Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура Древней Греции



2. Культура Древней Греции

Крито-Микенская культура. Античная культура, родившись на полуострове Пелопоннес и островах Средиземноморского бассейна, восходит истоками к Крито-Минойской (до XV в. до н.э.) и сменившей ее Крито- Микенской (XV-XII вв. до н.э.) цивилизациям. Первые сведения о минойской культуре относятся к рубежу III тыс. до н.э. На Кикладских островах, расположенных в Эгейском море, сохранились руины крепостных стен, мраморные статуэтки, бронзовые орудия и украшения, расписные сосуды. На рубеже III-II тыс. до н.э. на островах, в особенности на Крите, расцветала городская жизнь, строились дворцы. В названии «Крито-Минойская» отражен, кроме географического, еще и мифологический элемент - легендарного царя острова звали Миносом. Его именем английский археолог Артур Эванс назвал обнаруженный в раскопках дворец в Кноссе, в центральной части Крита, именно в этом дворце по преданию находился знаменитый лабиринт с Минотавром, чудовищем с головой быка и туловищем человека. Дворцы, вокруг которых сосредоточилась вся жизнь на Крите, действительно напоминали внутри лабиринты, хотя в целом их комплекс имел вид единого ансамбля. На замечательных дворцовых фресках (настенной живописи) изображались животные, цветы, «игры с быками», связанные с главным минойским культом, бога-быка. Он олицетворял разрушительные силы, которым противопоставлялась Великая богиня- владычица. Царский дворец был одновременно религиозным, административно-политическим и хозяйственным центром.

Достигнув расцвета в XVI – первой половине XV вв. до н.э., минойская цивилизация была за короткое время буквально разрушена. Причиной этому


послужил ряд факторов. Разрушительной силой оказалось извержение вулкана с большим выбросом пепла и образовавшимися цунами на соседнем с Критом острове Фера. Согласно преданию, после этого извержения канула в пучину моря легендарная Атлантида. Именно в споре о ее существовании, не веривший мифу Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». Вполне реальной разрушительной причиной было также вторжение воинственных ахейцев из материковой Греции на Крит. Есть, однако, и мнение, что минойская культура не смогла противостоять этим «вызовам» из-за пресыщения роскошью, изнеженности, которые оказались тем

«лабиринтом», из которого, в отличие от легендарного Тесея, она не сумела выбраться.

После этого центр античной цивилизации переместился на материк, в г. Микены, в котором жили и действовали полулегендарные герои – Персей, Атрей, Агамемнон. У Крита были заимствованы некоторые боги, фресковая живопись, водопровод, канализация. Ахейцы переняли у минойцев также слоговое письмо, приспособив его для передачи своего языка. Само оно было утрачено, но традиция письма, заложенная на Крите, была принята всей европейской культурой. В свою очередь, Микены подчинили себе Трою, город в малой Азии (ныне в Турции), где разыгрывались многие события гомеровской «Илиады».

В 1876г. немецким археологом Генрихом Шлиманом (1822-1890) были открыты в Микенах так называемые шахтные гробницы с богатыми украшениями и масками. В Микенах, как и на Крите, культурная жизнь была сосредоточена во дворцах, сооруженных из огромных каменных глыб, без всякого связующего материала. Греки, увидев эти мощные стены, назвали их циклопическими: их могли соорудить только циклопы, мифологические одноглазые великаны.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса варварских народов, не покоренных Крито-Микенской цивилизацией, устремилась с Балкан на юг. Игравшие ведущую роль в этом переселении дорийцы обладали железным


оружием, гораздо более эффективным, чем бронзовое. С приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. открывается железный век в Греции, но и приходит конец названной цивилизации.

Культура гомеровского периода. Античная культура вступает в следующий период своего развития (XI–VIII вв. до н.э.), обычно называемый гомеровским, именем автора поэм «Одиссея» и «Илиада». Из этих произведений, созданных в VIII в. до н.э., узнаем о троянской войне, разыгравшейся в XIII в. до н.э., получаем картину быта и нравов древних греков, воссоздаем мифологические представления, в которых рука об руку действуют боги, герои и простые смертные.

