|
|||
Мнение Э.Эриксона о том, как старикам надо преодолевать боязнь финала жизни
Мнение Э.Эриксона о том, как старикам надо преодолевать боязнь финала жизни Тема сложная для молодых по причине того, что они пребывают в иллюзии, что финал жизни где то там, далеко. Это у них от того, что смерть для них абстракция и у них еще мало жизненного опыта. Люди после 50, особенно те, кто похоронил родных, понимают, что внезапность смерти это факт. А еще это факт того, что жизнь и смерть это события, которые не идут друг за другом. А присутствуют прямо в нас в один и тот же момент Старость же это этап жизни, когда организм изнашивается, функциональное состояние ухудшается. Осязание и осмысление наступающей дряхлости приводит к мысли о скорой кончине.
Э.Эриксон. Изображение из сети интернет и в свободном доступе Которая страшна сама по себе. И с ней надо как то справляться. Церковь и вера облегчает страх. Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность – целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось. Ивин Ялом, американский психолог, который изучает феномен смерти говорит о том, что: · Тревога смерти обратно пропорциональна удовлетворению жизнью. Если человек жил не свою жизнь и в конце жизненного пути сожалеет о том, что боялся жить будет в бОльшем страхе перед кончиной, чем человек, который жил в ладу с самим собой и его жизнь была продуктивной. А это значит он был в обществе, для общества и общество ценило его усилия. Человек был интегрирован в общество. Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности: это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; это пост-нарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий. Носитель такой личностной целостности, хотя и понимает относительность всех возможных жизненных путей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее, готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Тип целостности, развитый его культурой или цивилизацией, становится «духовным наследием отцов», печатью происхождения. Перед лицом такой итоговой консолидации его смерть теряет свою силу. Как справиться с страхом конечности жизни? У Ирвина Ялома есть афоризм, который все объясняет · Смерть зло, он она самый сильный мотиватор жить Осознание конечности жизни предполагает три выбора: 1. Оставить все как есть 2. Начать себя жалеть с удвоенной силой 3. Осознать ценность жизни. Конфуций 2500 лет назад это очень хорошо подметил и сказал, что человек живет 2 жизни. Одну он проживает в неведении, а вторую когда понимает что у него всего одна жизнь То есть человек, который находится в предстарческом возрасте имеет шанс на то, чтобы скорректировать свою жизнь. Да, начинать что то - поздно, но ведь к старости накопилось много чего такого, что надо завершить. Люди всего лишь эволюционная единица. Цель - выжить и продлить свой род. Это не о том, что Вселенная несправедлива. Это о том, что жизнь это процесс. А каким он будет во многом зависит от самого человека. Как справляться с финалом жизни? Благодарить что она есть. Иного не дано.
|
|||
|