Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности русской музыки 17 века



Особенности русской музыки 17 века

 

17 век – Барокко. Это стиль западно-европейского искусства к.16 – 1 пол.18 века. Слово «барокко» означает «странный, причудливый», а дословно переводится как «жемчужина причудливой (неправильной) формы». Барокко свойственны: контрастность; напряженность; динамичность образов; стремление к величию и пышности.

17 век – переходная эпоха в истории русской музыки.

Особенности русской музыки:

1. Развитие традиций знаменного пения (одноголосное пение).

2. На основе традиций знаменного пения – появление хорового многоголосия – строчного пения. Это линеарный тип музыкального мышления, основан на гетерофонии и подголосочности. Многоголосные песнопения подобного рода записывались, как правило, в виде «партитур» — строка над строкой знаками знаменной нотации.

3. Партесное пение – тип многоголосия, рожденный в западно-европейской музыкальной традиции. Представляет собой синтез латинской хоровой полифонии и инструментальной культуры. Широкому распространению партесного пения способствовал теоретический труд, созданный Николаем Дилецким – «Мусикийская грамматика» (1675).

Партесное пение – букв. «пение по партиям», или «партесам» - от лат. «partis» - части. Этим стилем были распеты все церковные службы. Оно записывалось совершенно другой нотацией – на 5 линейках квадратными нотами («киевская нотация»). Состав исполнителей изменился – теперь в хор (на клирос) были допущены мальчики, исполнявшие партии дискантов. Центр тяжести музыкальной композиции переносится с богослужебного текста на чисто музыкальную форму. На смену знаменному одноголосию и строчному трехголосию приходит четырехголосный аккордово-гармонический склад. Мелодии невелики по протяженности и четко метроритмически и тонально организованы. Структурно они закруглены четкими кадансовыми оборотами, часто с опеванием.

4. Высшим достижением русской музыки в конце XVII века явился партесный концерт — произведение крупного масштаба для хора a cappella, состоящее из ряда связанных воедино контрастирующих эпизодов. Это одночастное сочинение, форма которого основывалась на контрастировании тематического материала, характера музыки, разных типов изложения и групп голосов, границы разделов подчеркивались сменой такового раздела.

Текстами концертов служили избранные строки из псалмов.

Партесные концерты – это принадлежность так называемого «паралитургического пения», т.е. хорового пения религиозного содержания, но не предназначенные для исполнения во время богослужения. К паралитургическому пению относятся также и «псальмы».

5. Псальм – это жанр многоголосной строфической песни преимущественно религиозного содержания, предназначавшийся для пения в домашней обстановке в часы досуга.

6. Канты – жанр многоголосной (трехголосной) песни светского содержания.

Для них характерен трехголосный a capell`ный склад, где два верхних голоса поют почти все время в терцию (или сексту) мелодию, а бас шагает по основным тонам трезвучий, намеченным в мелодии. По форме представляет собой строфическую песню (иногда в куплетной форме). Разделы музыкальной формы совпадают с границами стихотворных строк и подчеркиваются кадансирующими оборотами. Твердая тональная опора, аккордово-гармонический склад, гармонизация трезвучиями. Четкая подвижная ритмика, часто с элементами танцевальности или маршевости. Мелодика простая, с повторяющимися попевками (мелодическими формулами), переходящими из одного канта в другой.

7. Развитие светской инструментальной музыки. С Запада в Россию привозят музыкальные инструменты. Уже не только при дворе, но и бояре заводят у себя музыку на "немецкий лад". Появляются орган, клавикорды, флейты, виолончели. Создаются домашние инструментальные капеллы.

8. Во второй половине 17 века (1672г. по 1676г.) в России появляется первый придворный театр(«театральная хоромина»).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.