Памятников гомеровского периода сохранилось немного. Основными строительными материалами были тогда дерево и необожженный кирпич, деревянной была и скульптура. Лучше сохранились терракотовые и бронзовые статуэтки, керамические вазы, расписанные орнаментом. В этот период не было письменности, первые известные после длительного периода греческие надписи относятся уже к архаической эпохе (вторая половина VIII в. до н.э.), но тогда использовалось не линейно-слоговое письмо, а алфавитное, заимствованное у финикийцев. Века с XI по VIII известны еще и под названием «темных» – слишком мало о них сохранилось сведений, а может, и потому, что это были века смут и раздоров.

В отсутствие письменности и монументальной архитектуры духовность античности нашла выражение в мифах, эпосе, культовых гимнах, музыке, религиозно-магических практиках. Гомеровские греки были индоевропейцами, занимавшимися скотоводством и земледелием, культивировавшими оливу и виноград.

Архаический период (VIII–VI вв. до н.э.) дал новый мощный импульс античной культуре и цивилизации. Воссоздается система товарного рынка и денежного обращения, юридически и политически закрепляется суверенитет полиса (города-государства). Характер целостной системы приобретает восхитительная античная мифология, зарождается, выделяется их мифа


натурфилософия. Обосновываются нормы морали и каноны искусства. Греческое искусство обогащается влиянием египетской и вавилонской архитектуры и скульптуры. Возникает античный театр, выросший из хороводов, песен и гимнов в честь Диониса. Формируются такие полисы, как Афины, Спарта, Коринф, Фивы. Впервые появляются понятия «эллины»,

«Эллада», охватывающие греческий мир в целом.

В этот период в основном сформировались религиозные и мифологические представления древних греков. Считалось, что первоначально существовал Хаос, из которого выделилась Земля (богиня Гея) и подземный мир (Тартар). Гея родила сына-супруга Урана (Небо). Вторым поколением богов были дети Геи и Урана – титаны. Уран, боясь, что дети отнимут у него власть, заключил в глубокую пропасть под землю. Однако титанам удалось освободиться и свергнуть отца, один из них Кронос (Время), пожирающий собственных детей, воцарился над миром. Его в свою очередь сместил после ожесточенной борьбы младший сын Кроноса Зевс, бог грома, молний и дождей. По преданию, Зевс и окружающие его боги жили на горе Олимп, и греки называли их олимпийцами.

После победы над тиранами Зевс-громовержец стал верховным богом, его жена Гера, покровительница брака – владычицей неба. Женитьба на покровительнице брака не мешала связям Зевса, олицетворявшего общественный порядок, с другими богинями и смертными женщинами. Своему брату Посейдону Зевс предоставил во владение море, другому брату

Аиду – подземное царство. Богом света и поэзии стал сын Зевса Аполлон, его обычно сопровождали девять муз – покровительниц искусств и наук. Другие дети Зевса – Афродита была богиней красоты, богом огня и кузнечного мастерства – хитроумный Гефест, богом войны – Арес, богиней мудрости – Афина, богиней Луны – Артемида. Каждая отрасль хозяйственной деятельности имела своего бога покровителя: Деметра покровительствовала земледелию, ткачеству – Афина, виноделию – Дионис, торговле – Гермес, охоте, диким животным и беременным женщинам –


Артемида и др. Греки считали своих богов бессмертными, всесильными, представляли их себе в антропоморфном виде, т.е. похожими на людей. Боги, как люди не были свободны от бедствий – над миром царила неизбежная судьба, распоряжавшаяся участью и человека, и богов.

В VIII-VI в. до н.э. зарождается греческая историография, представленная трудами логографов, впервые попытавшихся выявить реальную основу мифологических сюжетов.

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры – спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие в Олимпии с 776 до н.э. раз в четыре года; Пифийские – спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские – в честь Посейдона (проводились под Коринфом раз в два года).

