспортного оборудования 3. Требования к подъемно-транспортному оборудованию. Литература 1. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для сред. проф. образования. - 9-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2013 2. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник. - М.: Наука, 2001. 3. Вишневецкий Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: учебник – 3-е изд. – М., ИТК «Дашков и К», 2006. с.
Содержание лекции 1.Назначение, виды,классификация осмотрового оборудования К осмотровому и подъемно-транспортному оборудованию относятся: эстакады, осмотровые канавы, домкраты, подъемники и т.п. Эстакады и осмотровые канавы. В некоторых предприятиях, а также в полевых условиях для технического обслуживания и ремонта автомобилей часто используют эстакады с наклонным въездом. Недостатком эстакад является их громоздкость. Полуэстакадами называют эстакады, уменьшенные по высоте и имеющие под собой углубления, которые позволяют работать, стоя в полный рост. Осмотровые канавы. Удобный подход к нижней части автомобиля при проведении технического обслуживания и текущего ремонта обеспечивают осмотровые канавы, причем автомобили остаются на уровне пола, а рабочие места располагают в осмотровой канаве ниже уровня пола. На рисунке 1,1 показаны различные осмотровые канавы. В зависимости от того, в какую сторону автомобили съезжают с канав, их подразделяют на тупиковые и прямоточные (проездные). С тупиковых канав автомобили съезжают задним ходом, с прямоточных– передним ходом (сквозной проезд). Тупиковая канава занимает мало места, но не позволяет устанавливать сразу несколько автомобилей и организовывать техническое обслуживание поточным методом.
Рисунок 1.1- Осмотровые канавы: а и б – узкие межколейные прямоточная и тупиковая; в – широкая тупиковая; г – поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля; 1 – рельсовый путь; 2 – тележки для подъема автомобиля с опорами для переднего и заднего мостов; 3 – въездной трамплин; 4 – электротельфер; 5 – трос; 6 – толкающая тележка; 7 – подъемная горка; 8 – электромеханический подъемник; 9 – натяжное устройство
Узкие межколейные прямоточные канавы допускают работу стоя только снизу, для подъема колес автомобиля необходимо иметь подъемник. Узкая межколейная тупиковая канава имеет ширину 0,9…1,1 м и глубину около 1,2 м. Во избежание падения автомобиля в канаву по ее краям сделаны реборды. В стенах канавы устроены ниши для размещения инструмента и осветительных приборов. Широкую канаву оборудуют рельсами, по которым могут перемещаться тележки. Автомобиль, въехавший на канаву, устанавливают передним и задним мостами на тележки, и его колеса при этом вывешиваются. Преимущества широких канав – хороший доступ ко всем механизмам автомобиля, возможность выполнения работ одновременно снизу и сбоку при постоянно поднятых колесах. На рисунке 1.1 г показана поточная линия с осмотровой канавой и принудительным перемещением автомобиля. Канава имеет вдоль правой стороны реборду из двух швеллеров, являющуюся одновременно направляющей коробкой для толкающих тележек 6, соединенных между собой тросом 5. Передвигает тележки и автомобиль на поточной линии электротельфер 4, помещенный в конце осмотровой канавы. При работе электротельфера упоры тележек нажимают кожухи полуосей (приводных валов) или подушки рессор ведущего моста и заставляют автомобиль перемещаться. После перемещения на следующий пост автомобиль останавливается, а тележки возвращаются в первоначальное положение. Передние колеса автомобиля поднимает горка 7, задние колеса – подъемник 8, установленный в канаве. По обеим сторонам канавы у каждого поста могут быть установлены верстаки, барабаны с самонаматывающимися шлангами для раздачи масел и воды, а также подведен сжатый воздух, что позволит использовать пневматический инструмент, проверять и регулировать тормозную систему с пневматическим приводом при неработающем двигателе и накачивать шины. В непосредственной близости от канавы могут быть расположены вспомогательные цеха, обеспечивающие все посты отремонтированными агрегатами, узлами, приборами и деталями. На рисунке 2.1 ,а показан гидравлический подъемник. Он состоит из гидравлического цилиндра 9 с помещенным внутри поршнем со штоком 4. Подхватом 5 шток упирается в поднимаемую часть автомобиля. Цилиндр подъемника можно перемещать в поперечном направлении (относительно канавы) вместе с кареткой 12 по двум скалкам 2 для подъема мостов автомобиля, поставленного на канаву.
