Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция. План лекции. Литература. Содержание лекции



Лекция

Тема лекцииТехническое обслуживание кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов.

План лекции

1. Неисправности КШМ и ГРМ их причины, признаки и последствия

2. Порядок и средства диагностирования механизмов двигателя

Литература

1. Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник для сред. проф. образования. - 9-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2013

2. Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М. и др. Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник. - М.: Наука, 2001.

3. Вишневецкий Ю.Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей: учебник – 3-е изд. – М., ИТК «Дашков и К», 2006. с.

 

Содержание лекции

1. Неисправности КШМ и ГРМ их причины, признаки и последствия

Отказы и неисправности кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов является следствием изнашивания родственных деталей. К неисправностям относятся износа цилиндров, поршневых колец, канавок, стенок и бобышек поршня, поршневых пальцев, втулок головок шатунов, вкладышей и шеек коленчатого вала, задиры зеркала цилиндров, закоксования колец. Отказы могут являться следствием поломки поршневых колец, подплавлениям подшипников, возникновение трещин цилиндров блока и тд.

Основными признаками неисправности кривошипно-шатунного механизма являются: уменьшение компрессий в цилиндрах, возникновение шумов и стуков при работе двигателя; прорыв газов в картер и появление из масло проливной горловины угара, увеличение расхода масла, разрежение масла вследствие проникания топлива, загрязнение свечей зажигания маслом, вследствие чего на электродах возникает нагар.

В итоге повышается расход топлива и снижается мощность двигателя, появляется дым на выпуске.

Неисправностями газораспределительного механизма являются износ толкателей и направляющих втулок, тарелок клапанов и их гнёзд, шестерен и кулачков распределительного вала, а также нарушение зазоров между стержнями клапанов и толкателей.

К отказам относятся поломка и потеря упругости клапанных пружин, поломка зубьев распределительных шестерен.

 

Нарушение зазоров между стержнем клапанов и толкателями приводит к нарушению фаз распределения, ухудшению наполнения цилиндров.

Увеличенные зазоры между стержнем клапанов и толкателями вызывают стуки и преждевременный износ деталей распределительного механизма. Малые зазоры или их отсутствие вызывают неплотную посадку клапанов и пропуск рабочей смеси во впускной трубопровод. Признаками этих неисправностей служит возникновение вспышек в карбюраторе и хлопков в глушителе.

Неисправности кривошипно-шатунного механизма – самые серьезные неисправности двигателя. Их устранение очень трудоемкое и затратное, так как, зачастую, предполагает проведение капитального ремонта двигателя.

К неисправностям кривошипно-шатунного механизма относятся:

- износ коренных и шатунных подшипников;

- износ поршней и цилиндров;

- износ поршневых пальцев;

- поломка и залегание поршневых колец.

Основными причинами данных неисправностей являются:

- выработка установленного ресурса двигателя;

- нарушение правил эксплуатации двигателя (использование некачественного масла, увеличение сроков технического обслуживания, длительное использование автомобиля под нагрузкой и др.)

Практически все неисправности кривошипно-шатунного механизма (КШМ) могут быть диагностированы по внешним признакам, а также с помощью простейших приборов (стетоскопа, компрессометра). Неисправности КШМ сопровождаются посторонними шумами и стуками, дымлением, падением компрессии, повышенным расходом масла.

 

Таблица 1.1- Внешние признаки и соответствующие им неисправности КШМ

Признаки Неисправности
· глухой стук в нижней части блока цилиндров (усиливается при увеличении оборотов и нагрузки); · снижение давления масла (горит сигнальная лампа) износ коренных подшипников
· плавающий глухой стук в средней части блока цилиндров (усиливается при увеличении оборотов и нагрузки, пропадает при отключении износ шатунных подшипников

 

· соответствующей свечи зажигания); · снижение давления масла (горит сигнальная лампа)  
· звонкий стук (стук глиняной посуды) на холодном двигателе (исчезает при прогреве); · синий дым отработавших газов износ поршней и цилиндров
· звонкий стук в верхней части блока цилиндров на всех режимах работы двигателя (усиливается при увеличении оборотов и нагрузки, пропадает при отключении соответствующей свечи зажигания) износ поршневых пальцев
· синий дым отработавших газов; · снижение уровня масла в картере двигателя; · работа двигателя с перебоями поломка и залегание колец

 

При диагностировании износа коренных и шатунных подшипников дальнейшая эксплуатация автомобиля категорически запрещена.

Основными неисправностями газораспределительного механизма (ГРМ) являются:

- нарушение тепловых зазоров клапанов (на двигателях с регулируемым зазором);

- износ подшипников, кулачков распределительного вала;

- неисправности гидрокомпенсаторов (на двигателях с автоматической регулировкой зазоров);

- снижение упругости и поломка пружин клапанов;

- зависание клапанов;

- износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала;

- износ зубчатого шкива привода распределительного вала;

- износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок;

- нагар на клапанах.

Можно выделить следующие причины неисправностей ГРМ (они, в основном, аналогичны причинам неисправностей кривошипно-шатунного механизма):

- выработка установленного ресурса двигателя и, как следствие, высокий износ конструктивных элементов;

- нарушение правил эксплуатации двигателя, в том числе использование некачественного (жидкого), загрязненного масла, применение бензина с высоким содержанием смол, длительная работа двигателя на предельных оборотах.

