Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общественно-политические движения в России второй половины XIX века. (29)



(29) Общественно-политические движения в России второй половины XIX века. (29)

В конце XIX века появляются 3 общественно-политических движения:

 Консервативное (правительственные круги), которое видело путь России в сохранении ее основ, нравственном совершенствовании личности и развитии силы духа народа. Это было движение против оппозиции правительству и царю.

 

Из этого движения в начале XX века появились партии монархического направления: «Союз русского народа», « Союз Архангела Михаила», «Черносотенцы».

Буржуазно-либеральное– путь – развивать правовое начало в государстве, добиваясь конституционной монархии и генезис капитализма. Из этого движения выросли партии либерально-демократического направления:«Союз 17 октября»,«Кадеты» (лидер- Милюков).

Революционно-демократическое движение – желало для России социализма, как общества равных возможностей, свободы и права. Чернышевский – идеолог крестьянского социализма у нас. Демократическая мысль России XIX века взошла на идеях Сен-Симона и Фурье о социализме как золотом времени человечества на основе равенства, братства и счастья. В России эти идеи получили развитие в работах Герцена и Чернышевского, которые пришли к выводу, что Россия уже подготовлена к социализму, и минуя капитализм, Россия способна построить социалистическое общество на основе крестьянской общины. Роль интеллигенции – помочь крестьянству осознать свою роль в преобразовании мира. Демократическая мысль видела исторический прогресс для России в социализме, но пути к социализму виделись по-разному:

1.Просветительское направление. П.А. Лавров «Исторические письма» 1866г.По мнению Лаврова, движущей силой всякой цивилизации являются знания и идеи ; носителем знаний, а значит и главной преобразующей силой в обществе, является интеллигенция, которая в долгу у народа за то, что он ее кормит. Отсюда задачи интеллигенции – совершенствоваться самой как личность в направлении физического, умственного и нравственного развития и помочь народу осознать идеи свободы, равенства и братства. На практике это закончилось «Хождением в народ». 1874 – 1878 гг. – завершился тем, что народники остались без социальной базы и поняли, что надеяться можно только на собственные силы. Этот кризис привел народничество к выработке новых методов борьбы.

2.Заговор и террор. В работах Петра Никитича Ткачева «Набат» .

Он считал, что крестьянство не надо готовить к революции и учить его социализму. Группа профессионалов делает революцию во имя общего блага, заговор и террор – вот путь к преобразованию мира. Взять власть, а потом привлечь народ к преобразованиям. Но на практике это привело к терактам и убийству Александра II. Глубочайший кризис народничества 90-х гг. XIX века закончился увлечением их марксизмом. В 1895 г. в Санкт-Петербурге В.И. Ульянов организует «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», что определило социальную опору.

3.Анархическое направлениевыразил Бакунинв работе «Государственность и анархия ». Он не признавал никакой революции, а только всенародный бунт, подготовленный нищетой и страданиями народа, никаких политических партий, которые ущемляют свободу человека. «Личная свобода каждого есть свобода всех». Видел в государстве зло (как аппарат насилия над человеком), поэтому отрицал центральное управление и призывал к самоуправлению народа по принципу свободной русской федерации, т.е. управление не сверху вниз, а снизу вверх.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.