Рисунок 1.2- Гидравлический подъемник: а – устройство подъемника осмотровой канавы; б – использование двух подъемников для вывешивания задней части автомобиля; 1 – каток; 2 – скалка; 3 – страхующий штырь; 4 – шток; 5 – подхват; 6 – гильза; 7 и 10 – направляющие; 8 – кран управления; 9 – гидравлический цилиндр; 11 – регулируемый упор; 12 – каретка
Скалки с одной стороны опираются на наклонные регулируемые упоры 11, а другие концы скалок имеют катки установленные в направляющих 7, закрепленных в бетонированной стенке канавы, по которым подъемник может перемещаться вдоль канавы. В средней части направляющих установлен кран управления 8. Продолжение цилиндра подъемника– гильза 6, являющаяся опорой страхующего штыря 3, вставляемого в одно из отверстий штока после вывешивания колеса. Подъемник приводится в действие при помощи электродвигателя и эксцентрикового плунжерного насоса. Разновидности используемых осмотровых канав изображены на рисунке 1,3.
Рисунок 1.3- Виды осмотровых канав
В настоящее время для технического обслуживания и ремонта автомобилей эстакады и осмотровые канавы применяются все реже. Это связано с широким использованием для этих целей различных подъемников (как для легковых так и для грузовых автомобилей). Несмотря на простоту обустройства канав, дешевизну их создания и эксплуатации, они имеют и определенные недостатки: ограниченность рабочей зоны исполнителя, слабое естественное освещение и недостаточная вентиляция.
а) б) Рисунок 1.4 – Схемы эстакад: а – тупиковая; б – проездная 1 – рампа; 2 – остов эстакады; 3 – упор
Эти недостатки устраняются путем применения эстакад и подъемников. Эстакады представляют из себя колейный мост, расположенный на высоте 0,7…1,4 метра от уровня пола (рис.1.4). Для въезда и съезда автомобиля предусматривают одну (для тупиковых эстакад) или две (для проездных) рампы, имеющими уклон 20…250. Для повышения функциональных возможностей эстакад, они могут дополнительно оборудоваться неглубокой осмотровой канавой. В настоящее время при проведении ТО и ремонта автомобилей используется большая гамма подъемников, которые классифицируются по способу установки, по типу механизма подъемника и приводу, по мосту установки, по количеству стоек и по конструкции опорной рамы (рис. 1.4). 2. Характеристика подъемно-транспортного оборудования. В качестве подъемно-транспортного оборудования в автомастерских в основном используются подкатные домкраты и подъемники. Подкатные домкраты. Подкатные гидравлические домкраты представляют собой низкий корпус на колесиках, из которого гидроцилиндром поднимается рычаг с подъемной пятой. Удобству в работе способствуют съемные площадки, изменяющие высоту подхвата и подъема. В компактных моделях рукоятка делается складной и не является многофункциональной. Подкатные гидравлические домкраты можно разделить на три группы. 1. Для личного использования автомобилистом. Их грузоподъемность – до 3 т (рис. 2.1а). Преимущества: быстрота подъема, большой рабочий ход. Главный недостаток – хрупкость конструкции. 2. Для автосервисов и шиномонтажных мастерских. Грузоподъемность –до 4 т (рис. 2.1б). Могут иметь педаль предварительного подъема для быстрого получения нужной высоты подхвата. Преимущества: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, быстрота подъема, большой рабочий ход. Недостаток – возможность работы только на ровном и твердом покрытии. 3. Для обслуживания тяжелых автомобилей и спецавтотехники (инкассация, автопогрузчики и т.п.). Грузоподъемность – от 2 до 20 т (рис. 2,1г). Могут снабжаться педалью предварительного подъема и допускают использование дополнительных приспособлений, например раздвижной траверсы для поднятия стороны автомобиля (рис. 2.1в). У некоторых моделей с помощью приводной рукоятки можно поднимать или опускать груз, а также перевозить домкрат. Преимущества: жесткость конструкции, хорошая устойчивость, высота подъема при использовании дополнительных приспособлений может доходить до 1 м. Недостатки: большой вес (от 60 до 225 кг), сложность оперативной подготовки домкрата к работе.
Рисунок. 2.1 - Подкатные гидравлические домкраты: а – для личного использования автомобилистом; б – для автосервисов и шиномонтажных мастерских, г – для обслуживания тяжелых автомобилей и спецавтотехники; в – раздвижная траверса
Подкатные ножничные домкраты. Подъем осуществляется за счет выдвижения поршня из гидроцилиндра, при этом изменяется угол между рычагами, соединенными с помощью шарниров (рис. 2,2). Иногда имеют два уровня подхвата, что дает возможность приподнимать автомобили с небольшим дорожным просветом на значительную высоту. Могут снабжаться карданной системой управления, клапаном давления и ручкой для переноски. Грузоподъемность таких домкратов обычно составляет от 4 до 7 т. Преимущества: жесткость конструкции, мобильность, невысокое усилие на приводной рукоятке, небольшая начальная высота, значительная высота подъема. Недостатки: большой вес, высокая стоимость, возможность работы только на ровном и твердом покрытии.
