Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КУЛЬТУРОЛОГИЯ



КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Термин «культура» возник от латинского слова «сultura» и означал первоначально возделывание, обработку,усовершенствование почвы, земли с целью заставить ее служить потребностям человека. Постепенно вырабатывался переносный смысл данного понятия, где акцент переносился на значения “преобразовывать”, “заботиться”, оберегать, воспитывать, т.е. развивать и совершенствовать способности человека с помощью образования и заботы о его духовной жизни. Греческие мудрецы приводили такое сравнение; подобно тому, как в земледелии для получения урожая должны соединиться вместе хорошая почва, хорошие семена и хороший хозяин, так и для воспитания человека необходимо сочетание задатков, знания и воспитателя, который вырастит в душе своего воспитанника знания, как земледелец семена. Именно в воспитанности видели эллины свое отличие от некультурных варваров.

В этом же смысле римский оратор Цицерон вводя в научный обиход понятие культуры, говорит о культуре ума. При этом он формулирует блестящий тезис «Культура ума есть философия».

Следует заметить, что в период античности понятие культуры было теснейшим образом связано с понятиями нравственного совершенства, человечности и гуманизма, а также гражданственности и государственности. Эти качества были необходимы эллину для активного участия в жизни полиса. Понятие «civilis» первоначально включало в себя характеристику этой общественной жизни как упорядоченного целого, противостоящего более низким ступеням развития, и особенно варварству. Позднее это понятие «цивизация» стало использоваться для характеристики в основном материального, технического и градостроительного содержания культуры.

В средние века акцент смещается  с человека на Бога, место человека и его культуры, как творческой деятельности, занимает бог-творец, место понятия культуры занимает понятие «культ». Основной акцент при этом переносится на заботу и почитание, поклонение высшей силе, которая распоряжается судьбами мира и ч-ка.

Особый культурный пласт в эпоху средневековья представляла языческая, народная культура, к-рая, по словам М. Бахтина «всегда, на всех этапах своего развития противостояла официальной к-ре и вырабатывала свою особую точку зрения на мир и особые формы его образного отражения». Основным сод-ем этой к-ры были смех, гротеск, народные  праздники и карнавалы., что объективно служило выражением мирского начала в религиозной культуре средневековья.

В эпоху Возрождения под совершенством к-ры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу ч-ка, который включал в себя представление о гармонично развитой, свободной , творчески активной личности. История и к-ра вновь провозглашаются внутренне присущими чел. деятельности. Происходит отождествление культуры с другими формами духовного и политического саморазвития общества:наукой, религией, моралью.Вся история общества трактуется как история культуры, само содержание культуры сводится к развитию чел. разума.

В эпоху Просвещения «культурность», «цивилизованность» нации или страны (в противоположность «дикости» и «варварству» первобытных народов) усматривалась прежде всего в разумности их общественных порядков. Цель культуры, также как и высшее назначение разума – сделать всех людей счастливыми (пусть даже помимо их желания, как утверждал Руссо).

Начиная с 19 века  культура стала пониматься как некая область духовной свободы человека, лежащая за пределами его природного и социального существования. В культуре стали видеть прежде всего  специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Происходит противопоставление понятий «культура» и «цивизация», последнее часто трактуется негативном смысле, как выражение упадка культуры, ее старения. Цивилизация понимается как некое бездушное, вещное «тело» общества в противоположность культуре как началу духовному.

В общепринятом см. слова цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования, а также человека, усвоившего к-ру и способного жить в окультуренной среде своего обитания. Это есть социальное бытие самой культуры, определенный уровень и исторический этап ее развития.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных ценностей, мир. наполненный человеческими смыслами. Культура = это мера человеческого в человеке , это сотворенная человеком «вторая природа», в широком смысле – это все, созданное ч=ком, его трудом и разумом. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура.

Традиционно в литературе было принято проводить разделение культуры на материальную и духовную. Важно помнить, что деление это в значительной мере условно и может быть проведено лишь по функциональным различиям. Одно без другого существовать не может, один и тот же предмет может быть использован по разному, как втом, так и другом смыслах.

У культуры, как у всякого диалектически развивающегося процесса, имеются устойчивая, «консервативная», и развивающаяся, новаторская стороны. Устойчивая сторона к-ры – это культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории и каждое следующее поколение людей может понять и усвоить этот опыт.

В так наз. традиционных обществах  люди, усваивая к-ру воспроизводят ее образцы, а если и вносят какие-либо изменения, то лишь в рамках традиции. Традиция превалирует над творчеством. Изменения  в подобных обществах происходят крайне медленно. В определенных условиях (например в первобытном общ-ве) такая устойчивость жизненно необходима.  Однако, отказ от гипертрофированной традиционности не означает отказ от традиций вообще. Не может существовать культура без традиций, традиции, как историческая память – обязательное условие развития культуры. Примеры обратных попыток: «Пролеткульт» в России, культурная революция в Китае. Новаторство – также закономерный процесс в развитии культуры, иначе невозможно созидания ничего нового, оригинального, уникального.

Социальные функции культуры определяются самим фактом  постоянного присутствия к-ры в обществе. Без общ- ва нет культуры, хотя эти понятия и не совпадают. Развитие общественных отношений оказывает непосредственное влияние на культуру, выступая в качестве внешней определяющей причины, задающей основные параметры развития.  Экономика также является существенной базой, на которой развивается и функционирует к-ра. Без рабства не было бы греческого государства, греческого искусства и греч. науки. Уровень развития производства, характер социально-зкономических отношений, материальное благосостояние общества – таковы социально-экономические основания развития культуры. Но это справедливо только в качестве общей тенденции, в каждом конкретном случае зависимость культуры от экономики менее однозначна. Культура в той же мере способна влиять на экономику, как и экономика на к-ру. Научные идеи, внедряясь в практику способны оказать воздействие на исторический процесс, внося в него новые элементы. Культура обеспечивает важную функцию трансляции опыта, знаний, опредмеченных результатов человеч. деятельности.

Важный аспект анализа культуры представляет также вопрос о единстве и многообразии культур. Есть единое мировое поле к-ры или же это совокупность разнообразных, никак между собою не связанных локальных культурных образований? Вопрос спорный, ибо каждая к-ра как некая целостность неповторима и уникальна. И эта неповторимость, уникальность дает основание утверждать, что в определенном отношении все культуры равны между собой и несводимы друг к другу. Но в то же время есть  некое единое, общечеловеческое начало, присутствие которого  только и позволяет говорить о чем-либо как о явлении культуры. Мир един и многообразие вовсе не исключает этого единства.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.