Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как помочь ребенку освоить правила поведения»



 

 

Памятка для родителей

«Как помочь ребенку освоить правила поведения»

 

Начнем с дисциплины. Годовалый ребенок – исследователь. Его привлекает все, что встречается на пути. И если ему препятствовать в этом, он будет сердиться, вести себя агрессивно. Может стукнуть маму, если она запрещает что-то, может кусаться, упасть на пол и громко кричать. Может нарушать запреты и стремиться к тому, что нельзя, при этом крича и вырываясь, если его пытаются остановить. Даже очень терпеливую мать все это способно рассердить. А если мама очень эмоциональна, несдержанна или просто устала, то она срывается и при значительно меньших проявлениях недовольства ребенка. Мамы и папы сердятся на любознательного малыша, называют его «вредным», «злым», «настырным» и т.п. Нередки случаи физического наказания, угроз. Физическое воздействие родителей обычно принимает такие формы: шлепок по попе, а то и не один, и не такой уж легкий, удары по рукам, когда ребенок трогает то, что запрещено.

Но, как ни странно, ругань, физическое наказание редко приносят желаемый результат. Такой способ решения проблем ничто иное, как проявление родительского бессилия: наказывая ребенка ремнем, шлепая до боли в руке, родители признаются, что не могут справиться с ситуацией, а дети это очень рано понимают. Почему такие наказания неэффективны? После вспышки злости и выхода ее через наказание у родителей часто возникает чувство вины. И появляется вполне понятное желание как-то ее загладить. Мать может стать снисходительной к непослушанию ребенка в иной ситуации (или в похожей) или позволит наказать себя. Наказание ребенком родителя может быть «явным» – ему позволят ударить маму игрушкой, или «неявным» – в следующий раз мама будет очень терпеливой к неприемлемому поведению ребенка (бросание, трогание запрещенных вещей, капризы и т.п.). Все это создает непоследовательность воспитательных действий, и ребенок не понимает, почему в одной и той же ситуации мама ведет себя по-разному и от него требуют разное. В результате малыш не усваивает правил и норм поведения. И в дальнейшем родителям (да и другим людям) с ним нелегко, и самому ребенку трудно будет уживаться с людьми. Именно такие дети из-за внутренних противоречий, из-за неумения соблюдать правила, принятые в обществе, часто склонны к агрессивному поведению, в том числе и с родителями. Кроме того, дети родителей, которые часто «срываются2, перенимая агрессивные формы поведения, реагирования на ту или иную ситуацию. Помните, у агрессивных родителей вырастают, как правило, агрессивные дети.

Что же делать в подобных ситуациях, можно ли обойтись без запретов и наказаний? Сейчас очень много различных методик воспитания. Некоторые семьи следуют «японской модели воспитания», когда ребенку разрешается все. Трудно сказать, как это у них получается в действительности: одно дело провозгласить, совсем другое реализовать. В большинстве же семей существуют и запреты и наказания.

Прежде чем продолжить разговор на эту тему, сделаем небольшое отступление. Одной из важнейших задач воспитания ребенка в семье является его социализация, т.е. воспитание таких качеств и способов поведения, которые позволят ему комфортно себя чувствовать среди людей. Это будет залогом и психического и физического здоровья ребенка, возможности самореализоваться в жизни. Другое дело, что общество неоднородно, в нем есть определенные социальные слои и группы, и в этих группах существуют свои правила и нормы поведения. То, что может быть необходимо в одной (например, умение грубо выражаться), абсолютно неприемлемо в другой. Поэтому, обучая ребенка, как себя правильно вести, что можно и что нельзя, родители должны учитывать, насколько необходимы эти умения в той среде, где придется жить их малышу. Это касается не только будущей взрослой жизни, но и детских групп. Если мама собирается отдать маленького ребенка в ясли и запрещает ему драться, отстаивая свои игрушки, то, наверное, такому ребенку будет сложно среди своих сверстников, где надо уметь постоять за себя. Но есть и общие нормы и правила, которые не зависят от социальных и культурных различий, и среди них одно из важных – умение сдерживать сой гнев. этому ребенок должен учиться с рождения, и введение запретов – это один из этапов воспитания самоконтроля. Усваивая способы взаимодействия с окружающим, ребенок сможет приспособиться к миру, в котором ему суждено жить, сможет реализоваться и благодаря этому быть просто счастливым.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.