Рисунок 2.2 - Подкатной ножничный домкрат Автомобильные подъемники по типу конструкции делятся на одностоечные, двухстоечные, четырехстоечные, параллелограммные (ножничные), плунжерные (рис. 2.3). Одностоечный подъемник состоит из одной несущей стойки (колонны). Главным плюсом таких подъемников является малая занимаемая площадь. Одностоечные подъемники бывают стационарные и передвижные. Стационарные подъемники обладают большей грузоподъемностью (до 2,5 тонн), чем передвижные (до 250 кг). Подъем автомобиля таким одностоечным подъемником осуществляется с одной стороны автомобиля, либо за пороги, либо за колеса. Подъемник одностоечный прекрасно подойдет для выполнения работ по техническому обслуживанию автомобиля, для антикоррозионной обработки днища, для шиномонтажа на станциях технического обслуживания с ограниченной площадью и гаражах. Двухстоечный подъёмниксостоит из 2-х стоек, каждая из которых оснащена кронштейнами (лапами) для подъема. В зависимости от типа подъемника их грузоподъемность достигает 5 т. Подхват автомобиля в таких подъемниках осуществляется за поддомкратные площадки. Передние лапы подъемника имеют угол поворота 180 градусов, таким образом, обеспечивается быстрая установка автомобилей, как с длинной, так и с короткой базой. Подъемник двухстоечный с асимметричной конструкцией применяется для обслуживания широкобазных легковых автомобилей. Двухстоечные автомобильные подъемники подразделяются на симметричные и асимметричные. В асимметричных подъемниках стойки развернуты несколько к задней части автомобиля и соответственно телескопические лапы имеют разную длину (передние короче), что позволяет дверям автомобиля открываться значительно шире. Такие автомобильные подъемники можно рекомендовать для не слишком тяжелых авто (до 3 тонн). Для более тяжелых и крупных автомобилей рекомендуется использовать симметричные автоподъемники, что предпочтительнее из-за большей устойчивости автомобилей на лапах подъемников симметричного типа. Двухстоечные подъемники бывают и с напольной рамой, что предпочтительно использовать для непрочных полов. Такая конструкция облегчает и установку подъемника.
а б в
г д
Рисунок 2.3 - Разновидности автомобильных подъемников: а – одностоечный; б – двухстоечный; в – четырехстоечный; г – параллелограммный (ножничный); д – плунжерный
Последнее время все большую популярность приобретают подъемники «с чистым полом». Они, обеспечивающим комфортный заезд автомобиля и работу автослесаря под поднятым транспортным средством. При расположении элементов синхронизации вверху, следует обратить внимание на такой важный элемент как высота верхней горизонтальной перемычки. Для обслуживания мини-венов с высокой крышей, ГАЗелей и.т.д., необходима минимальная высота от 4000мм. Подъемники применяются для общесервисных, шиномонтажных и арматурных работ. Четырёхстоечный подъёмник состоит из четырех стоек и размещенной на них платформы для автомобиля. Благодаря встроенной в платформу гидравлической системе, подъемник работает очень тихо, а низкая высота платформы позволяет обслуживать автомобили с низким клиренсом, например, спортивным автомобилям. Подъемник четырехстоечный оснащается разными типами платформ: гладкой платформой, длинной гладкой платформой, платформой под развал-схождение с выемками под поворотные столы и укомплектованные скользящими пластинами под задние колеса, платформой с дополнительным микроподъемником. Четырехстоечные подъемники обычно используются для обслуживания грузовой техники, а также на постах контроля и регулировки углов установки колес (развал-схождение). Параллелограммные (ножничные) подъемники. Существенным преимуществом этих подъемников является то, что в нерабочем положении они не занимают места (в модификациях с заглублением трапов). При наземной установке на поверхности располагаются лишь трапы и въездные аппарели. Ножничные подъемники, как правило, оснащены гидравлическими приводами, что обеспечивает бесшумность и долговечность работы оборудования. Синхронизация между обеими сторонами ножничного подъемника осуществляется либо при помощи гидравлики, которая является очень надежной, бесшумной и предельно точной, либо электронным способом. Ножничные подъемники комплектуются дополнительными подъемными столами для вывешивания колес и комплектом для стенда «развал-схождение». Подъемники ножничной конструкции используются для совместной работы со стендами установки углов колес, а также для общесервисных работ. Плунжерный подъемник. Конструкция плунжерных подъемников очень проста. Подъемные лапы, трапы или платформы закреплены на концевых частях поршней (плунжеров) гидроцилиндров, которые, в свою очередь, заглублены в полы в