В Ионии (западное побережье Малой Азии) в эпоху архаики возникла первая философская система античности – натурфилософия. Ее представители пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Фалес считал первоосновой всех вещей воду, Анаксимен

– воздух, Анаксимандр – апейрон (беспредельное). Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, верили в родство душ, основой всего сущего они считали математические законы, создающие космическую гармонию, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

Наиболее ярким представителем элеатской школы был Парменид Элейский (ок. 540 или ок. 520 до н.э.), выдвинувший идею единого неизменного и неделимого бытия. Считая разум, а не ощущения источником познания, множественность вещей и их движение он объяснял обманом органов чувств.


Одним из крупнейших греческих философов был Гераклит из Эфеса (конец VI – начало V в. до н.э.). По его мнению, как в природе, так и в обществе происходит вечное движение, вечная борьба, бытие постоянно меняется. Первоосновой материи Гераклит считал огонь, который как основной фермент природы, соединяет все виды материи в одно целое. К этому же периоду относится и творчество Гесиода (VIII-VII в. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни», впервые отразившие личность самого автора, его жизнь.

К VI в. относится и возникновение греческого театра, выросшего из хороводов, песен и молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса.

Главными элементами градостроительной структуры были периода архаики были акрополь (святилище) и агора (торговый центр), вокруг которых располагались жилые кварталы. К VI в. до н.э. создается архитектурный ордер в его дорическом и ионическом вариантах. Суровому, несколько тяжеловесному дорическому стилю соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны. В ионическом, более пышном стиле, колонна выступает не только как опора, но и как декоративный элемент, для нее характерны капитель с завитками – волютами, более сложный цоколь, сама она гораздо изящнее дорической колонны. Среди построек дорического ордера особенно известны были – храм Геры в Олимпии, а ионического ордера – храм Артемиды в Эфесе.

Культура в классический период (период расцвета). Высший подъем Эллады приходится на классический период, наступивший после побед в греко-персидских войнах (500-449 гг. до н.э.), которые сделали Афины ведущим государством античного мира (особенно в правление Перикла, в 449-429 гг. до н.э.). Высокого расцвета достигла философия, право, искусство, наука.

В классический период науке и искусству придавали серьезное значение в воспитании полноценного гражданина. Ученых уже не удовлетворяло


представление о материи как о чем-то едином и неделимом. Демокрит ввел в науку понятие атомов (первотелец), неделимых частиц (ок. 470 или 460 до н.э. – умер в глубокой старости). Он считал, что в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты. Все атомы неизменны, неделимы, но атомы различных тел отличаются формой и размером. По Демокриту, нет явлений без причины. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении – объяснять надо только изменения, а это невозможно без привлечения веры в богов.

Если Демокрит признавал объективный характер познания, то другое философское направление, возникшее в тот же период, утверждало, что истин может быть столько же, сколько существует людей. Представители этого направления – софисты, учили доказывать любое положение. Для них характерны умение находить противоречия в устоявшихся представлениях, включая религиозные, и интерес к законам человеческого мышления. Наиболее известным софистом был Протагор (480-415 до н.э.), утверждавший: «Человек есть мера всех вещей». Из среды софистов вышел Сократ (469-399 до н.э.), который утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, которыми владеет только бог.

Древнегреческую медицину прославил врач Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н.э.). Его труды стали основой дальнейшего развития медицины. Целостность организма, необходимость индивидуального подхода к больному, его лечению – вот те принципы, которые отстаивал Гиппократ. Он создал учение о причинах болезни (этиологии), прогнозе, темпераментах и др. Считается, что он – автор текста кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»). Этот кодекс стал основой обязательств, которые принимают врачи во многих странах при начале врачебной практики.

В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (526-456 до н.э.), одним из основных мотивов творчества которого, было прославление гражданских добродетелей, патриотизма (трагедия «Прометей прикованный»). Другой знаменитый греческий трагик – Софокл (497-406 до


н.э.) прославился трагедиями о легендарном царе Эдипе. Творцом психологической драмы был Еврипид (ок. 480-406 до н.э.) («Медея» и

«Федра»). Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 – ок. 385 до  н.э.), использовавший комедию как политическое оружие («Мир»,

«Всадники» и др.).

