Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





КНИГА ЭЛЬДАДА ДАНИТА



КНИГА ЭЛЬДАДА ДАНИТА

Предисловие

Эльдад бен Махли, иначе Га-Дани, или Данит, называемый так потому, что провозгласил сам себя потомком одного из сыновей праотца Иакова, Дана, был и для современников своих загадочной личностью. По его собственному свидетельству, он был человек торговый и странствовал в качестве посланного от четырех израильских колен (Дана, Неффалима, Гада и Асира), живших в стране Куш, или Хавиле, в Эфиопии.

Прежде всего Эльдад появляется в Северной Африке, в городе Кайруане, между арабско-африканскими евреями, которые, будучи изумлены его рассказами, послали в Вавилонию, к своему духовному начальству, гаону (Гаон — титул раввинов, возглавляющих вавилонские академии (иешивы). См. также прим. 10 к Вениамину.) Цемаху, запрос о том, в какой степени [16]можно доверять этим рассказам. Позднее встречаем Эльдада в берберском городе Тагорте, где он вошел в сношение с р. Иегудою бен Корейшом, сочинителем книги “Эле га-мицвот”. Из Берберии он прибыл в Испанию, как видно из письма Хисдая Ибн-Шапрута (Согласно другому написанию — Хасдай. Занимал должность врача и министра при Омейядских халифах в Испании: Абдаррахмане III (912-961 и Аль-Хакиме II (961-976) к царю хазарскому Иосифу (в 959 г.); затем след Эльдада исчезает.

Относительно эпохи, когда жил Эльдад, мнения толкователей сочинения его различны: одни относят его к IX, а другие к X столетию и делают его современником р. Цемаха бен Кафная, бывшего гаоном в Пумбедите в 936-938 г. Вопрос этот решает заметка в письме упомянутого Хисдая, который говорит, что во время отцов его пришел в Испанию человек из колена Дана; стало быть, Эльдад не был современником Хисдая, а жил несколько десятков лет ранее его, т. е. в конце IX столетия, каковое время совпадает с гаонатством в Суре раби Цемаха бен Хаима, управлявшего тамошнею академией в 889-896 гг., и с ним [17]кайруанские евреи были в постоянных сношениях.

Текст повествования об Эльдаде существует в трех различных редакциях. Самая первая и полнейшая редакция издана в Константинополе в 1516 г. (перепечатана в “Бейт га-мидраш” доктора А. Иеллинека (Jellinek A. Bet ha-midrash. Vienna, 1873. Vol. II, p. 102-113.)) и состоит из трех частей: собственно рассказа Эльдада, письма кайруанских евреев к гаону Цемаху и ответа последнего. Вторая редакция, изданная также в Константинополе в 1519 г. (перепечатана в собрании Иеллинека (Ibid. Vol. III, p. 6-11.)), ограничивается одним только рассказом Эльдада, без приложений, и притом в сокращенном виде, и третья редакция, изданная в Венеции в 1544 г. (перепечатана у Иеллинека (Ibid. Vol. V, p. 17-21.)), совершенно сходна с первой редакцией относительно рассказа Эльдада, но также без приложений. Текст первой редакции перепечатан был в разное время и в разных местах, а именно: в Венеции в 1605, в Иеснице и Жолкиеве в 1722 г., в Брюне, в Остроге без означения года. [18]

Повествование об Эльдаде переведено на латинский язык Ж. Генебрардом, издано в Париже в 1563 и 1584 гг. и в Лейдене в 1609 г. Перевод на еврейско-немецкий язык напечатан в Праге в 1698 и в Иеснице в 1723 г. Существует также французский перевод Элиакима Кармоли, напечатанный в Брюсселе в 1834 г. и в Париже в 1838 г., с еврейским текстом, который, однако, совершенно не схож ни с одной из упомянутых выше трех редакций.

Для настоящего перевода мы пользовались самой первой и полной редакцией издания 1516 г., но сочли нужным сделать некоторые сокращения, а именно: опустили родословие Эльдада от Дана, пространный титул гаона Цемаха и устав о резании скота и трефе (Треф, трефное, некошерное — пища, запрещенная к употреблению согласно содержащимся в Торе и Талмуде законам.), как не представляющие особого интереса для русских читателей. [19]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.