|
|||
Инструкция (16.09.21):. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.Инструкция (16.09.21): 1. Изучить тему, сделать краткий конспект 2. Выполнить домашнее задание 3. Выполненное задание показать преподавателю при очной паре. 1.Изучение нового материала: АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ. Управление финансами осуществляется через сложившуюся систему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и подчинено финансовой политике государства. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Управленческие решения принимаются на основе анализа финансовой информации, которая должна быть достаточно полной и достоверной, обеспечивающей принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, оперативной и статистической отчетности. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, принимаемых на основе данных оперативного анализа финансовой ситуации, которые преследуют цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Управление финансами на предприятиях осуществляют финансовые отделы и службы предприятий. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Финансовый анализ является составной частью финансового менеджмента и аудита. Без знания методики финансового анализа невозможно принять решения по управлению капиталом, минимизировать финансовые риски. Субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Все эти субъекты анализа имеют свои интересы, но их интересы сходятся в одном - их благополучие зависит от финансовых результатов, финансовой устойчивости предприятия. Вторая группа пользователей финансовой информации - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей (аудиторские, консалтинговые, юридические фирмы, страховые компании, фондовые биржи, ассоциации, пресса, регулирующие органы, профсоюзы и т.п.). Методика финансового анализа включает три взаимосвязанных блока: - Анализ финансовых результатов деятельности предприятия. - Анализ финансового состояния предприятия. - Анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Основная цель финансового анализа (ФА) - получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре капитала, в расчетах с кредиторами и дебиторами. Но каждая конкретная цель ФА зависит от задач субъектов финансового анализа. Основными функциями ФА являются: - объективная оценка финансового состояния, финансовых результатов, эффективности и деловой активности объекта анализа; - выявление факторов и причин достигнутого состояния и полученных результатов; - подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; - выявление и мобилизация резервов улучшения финансового состояния и финансовых результатов, повышения эффективности всей хозяйственной деятельности. ФА является прерогативой высшего управленческого звена предприятия, но эффективность или неэффективность частных управленческих решений зачастую зависит не только от опыта и квалификации менеджеров, но и качества исходной информации. В полном объеме финансовой информацией может воспользоваться только руководство предприятия. Все остальные группы пользователей практически могут пользоваться только публичной информацией. Ключевая цель анализа доходов и расходов – разработка комплекса мер, направленных на увеличение первых и снижение вторых, а главная задача – поиск и расчет резервов для роста получаемой прибыли. Доходами фирмы являются экономические выгоды, которые она приобретает за счет поступления активов (денег, другого имущества). Доходы предприятия представляют собой увеличение экономических выгод, которое происходит в результате как увеличения активов (денежных средств и другого имущества) так и погашения/возникновения обязательств. Расходами предприятия является уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала данной организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников предприятия. Расходы уменьшают выгоды организации за счет того, что они выбывают в виде активов или уменьшают ее капитал. Различают доходы и расходы от обычной и прочей деятельности. Под обычными понимаются прописанные в учредительных документах виды деятельности. Доходы от обычных видов деятельности (или выручка) это: · доходы от продажи продукции, товаров; · от выполнения работ, оказания услуг; · связанные с предоставлением имущества за плату во временное пользование (например, по договорам аренды); · лицензионные доходы, связанные с предоставлением права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации; · дивидендные доходы от участия в уставном (складочном и ином) капитале других организаций; · процентные доходы за предоставление денежных средств организации в пользование; за предоставление покупателям отсрочки (рассрочки) оплаты; за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке; по долговым ценным бумагам других лиц; · от совместной деятельности при участии в простом товариществе, инвестиционном товариществе; · иное увеличение экономических выгод в результате либо в связи с обычной деятельностью организации. Выручкой не признаются следующие виды доходов: • доходы от продажи внеоборотных активов; • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; • курсовые