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. Еще древние называли Геродота (484 – 430 до н.э.) «отцом истории». Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение – «Историю», основным сюжетом которого были Греко-персидские войны. Величайшим историком античности был Фукидид (ок. 460 – 400 до н.э.) – автор «Истории Пелопоннесской войны».

В это же время расцвета достигает реалистическая скульптура, выполнявшаяся в основном из мрамора и бронзы. Монументальность, стремление к гармонии, пропорциональности, созданию идеальных образов и людей отличают творчество великих скульпторов V в. до н.э. Фидия Афина-воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс»

– для храма в Олимпии), Мирона Дискобоп»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор» («Копьеносец»),

«Раненая амазонка»).

Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился в жизни – греки занимались гимнастикой, следили за личной гигиеной, волосами, делали прически и т.д. Особенно культивировали образ атлета, выступавшего на состязаниях обнаженными. Среди греческих живописцев V в. до н.э. следует отметить Полиглота и Аполлодора, живопись которых до нас, к сожалению, не дошла. Основной, дошедший до нас, памятник живописи этого периода – прекрасная вазовая роспись, продолжившая реалистические традиции архаической эпохи.

V в. до н.э. ознаменовался великолепными архитектурными постройками почти по всей территории Греции. Создаются наиболее совершенные комплексы, после разрушительных греко-персидских войн


восстанавливаются города и памятники. В классический период окончательно оформились дорический и ионический ордеры, появляется новый, более нарядный, – коринфский ордер, для которого характерна капитель, украшенная листвой и завитками.

Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм. В первой половине V в. до н.э. были созданы наиболее значительные памятники дорийского стиля, величественные храмы в городе Посейдония (Южная Италия), храм Зевса в Олимпии.

Особое место в истории античной культуры занимает комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Ансамбль Акрополя считается вершиной древнегреческой архитектуры, символом эпохи наивысшего расцвета и могущества Афин. Он включает ряд сооружений – Пропилеи (парадные ворота), храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы). Здесь же возвышался и главный храм – храм Афин – Парфенон. В это же время в архитектуре Афин появляется тенденция к выработке единого панэллинского (общегреческого стиля) архитектуры. Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен другой великолепный храм афинского Акрополя – Эрехтейон со знаменитым портиком кариатид.

Культура в эпоху кризиса греческого полиса. История Греции в IV в. до н.э. – это история кризиса полиса. Период расцвета длился недолго, он был прерван затяжной Пелопоннесской войной (431-494 гг. до н.э.) между Афинами и Спартой. Ее выиграла олигархическая (олигархия – власть немногих), милитаризованная Спарта, обратившаяся к помощи извечного врага – персов. Поражение Афин, обернувшееся эпидемией, роспуском афинского морского союза (в который входило 208 полисов), утратой колоний, разрушением крепостных              стен            и                 возвращением   противников демократии в город, было выражением и следствием общего кризиса полисов. Развитие  товарно-денежных            отношений            обернулось вытеснением общественной            собственности       на землю, идеологией индивидуализма, исчезновением духа высокой гражданственности и патриотизма. Вместо


гражданского ополчения появляются наемные войска, служащие тому, кто больше заплатит. Полисы погрязают в междоусобицах, а в итоге после битвы при Херонее (в 338 г. до н.э.) Греция подчиняется македонскому царю Филиппу II.

Политический кризис, упадок общественной жизни в греческих полисах IV в. до н.э. способствовали тому, что люди все сильнее сосредоточивались на собственных желаниях и нуждах, искали личного счастья в созерцании, самосовершенствовании.

Очень популярной в это время была киническая школа философии, главными представителями которой были Антисфен (ок. 435-370 до н.э.) и Диоген Синопский (414-323 до н.э.). По мнению киников, конечная цель человеческих устремлений – добродетель, она совпадает со счастьем и заключается в умении избегать зла и довольствоваться малым, что обеспечивает независимость. Однако независимость у киников означала и отрицание культуры, семьи, имущества, государства, общественных установлений.