вертикальном положении. Плунжерные подъемники могут иметь два исполнения – с наземным расположением подъемных приспособлений или с заглублением их в полы, причем во втором случае, когда подъемник находится в нерабочем положении, на поверхности пола вообще ничего нет. Когда автомобиль находится на подъемнике, к нему имеется свободный доступ с любой стороны. Выносной блок управления позволяет эксплуатировать эти подъемники внутри помещений и на автомобильных мойках. Плунжерные подъемники являются идеальным решением при проведении общесервисных работ, в том числе при приемке и сдаче автомобиля. Предлагаются одно-, двух- или четырехплунжерные подъемники, причем последние отлично подходят для совместной работы со стендами «развал-схождение». Благодаря применению специальных схем синхронизации плунжерные подъемники могут объединяться в большие системы, для обслуживания, например, длинномерного и крупногабаритного транспорта. По типу привода подъемники делятся на электромеханические, электрогидравлические и пневматические. Подъемники с электромеханическим приводом. Достоинством таких подъемников до сих пор остаются низкая стоимость, позволяющая реализовать самый экономичный вариант оснащения автосервиса, и простота конструкции. Рабочим «органом» подъемников является пара винт-гайка, к периодичности обслуживания которой предъявляются высокие требования. Подъемники с электрогидравлическим приводом. Электрогидравлические подъемники по сравнению с аналогичными моделями с электромеханическим приводом обладают рядом преимуществ: меньшее энергопотребление, бесшумность и плавность работы, высокая скорость подъема - опускания, значительно более высокий срок службы, возможность опускания в случае отключения электроэнергии, простота и низкая стоимость обслуживания, высокий уровень безопасности. Подъемники с пневматическим приводом.Данный тип подъемника принадлежит к пантографным или ножничным подъемникам. В отличие от гидравлических подъемников, подъем платформы осуществляется за счет сжатого воздуха, что увеличивает скорость обслуживания автомобиля. Подъемник предназначен для использования на различных СТО и шиномонтажных мастерских. При помощи платформы можно вывешивать всю ходовую часть автомобиля и обслуживать все колеса автомобиля одновременно. Установка платформы на шиномонтаже позволяет, в межсезонье, проводить мелкий ремонт ходовой (замена шаровых опор, рулевых наконечников, тормозных колодок). В конструкции подъемника предусмотрен предохранительный стопор. Подъемник монтируется на бетонном, асфальтном или на другом подготовленном твердом и ровном полу в необходимом месте. 3. Требования к подъемно-транспортному оборудованию К подъемно-транспортному и осмотровому оборудованию предъявляются следующие основные требования: - обеспечение максимальных удобств для рабочих; - надежность в работе, включая страховку и фиксацию (например, вывешенных автомобилей), а также надежность крепления различных узлов и агрегатов автомобилей при производстве монтажно-демонтажных работ и их транспортировке, т. е. обеспечение безопасности работ; - уменьшение габаритов и металлоемкости конструкций оборудования с одновременным повышением маневренности на ограниченных производственных площадях; - уменьшение энергоемкости за счет использования новейших технологий; - легкость в управлении и простота обслуживания; - стоимость оборудования не должна превышать разумных пределов с целью его быстрой окупаемости. - При выборе наиболее оптимальной модели для конкретного производства следует учитывать и санитарно-гигиенические аспекты использования, а также зарубежный опыт. Например, по данным обзорной НТИ, в США нет ни одной осмотровой канавы для ТО автомобилей, применяются исключительно подъемники самых разнообразных моделей, именно потому, что они обладают целым рядом существенных преимуществ перед осмотровыми канавами, а именно: - низкой стоимостью; - возможностью поднять автомобиль на любую удобную высоту (в зависимости от роста рабочего и вида проводимых работ); - лучшим доступом к узлам и агрегатам, что облегчает их монтаж-демонтаж; - лучшей естественной вентиляцией и освещенностью, в результате чего возможно применение механизированной уборки помещений; - лучшей контролируемостью рабочих мест и общей ситуации на постах, а также мобильностью, что удобно использовать, например, при реконструкции производства.
Контрольные вопросы
1. Какие существуют типы осмотровых канав? 2. Приведите преимущества и недостатки эстакад 3. Приведите преимущества и недостатки напольных подъёмников 4. Какие требования к подъёмно-транспортному оборудованию? 5. Перечислите преимущества подъёмников перед осмотровыми канавами.
|
|||
|