Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Линия (лента) времени



3. Линия (лента) времени

Время всегда движется только вперед. Каждые сто лет называют столетием, или веком. Тысяча лет – это тысячелетие. Года, века, тысячелетия как бы выстраиваются в одну линию друг за другом. Но на этой бесконечной линии есть одна очень важная точка, означающая Рождество Христово (Р.Х.) – это начало нашей эры. Любой следующий за этим событием год – это год нашей эры (г. н.э.). Счет ведут от первого года и далее в возрастающем порядке. Года, оказавшиеся за границами нашей эры, считают, начиная от предшествующего Рождеству Христову года (1 г. до н.э.) с увеличением в противоположную сторону. Чтобы представить движение времени в истории используют линию (ленту) времени.

 

Важно помнить, что первый век нашей эры начинается в 1-м году и заканчивается в 100-м году. Соответственно второй век начинается в 101-м году, а заканчивается в 200-м году. Следовательно, начальные годы веков – это 101, 201, 301... 1901, а годы с нулями (100, 200, 300, 2000) – это последние годы столетий. Обратите внимание, что номер года нашей эры показывает, сколько лет уже прошло после Р.Х. (чем больше цифра, тем год ближе к нынешнему); номер года до нашей эры показывает, сколько лет еще остается до Р.Х. (чем больше цифра, тем год дальше от нынешнего). Теперь становится понятно, что 325 г. до н.э. был гораздо раньше, чем 79 г. до н.э. Хотя если мы посмотрим наше время, становится понятно, что 79 г. н.э. был раньше, чем 325 г. н.э. Чаще всего, когда указывается год нашей эры, то «н.э.» не пишется. Пишется только год: 1223 г. А если указывается период до Рождества Христова, то пишется обязательно 122 г. до н.э. Чтобы усвоить, как определять начало и окончание веков, воспользуйтесь таблицей:

 

1-100 гг. 801-900 гг. 901-1000 гг. 1001-1100 гг. 1101-1200 гг. 1201-1300 гг. ….. 1901-2000 гг.
I в. IX в. X в. XI в. XII в. XIII в. ….. XX в.

В своей работе историки используют арабские и римские цифры. Как правило, год события обозначается арабскими цифрами, например, 2014 г. – провозглашение Донецкой Народной Республики. Век, обозначается римскими цифрами – ХХ век (двадцатый век).


· Начертите линию времени, обозначьте на ней год своего рождения и год поступления в школу. Сколько вам будет лет, когда вы будете заканчивать школу?

Ø Исторический словарь Хронология (от греч. “хронос” – время, “логос” – слово, наука) – наука о времени. Изучает системы счета времени (времяисчисления) и календари различных народов, помогает устанавливать даты исторических событий. Дата – точное календарное время конкретного события (год, месяц и число). Хронологическая последовательность – последовательное расположение событий по времени (год за годом, век за веком). Летоисчисление – отсчет времени от определенного события. Сутки время полного оборота Земли вокруг своей оси. (24 часа). Месяц – период обращения Луны вокруг Земли (составляет 30 или 31 сутки, исключая такой месяц как февраль). Год – время полного оборота Земли вокруг Солнца (365 суток или 12 месяцев). Лето – в старину на Руси то же, что и год. Век – конкретный временной отрезок, равный 100 годам (столетие);или исторический период (эпоха) со своими характерными особенностями (например: каменный век, бронзовый век, атомный век и т.д.). Календарь – определенная последовательность дней, недель и месяцев в году.
Ø Это нужно запомнить 1582 г. – начал действовать григорианский календарь. 1700 г. – Петр І ввел летоисчисление от Рождества Христова. Январь 1918 г. – в России введен календарь «нового стиля».
Ø Памятка для решения хронологических задач 1. Начертите линию времени – прямую линию, разделенную на равные отрезки, обозначающие определенное количество лет. 2. В начале линии поставьте начало отсчета, а в конце стрелку, символизирующую направление течения времени. 3. Для ориентации во времени поставьте текущий год. 4. На линии времени запишите условие задачи (годы). 5. Выполните вычисление и запишите ответ.

Ø Образцы исторических задач и их решений:
1. Задачи на установление века, в котором произошло событие (В каком веке произошло событие, если известен год?). В 1663 г. был построен Маяцкий острог – первое постоянное поселение на территории нашего края. В каком веке это произошло? Ответ: прошло 16 полных веков от начала нашей эры и еще 63 года следующего века. Следовательно, Маяцкий острог был основан в 17 веке. 2. Задачи на установление отдаленности события от нынешнего времени (Сколько лет назад состоялось событие, если известна его дата?). Вычислите, сколько прошло лет от битвы на реке Калке (1223 г.), до сегодняшнего дня? Ответ: 2015 – 1223 = 792 года. 3. Задачи на установление отдаленности одного события от другого (На сколько лет одно событие состоялось раньше другого?). Вычислите, сколько лет прошло от первого упоминания в источниках о «Святых горах» в 1571 г. до основания пос. Юзовка (современный Донецк) в 1869 г.? Ответ: 1869 – 1571 = 298 лет. 4. Задачи на установление даты события по ее отдаленности от нынешнего времени (В каком году состоялось событие, если известно, что после него прошло ... лет?). В 2018 году праздновалось 75-летие освобождения Донбасса от немецких оккупантов. В каком году фашистские захватчики были изгнаны с территории нашего края? Ответ: 2018 – 75 = 1943. В 1943 году. 5. Задачи на установление даты события по ее отдаленности от другого события (В каком году состоялось событие, если известно, что это случилось после указанного события через определенное количество лет?). «Золотая гимнастка» Лилия Подкопаева стала олимпийской чемпионкой Атланты в 1996 году через 40 лет после олимпийского триумфа её наставницы – «русской берёзки» Полины Астаховой. Когда Полина Астахова стала олимпийской чемпионкой? Ответ: 1996 – 40 = 1956. В 1956 году.


Ø Задания для самоконтроля

1. Хронология – это …

а) последовательность исторических событий, происходящих во времени б) повторение всех исторических событий

в) дисциплина, которая изучает бытовые и культурные особенности народов г) наука об исторических источниках

2. Посчитайте, сколько лет прошло после принятия христианства как государственной религии Древней Руси в 988 г. до сегодняшнего дня.

3. Определите, сколько лет прошло от дня окончания Великой Отечественной войны (1945 г.) до вашего рождения?

4. Вставьте пропуски в тексте:

Год – это отрезок времени длиною в … месяцев, а век – отрезок времени длиною в … лет.

5. Соотнесите год со столетием:

240 г. V ст. до н.э.
78 г. до н.э. III ст.
645 г. XIX ст.
1582 г. VII ст.
1861 г. XVI ст.
435 г. до н.э. I ст. до н.э.

Ø Вопросы и задания

1. Как историки определяют последовательность событий?

2. Подумайте, почему даты одних событий историки устанавливают точно, а даты других – только приблизительно?

3. Как и для чего люди составляли календари?

4. Почему в мире существуют различные виды календарей и систем летоисчисления?

5. Что такое счет времени в истории, и какими отрезками пользуются историки для измерения времени?

6. Используя линию времени в качестве подсказки, попробуйте ответить, чем отличаются понятия «прошлое», «настоящее», «будущее»?

7. Используя параграф учебника и дополнительные источники, найдите отличия между юлианским и григорианским календарями.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.