В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа – Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на дальнейшее развитие философии, а также христианской философии. Платон (429-348 до н.э.) был учеником Сократа. После смерти учителя он основал в Афинах собственную школу – Академию. Сократ утверждал, что истинное знание можно получить только о добродетели. Развивая учение Сократа, Платон считал, что истинное знание можно получить не только о том, что происходит в государстве, но и о том, что происходит в природе, и это знание не особое у каждого человека, как утверждали софисты, а единое и общее для всех людей. Есть только одно и вечное знание, и чтобы получить его, нужно познать так называемый мир идей. Настоящий мир, вся природа, все видимые вещи – лишь копии или отражения мира идей – невидимого и существующего где-то в надзвездном пространстве. Уделяя большое внимание проблеме взаимоотношений общества и личности, Платон предлагал реформировать клонившийся к


упадку полис. Основной идеей учения о государстве является идея о справедливости, создание идеального политического строя. Государство Платона состоит из сословий правителей (философов), воинов и так называемого третьего сословия – крестьян, ремесленников, торговцев и пр. Каждое сословие должно заниматься своим делом и в совершенстве владеть им. Гармоничное сочетание деятельности сословий и их добродетелей создает, по мнению Платона, справедливый государственный строй.

Ученика Платона – Аристотеля (384-322 до н.э.) по праву называют энциклопедистом. Его произведения, дошедшие до нас, посвящены самым разным наукам: политике, логике, биологии, физике, механике, ботанике, математике и т.д. Важным в учении Аристотеля являются взаимоотношения формы и материи. Процесс развития выражается в стремлении материи к становлению, оформлении. И именно форма является тем началом, которое придает определенность бесформенной и мертвой материи. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материи. Аристотель также разрабатывал учение о природе понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, логике. Как и Платон, он сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Конечной целью всех человеческих поступков он признавал счастье, которое состоит в осуществлении сути человека в соответствии с принципом формы. Аристотель оказал огромное слияние на философское направление Средневековья и Нового времени. Его учение, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений.

В литературе IV в. до н.э. ведущее место занимает проза, трагедия в это время переживает упадок, значительно меняется комедия. Очень высоко уровня достигает ораторское искусство, речи Исократа (436-338 до н.э.), Демосфена (ок. 384-322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Наиболее значительным историком IV в. до н.э. был Ксенофонт (430-354 до н.э.). Его лучшие произведения


«Анабасис» и «Греческая история» отличаются простотой языка и ясностью изложения.

Архитектура этого периода, развивая достижения предыдущего столетия, обладает рядом особенностей. В ней преобладают декоративные начала и самый сложный и изысканный из греческих стилей – коринфский. Применяются сооружения круглой формы. Впервые уделяется большое внимание строительству зрелищных сооружений – театров, строившихся из камня. Наиболее известные постройки – театр в Эпидавре, театр Диониса в Афинах, мавзолей в Галикарнасе. Большое развитие получила скульптура, демонстрировавшая интерес к человеческой личности. Наиболее прославленные скульпторы IV в. до н.э. – Пракситель, Скопас и Лисипп.

Культура эпохи эллинизма. Походы на Восток сына Филиппа II, Александра Македонского (356-323 гг. до н.э.) становятся новым рубежом в истории античности. В огромной державе, созданной Александром, простиравшейся от Дуная до Инда, от Египта до Средней Азии, происходило обогащение греческой и местной культур, всячески поощряемое самим Александром. Начинается эпоха эллинизма, эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В результате возникла культура эллинизма, сохранившаяся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птоломеевский Египет, государство Селевкидов, Пергам, Бактрия, Понтийское государство).

В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Для этого времени типичен такой ученый, как Архимед (ок. 287-212 до н.э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел букву «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. Большая заслуга Архимеда в развитии техники: он создал винтовой насос, болт, сконструировал множество боевых метательных машин, оборонительных


орудий. Из других александрийских инженеров получили известность Ктесибий, изобретатель водяных часов и пожарного насоса, и Герон, создавший аэропил – прообраз паровой турбины. В Александрии был изобретен так же перегонный куб, который позже стали использовать для получения спирта.

