|
|||
Лекционное занятие 1. История изучения психологии толпы. 2.09.21
Бунякина Е.В. ПСД18-1о Лекционное занятие 1. История изучения психологии толпы. 2.09.21 Задание 1. Просмотреть презентацию на тему "История изучения психологии толпы", составить конспект.
Задание 2. Вопросы для обсуждения (ответить письменно): 1. Раскройте "Психологический закон духовного единства толпы" (Г. Лебон). Г. Лебон видел как заразительны коллективные формы поведения, внушаемость масс и как утрачивается личностью своя индивидуальность в толпе. В массе людей, по мнению Г. Лебона, «происходит ориентирование чувств и мыслей собрания в одном и том же направлении, и только тогда обнаруживает свою силу вышеназванный психологический закон духовного единства толпы» 2. Охарактеризуйте способы действия вожаков по Г. Лебону, приведите примеры. По Г. Лебену вожди используют три способа действия — утверждение, повторение и заражение. Пример утверждения: Для контраста спикер-лидер говорит о том, что бы он сделал на месте своего противника. Пример повторения: Многократные повторения одной и той же мысли, суть которой сводится к тому, что действующая власть плоха, некомпетентна, неспособна и т.д. проникает в подсознание человека и прочно формирует убеждение, что срочно нужно сменить власть. Пример заражения: Паника, например, или какое-нибудь беспорядочное движение нескольких баранов быстро распространяется на целое стадо. В толпе все эмоции также точно быстро становятся заразительными, чем и объясняется мгновенное распространение паники. 3. Назовите виды толпы и публики (по Г. Тарду), приведите примеры. В чем между ними разница. Г. Тард выделяет четыре вида толпы, отмеченные степенью ее активности или пассивности: · Толпы ожидающие: собираются на основе коллективного любопытства · Толпы внимательные: тесно толпятся около кафедры проповедника или профессора, около трибуны, эстрады, сцены · Толпы манифестантские: проявляют свое убеждение, радость или печаль, любовь или ненависть с преувеличением · Толпы действующие: употребляют свои силы на создание или разрушение В толпе существуют вожаки и ведомые. Первые, благодаря природному обаянию, как правило, сильные и энергичные люди, управляют массами. Вторые же внимают и подчиняются внушению первых. А потому толпа делает из человека автомат, подчиняя его себе, ослабляя, а иногда и уничтожая его индивидуальность.
Задание 3. О каких свойствах толпы идет речь в данном отрывке? Какому явлению были подвержены все участники толпы? Охарактеризуйте свой ответ. "Фрегат "La Belle Poule"крейсировал в море, разыскивая корвет "Berceau" с которым он был разъединен сильной бурей. Дело было днем и солнце светило ярко. Вдруг часовой увидал покинутое судно. Экипаж направил свои взоры на указанный пункт, и все, офицеры и матросы, ясно заметили плот, нагруженный людьми, прикрепленный буксиром к лодкам, на которых виднелись сигналы бедствия. Адмирал Дефоссе тотчас же отправил лодки на помощь погибающим. Приближаясь к месту катастрофы, офицеры и матросы ясно видели кучи людей, волнующихся, протягивающих руки, и слышали глухой и смешанный шум большого количества голосов. Когда же наконец лодки подошли к этому месту, то оказалось, что там ничего не было, кроме нескольких ветвей с листьями, унесенных волнами с соседнего берега".
Свойства, виднеющиеся в участниках: ü Авторитетность- Адмирал Дефоссе был для экипажа значимой фигурой, примером, а значит его слова это истинна. ü Нравственность- учитывая все риски экипаж принял решение, основанное на своих моральных принципах. ü Податливость к внушениям – экипаж хотели увидеть людей, и они верили, что они там есть до самого конца.
|
|||
|