Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»



ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»

     

Пролог Площадь в древнерусском городе Путивле. Князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Внезапно начинается солнечное затмение. Все видят в этом недоброе предзнаменование. Игорь непреклонен., он ведет дружину на битву с врагом.   Хор  «Солнцу красному слава» строгий, величественный, гимническмй. Начало - смешанный хор без сопрано. 1 тема «Солнцу красному слава…» 2 тема: «Туру ли ярому…» 3 тема: «С Дона великого…» E – dur
1 д-е Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Гуляет, закатывает пиры Лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении. Ярославне бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Песня Галицкого «Только б мне дождаться чести»напоминает размашистую залихватскую пляску. Строение АВА. А- «Только б мне дождаться чести». Средняя часть: «К ночи б в терем мне сгоняли…»   Хор  бояр «Мужайся, княгиня» полон суровой, грозной силы.  
2 д-е Вечер в половецком стане. Свидание Кончаковны и Владимира. В тяжком раздумье Игорь. Игорь мечтает вырваться из плена. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу,он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.   Второй акт посвящен картинам половецкого стана.  Ария Игоря «Ни сна, ни отдыха» — многогранный портрет главного героя. Здесь он показан как воин, человек совестливый, переживающий поражение и как любящий муж. Оркестровое вступление суровое. Речитатив - «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Тяжелые переживания. 1-я часть. А – «И бранной славы пир веселый, и бранной славы горестный конец». Des-dur. Игоревские интонации. Волевые, мужественные. В – «Погибло все – и честь моя, и слава». B-moll. Взволнованные. Реприза (А) – «О дайте, дайте мне свободу». Средняя часть. Лирическая часть. Обращение к Ярославне – «Ты одна, голубка, лада» (С). Тоже присутствуют игоревские интонации. Тема очень важна, т.к. вся она будет звучать в плаче Ярославны в 4-м действии, но там она будет в D-dur. Общая реприза. В – «Ужели день за днем влачить в плену бесплодно». Далее А – «О дайте, дайте мне свободу». Далее оркестровое вступление и речитатив – «Ни сна, ни отдыха. Мне ночь не шлет надежды на спасение». Кода (маленькая). «Ох, тяжко, тяжко мне». B-moll.    Ария Кончака «Здоров ли, князь?» Начинается с речитатива диковатого звучания – «Здоров ли, князь». 1-й раздел. Основан на любимом Бородиным ритмом скачки: «Ты ранен в битве при Каяле» – тема переходит из оркестра в голос. Речитатив. «Сознайся, разве пленники так живут?». 2-й раздел. B-dur. В оркестре имитация звучания восточных инструментов. «О нет, нет, князь, ты здесь не пленник». Середина – «Хочешь, возьми коня любого, возьми любой шатер». Реприза 2-го раздела – «Да, князь, все хану здесь подвластно». 3-й раздел – «Хочешь пленницу с моря дальнего». Музыка более томная, с хроматизмами. Оркестровое заключение на теме 2-го раздела. Половецкие песни и пляски» Начинается с оркестрового вступления. Хроматизмы, ориентальный колорит. 1-й раздел – песня и пляска девушек (не половецких девушек, а пленниц) – «Улетай на крыльях ветра». 2-й раздел – дикая пляска половецких мужчин. F-dur. Синкопы. Квинтовое звучание (подражание восточным инструментам). 3-й раздел – общая пляска с хором: «Пойте песни славы хану». На фоне хора звучит голос хана: «Видишь ли, пленниц ты с моря дальнего» на теме 3-го раздела арии. 4-й раздел – пляска мальчиков. Реприза начинается с 1-го раздела – «Улетай на крыльях ветра». Все темы проходят в измененном виде.
3 д-е С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира;Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.   В третьем акте (в постановках этот акт обычно выпускается) в изображении половцев на первый план выступают воинственность и жестокость.  
4 д-е Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.   Плач Ярославны. Здесь дана полная характеристика Ярославны с помощью народного жанра плача, причета. Рондообразная форма. H-moll. Рефрен – тема плача. Она звучит сначала в оркестре, а потом в голосе («Ах, плачу я») с перекличкой в оркестре. 1-й эпизод – тема Игоря и Ярославны. Это – тема средней части арии Игоря («Ты одна, голубка, лада»). Там эта тема звучала в Des-dur, а здесь в D-dur - «Я кукушкой перелетной полечу к реке Дунаю». Рефрен. Опять тема плача в оркестре. 2-й эпизод – «Ох ты ветер, ветер буйный». Обращение к силам природы. В духе народных песен. В оркестре – тремоло струнных, которое изображает дуновение ветра. Рефрен в голосе – «Ах, плачу я». 3-й эпизод. Обращение к Днепру – «Гой ты, Днепр мой широкий». Fis-moll. Разложенный аккомпанемент, ощущение простора, вольная тема. Рефрен в голосе. В конце повторяются темы 1-го и 2-го эпизодов. Сначала тема 2-го эпизода, потом 1-го. Обрамляется все темой плача.  

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.