Строительство новых городов, развитие мореплавания, военной техники способствовали расцвету математики, механики, астрономии, географии. Знамениты также другие ученые эпохи эллинизма: Евклид (III в. до н.э.), создавший элементарную геометрию; Эратосфен (ок. 276-194 до н.э.), довольно точно определивший длину земного меридиану и таким образом установивший истинные размеры Земли; Аристарх Самосский (конец IV в.- III в. до н.э.), доказавший вращение Земли вокруг оси и ее движение вокруг Солнца; Гиппарх Александрийский (180|190-125 до н.э.), установивший точную длину солнечного года и вычисливший расстояние от Земли до Луны и Солнца; Герон Александрийский (ок. I в. до н.э.), создавший прообраз паровой турбины, и др.

В этот период успешно развивалось естествознание, особенно медицина. В этой области огромные заслуги принадлежат Герофилу (р. ок. 300 до н.э.) и Эрасистрату (ок 300 - ок. 240 до н.э.), открывшим нервную систему, выяснившим значение пульса, сделавшим большой шаг вперед в изучении мозга и сердца. В области ботаники следует отметить ученика Аристотеля – Феофраста (372-287 до н.э.).

В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан так называемый Мусеойн (храм муз), служивший научным центром. Здания Мусея располагались среди прекрасного парка, там были аудитории для студентов, дома преподавателей. Обсерватория, ботанический сад, и замечательная библиотека – в ней насчитывалось 700 тысяч рукописей. Преподаватели Мусея получали царское жалование; среди них были не только философы и механики, но и поэты, и восточные мудрецы,


переводившие на греческий язык египетские и вавилонские трактаты. Египетский жрец Манефон был автором трактата «Египетские древности», а вавилонский жрец Бероэс написал «Вавилонские древности»; 72 еврейских мудреца перевели на греческий язык Библию.

Мусей был первым научным центром, щедро финансируемым государством и его деятельность показала, что если есть деньги – то будет и наука. По существу, день рождения Мусея и был днем рождения античной науки. Главой Мусея, «библиотекарем», был географ Эратосфен, сумевший, измеряя широту в различных пунктах, вычислить длину меридиана; таким образом, было окончательно доказано, что Земля – это шар. Евклид создал геометрию – ту, которую сейчас проходят в школах. Он положил в основу науки строгие доказательства; когда Птолемей попросил у него обойтись без доказательств, Евклид ответил: «Для царей нет особых путей в математике».

Ученик Евклида Аполлоний Пергский продолжил труды своего учителя и описал свойства эллипса, параболы и гиперболы. В Мусейоне активно обсуждалась гипотеза Аристарха Самосского о том, что Земля вращается по окружности вокруг Солнца - однако оказалось, что она противоречит наблюдениям (дело в том, что Земля движется не по кругу, а по эллипсу). В результате ученые Мусейона во главе с Клавдием Птолемеем (II в. н.э.) создали теорию эпициклов. В соответствии с этой теорией Земля находится в центре Вселенной, вокруг располагаются прозрачные сферы, объемлющие одна другую; вместе с этими сферами по сложным эпициклам движутся Солнце и планеты. За последней сферой неподвижных звезд Птолемей поместил «жилище блаженных». Труд Птолемея «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах» («Magiste syntaxis») был главным руководством по астрономии вплоть до Нового времени. Птолемей создал научную географию и дал координаты 8 тысяч различных географических пунктов – это «Руководство по географии» использовалось европейцами до времен Колумба.


Создание Мусея совпало по времени с новым переворотом в военном деле, изобретением военных машин, баллисты и катапульты. Появление баллисты изменило тактику морских сражений; если раньше главным оружием триеры был таран, то теперь стали строить огромные корабли с башнями, на которые устанавливали баллисты. Эти корабли назывались пентерами, за каждым веслом на них сидело по 5 и более гребцов, а общее число гребцов достигало тысячи человек. Именно баллиста позволила царю Птолемею завоевать господство на морях; Александрия заняла место Афин и стала главным торговым центром Средиземноморья. Из Александрии по каналу можно было попасть в Красное море, и корабли александрийских греков плавали даже к берегам Индии. Символом торгового могущества Александрии стал 130-метровый Фаросский маяк – одно из чудес света, построенное Состратом Книдским по приказу Птолемея II.