Самой серьезной неисправностью газораспределительного механизма является т.н. зависание клапанов, которое может привести к серьезным поломкам двигателя

. Причин у неисправности две. Применение некачественного бензина, сопровождающееся отложением смол на стержнях клапана. Другой причиной является резонанс, ослабление или поломка пружин клапанов. В этом случае при достижении поршнем верхней мертвой точки клапан не успевает сесть в «седло». К счастью, данная неисправность на современных автомобилях встречается достаточно редко.

Отдельно необходимо сказать о неисправностяхгидрокомпенсаторов. При использовании жидкого или сильно загрязненного масла гидрокомпенсатор перестает выполнять свою основную функцию, а именно автоматически компенсировать зазоры в ГРМ. Дальнейшая эксплуатация двигателя может привести к заклиниванию гидрокомпенсаторов.

Нарушение теплового зазора на двигателях с регулируемым зазором может произойти по причине износа подшипников и кулачков распределительного вала, износа зубчатого шкива привода распределительного вала, а также вследствие неправильной регулировки.

Неисправности ГРМ достаточно сложно диагностировать, т.к. сходные внешние признаки могут соответствовать нескольким неисправностям. Зачастую конкретная неисправность устанавливается непосредственным осмотром конструктивных элементов ГРМ со снятием крышки головки блока цилиндров.

.

 

Таблица 1.2-Внешние признаки и соответствующие им неисправности ГРМ

Признаки Неисправности
· металлический стук в головке блока цилиндров на малых и средних оборотах; · снижение мощности двигателя · нарушение теплового зазора клапанов; · износ подшипников, кулачков распределительного вала
· металлический стук в головке блока цилиндров на холодном двигателе; · неисправности гидрокомпенсаторов

 

· снижение мощности двигателя  
· шум в районе привода распределительного вала; · выстрелы в глушитель · износ и удлинение цепи (ремня) привода распределительного вала; · износ зубчатого шкива привода
· синий дым отработавших газов; · снижение уровня масла в картере двигателя; · снижение мощности двигателя · износ маслоотражающих колпачков, стержней клапанов, направляющих втулок; · неисправности КШМ
· звонкие металлические стуки (детонационные стуки) при разгоне автомобиля; · работа двигателя с перебоями · нагар на клапанах; · неисправности КШМ; · бензин низкого качества
· кратковременные провалы в работе холодного двигателя; · снижение мощности двигателя; · перегрев двигателя · снижение упругости и поломка пружин клапанов; · зависание клапанов

 

2.Порядок и средства диагностирования механизмов двигателя

Средства технического диагностирования (СТД) представляют собой технические устройства, предназначенные для измерения количественных значений диагностических параметров. В их состав входят в различных комбинациях следующие основные элементы: устройства, задающие тестовый режим, датчики, воспринимающие диагностические параметры и преобразующие их в сигнал, удобный для обработки или непосредственного использования, измерительное устройство и устройство отображения результатов (стрелочные приборы, цифровая индикация, экран осциллографа). Кроме того, СТД может включать в себя устройства автоматизации задания и поддержания тестового режима, измерения параметров и автоматизированное логическое устройство, осуществляющее постановку диагноза. СТД по их взаимодействию с объектом диагностирования можно разделить на три вида.

Внешние СТД, т. е., не входящие в конструкцию автомобиля, в зависимости от их устройства и технологического назначения могут быть стационарными или переносными. Стационарные стенды устанавливаются на фундаменты, как правило, в специальных помещениях, оборудованных отсосом отработавших газов, вентиляцией, шумоизоляцией. Переносные приборы используются как в комплексе со стационарными стендами, так и отдельно для локализации и уточнения неисправностей на специализированных участках и постах ТО и ремонта.

Встроенные (бортовые) СТД включают в себя входящие в конструкцию автомобиля датчики, устройства измерения, микропроцессоры и устройства отображения диагностической информации. Простейшие встроенные СТД представляют собой традиционные приборы на панели (щитке) перед водителем, номенклатура которых на современных автомобилях постоянно расширяется за счет введения новых СТД, особенно электронных, обеспечивающих контроль состояния все усложняющихся элементов конструкции автомобилей. Более сложные встроенные СТД позволяют водителю постоянно контролировать состояние элементов привода и рабочих механизмов тормозной системы, расход топлива, токсичность отработавших газов в процессе работы и выбирать наиболее экономичные и безопасные режимы движения автомобиля или своевременно прекращать движение при возникновении аварийной ситуации.

Наличие таких средств позволяет своевременно выявлять наступление предотказных состояний и назначать проведение предупредительных воздействий по фактическому состоянию.

Широкое использование встроенных СТД на автомобилях массового выпуска ограничивается их надежностью и экономическими соображениями. В связи с этим в последние годы получили распространение вместо встроенных СТД так называемые устанавливаемые СТД (УСТД), которые отличаются от встроенных конструктивным исполнением средств обработки, хранения и выдачи информации, выполняемых в виде блока, который устанавливается на автомобиль периодически. Поскольку плановые и заявочные диагностирования автомобиля проводятся относительно редко, это позволяет иметь значительно меньшее количество УСТД по сравнению со встроенными, что экономически выгоднее. УСТД изготавливаются на базе электронных элементов. Это позволяет эффективно использовать ЭВМ для обработки получаемой диагностической информации о техническом состоянии автомобилей и ее дальнейшего использования для решения задач управления производством ТО и ремонта автомобилей.

Контрольные вопросы

1. Какие основные последствия неисправностей кривошипно-шатунного механизма?

2. Какие отказы возникают в газораспределительном механизме?

3. Какие причины возникновения стуков в кривошипно-шатунном и газораспределительном механизме?

4. Что собой представляют внешние и внутренние средства диагностики

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.