разницы; • поступления в возмещение причиненных организации убытков; • доходы от списания кредиторской задолженности; • доходы в связи с уменьшением стоимости оценочного обязательства; • иное увеличение экономических выгод, не связанное с обычной деятельностью. Прочие доходы и расходы являются побочными, неключевыми в работе фирмы. Расходы по обычным видам деятельности состоят из следующих элементов: • материальные затраты; • затраты на оплату труда; • отчисления на социальные нужды; • амортизация; • прочие затраты. К прочим расходам относят: • затраты, связанные с предоставлением предприятием за плату во временное пользование своих активов; • расходы на плату прав, за использование патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности; • затраты, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; • расходы в результате продажи, выбытия и прочего списания основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты); • проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); • расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; • отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета (резервы но сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.); • штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; • возмещение причиненных организацией убытков; • убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; • суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; • курсовые разницы; • сумма уценки активов; • перечисления средств (взносов, выплат и т.д.) на благотворительную деятельность, расходы на осуществление спортивных, культурно-просветительских и иных аналогичных мероприятий, отдыха, развлечений; прочие расходы. Источником данных для анализа доходов и расходов является отчет о финансовых результатах. Он содержит информацию по видам доходов и расходов за сравниваемые периоды двух лет (3 месяца, полгода, 9 месяцев, год). Для анализа применяются методы горизонтального и вертикального анализа, факторный и коэффициентный методы. Горизонтальный анализ выявляет абсолютное и относительное изменение показателя за период. Вертикальный анализ позволяет изучить изменение структуры доходов и расходов в течение года. Выручка определяется как 100%, а остальные показатели исчисляются в процентах как отношение показателя и выручки. Факторный анализ выявляет, что влияет на увеличение доходов или расходов. Коэффициентный метод помогает с помощью формул рассчитать показатели, характеризующие положение организации, расчет и анализ основных финансовых коэффициентов, в том числе: - анализ безубыточности, - анализ ликвидности, - анализ рентабельности собственного капитала (методика фирмы Дюпон), - рейтинговая оценка финансового состояния заемщиков, - оценка стоимости чистых активов. Бюджет доходов и расходов: 1. Выручка. 2. Переменные затраты 3. Условно-постоянные затраты 4. Прибыль (1-2-3) Эффективность управления доходами и расходами по обычным видам деятельности выражается в положительном финансовом результате — показателе прибыли. В теории финансового менеджмента, как уже отмечалось, главная цель деятельности предприятия — максимизация богатства его собственников, что означает максимизацию прироста собственного капитала предприятия. Единственный способ ее достижения (за исключением привлечения новых взносов в уставный капитал) — это увеличение стоимости активов предприятия (при условии, что не использует для финансирования с целью увеличения своих активов заемные средства). Следовательно, в финансовом менеджменте прибыль предприятия трактуется, во-первых, как увеличение собственного капитала, происходящее за счет удорожания активов, во-вторых, как превышение валовых доходов предприятия за отчетный период над его валовыми расходами. 2. Домашнее задание: - составить краткий конспект по пройденному материалу; - составить примерный бюджет доходов и расходов вашего бизнеса (семейного, туристического и т.д.) и его анализ. Можно брать любой метод анализа (методы горизонтальный, вертикальный, факторный и коэффициентный).
3.Предоставить выполненную работу преподавателю на следующем занятии по расписанию Критерии оценки конспекта: • содержательность конспекта, соответствие плану; • отражение основных положений, результатов работы автора, выводов; • ясность, лаконичность изложения мыслей студента; • наличие схем, графическое выделение особо значимой информации; • соответствие оформления требованиям; • грамотность изложения; • конспект сдан в срок. Оценка «5» - конспект составлен по плану, соблюдается логичность, последовательность изложения материала, качественное внешнее оформление, объем – 4-5 тетрадных страниц; Оценка «4» - конспект выполнен по плану, но некоторые вопросы раскрыты не полностью, есть небольшие недочеты в работе, объем – 4 тетрадные страницы; Оценка «3» - при выполнении конспекта наблюдается отклонение от плана, нарушена логичность, отсутствует внутренняя логика изложения, удовлетворительное внешнее оформление, объем менее 4 страниц; Оценка «2» - тема не раскрыта, неудовлетворительное внешнее оформление, объем менее 2 страниц.
|
|||
|