“Царь Птолемей посвящает богам-спасителям на благо мореплавателям”,

- гласила надпись на гипсовой плите у подножия маяка – но со временем гипс отвалился, и из-под него показалась другая надпись, вырезанная на мраморе: “Сострат из Книда посвящает богам-спасителям на благо мореплавателям”.

В эллинистическую эпоху развивается филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и т.д. Литература этой эпохи значительно уступает классической, хоть она и более разнообразна. Эпос и трагедия становятся более рассудочными, главное – эрудиция, изысканность слога. Это Аполлоний Родосский, Каллимах. Идиллическая поэзия Феокрита (конец IV-первая пол. III в. до н.э.) стала образцом для более поздней буколической поэзии (пастушечьей). На смену политической комедии приходит реалистическая бытовая комедия, представленная творчеством афинянина Менандра (ок. 343-ок 291 до н.э).

Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, исключением является Полибий (ок. 200- ок. 120 до н.э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида.


В философии особое значение приобретает эклектизм (от греч. eklektikos – выбирающий) – стремление сочетать элементы различных школ, неспособность создать единую и последовательную систему. На первом месте – вопросы морали, натурфилософии, а гносеологические проблемы отходят на второй план. Философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного усовершенствования. Появляются две новые школы, типичные для эпохи эллинизма. Основатель одной из них, Эпикур (341-270 до н.э.), определял цель человека как личное блаженство, наивысшей формой которого признавалась атараксия, т.е. душевный покой, невозмутимость. Но, по мнению Эпикура, душевный покой требует освобождения человека от всех ложных представлений о природе вещей, от всего мифологического и религиозного. Стоицизм – вторая система, создатель её Зенон (ок. 336-264 до н.э.). Здесь идеалом добродетели считали независимость поступков и желаний от чувств. Бесстрастие и апатия – высшая норма поведения. Мудрец должен повиноваться только разуму, поступая так, он следует природе, т.е. мировому разуму, который стоики отождествляли с огнем.

Эллинизм внёс в религию ряд новшеств. Это культ монарха и культ судьбы. Для эллинистической религии самым характерным является синкретизм (от греч. synkretismos – соединение) – смешение различных элементов греческих и восточных религиозных представлений.

Формированию эллинистической культуры во многом способствовало распространению греческой системы образования. На первом этапе ученики получали навыки чтения, письма, счета, занимались гимнастикой и музыкой. Следующий этап образования был связан с изучением языковых, математических дисциплин, астрономии, теории музыки, продолжались занятия спортом. Высшей ступенью образования считалось изучение философии и риторики.

В эпоху эллинизма возникает много новых городов, происходит перепланировка старых. В городах – четкая планировка, окружают их


массивные стены. Для отделки и украшения используют мозаику.

Величайшим художником античности считали Апеллеса, придворного художника Александра Македонского. «Черта Апеллеса» – выражение, означающее совершенство, достигнутое трудом. Его произведения известны по свидетельствам античных авторов.

Продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н.э. Проявляется повышенный интерес к личности. В это время созданы скульптуры: «Венера Милосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», а также «Колосс Родосский» – бронзовая статуя Гелиоса высотой 37м, разрушенная землетрясением и не дошедшее до нас одно из семи чудес света.

Значение древнегреческой культуры нельзя переоценить. Это поистине золотой век человечества. В основе эстетических представлений всех последующих эпох – достижения древнегреческого искусства. Без философии Платона и Аристотеля было бы невозможно развитие средневековой теологии, новейшей философии. Греческая система образования дошла до наших дней. Греческая мифология тысячи лет питает воображение писателей, поэтов, композиторов, художников. Это – самая человеческая культура.

После смерти последней египетской царицы Клеопатры начинается римский период античной культуры. Несмотря на вполне определенные особенности каждого из выделенных периодов, серьезные социокультурные изменения, происходившие в течение длительного периода, превышающего тысячелетие, можно видеть глубокую преемственность между ними.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.