Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История психологии. Лекция 6



История психологии

Лекция 6

 

Аристотель. Учение о действии. Оно возникло не из абстрактных рассуждений, а из необходимости различения правосудных и неправосудных действий. Важно было понять, насколько эти действия являются произвольными. Когда человек совершает антисоциальное действие произвольно, он заслуживает наказания.

Классификация действий (основание – источник действия лежит в самом человеке или в случайных обстоятельствах):

· непроизвольные

ü случайные

ü по природе тела

ü по принуждению

Действия раба, ребёнка не осуждаются – осуждается тот, кто принудил к этим действиям.

· произвольные

ü по привычке

ü по неразумному стремлению

ü по разумному стремлению

Действие по сознательному выбору. В этом действии выступает способность человека принимать решение. Разумно стремиться только к тем действиям, которые доступны. Нужно думать о том, к чему может привести данное действие. Свободное действие – это ответственное действие. Если такое действие оказывается преступным, оно подлежит наказанию.

 

«…необходимо разграничить произвольное и непроизвольное; это могут и законодатели, назначая награды и наказания» (Аристотель, «Никомахова Этика». Кн. 3).

 

Аристотель различал добродетели воли (этические) и добродетели ума (дианоэтические). Добродетель – это середина между двумя недостатками. например, мужество – это середина между драчливостью, безрассудной смелостью и трусостью, страхом.

 

Действие в состоянии аффекта. Если человек затем раскаивается, то своим страданием он больше наказан, чем кто-либо его может наказать. Поэтому он заслуживает снисхождения.

Если человек нарушил закон, будучи пьяным или не зная закона, он заслуживает осуждения. В силах человека не становиться пьяным и изучить законодательство.

 

Социальная природа человека. По Аристотелю, одни по природе свободе, а другие по природе рабы. Этим последним быть рабами и полезно и справедливо.

 

Многое в человеке зависит от воспитания. Нужно развивать хорошие задатки и заглушать неприемлемые.

Важнейший принцип воспитания – принцип природосообразности: воспитание должно соответствовать возрасту. Аристотель предлагал следующую градацию возрастов:

1. 0-7 лет

2. 7-14 лет

3. 14-21 год

Воспитание начинается до рождения – с поведения будущей матери.

Воспитание делится на:

· физическое

Средства: движения, закаливания, гимнастика. Возраст – с рождения.

· умственное

Средства: обучение наукам. Возраст – с 7 лет.

· нравственное

Средства: создание благоприятной среды, значение искусства, совершение благородных поступков. Возраст – с раннего возраста.

 

Нравственным человек становится не путём философствования, а путём совершения нравственных поступков.

 

При восприятии искусства человек выходит за рамки обычного состояния. В состоянии, вызванном просмотром трагедии, человек как бы бессознательно сопоставляет свои переживания с реальным страданием и горем. Искусство способствует осмыслению и очищению чувств.

 

Цель жизни человека является счастье. Счастье Аристотель видел в деятельности, которая осуществляется на основе добродетели.

 

Статья К. Левина «Конфликт между аристотелевским и галилеевским способами мышления в современной психологии».

 

 

Развитие психологических знаний в эллинистический период

Период эллинизма

III-I в. до н.э.

C I в. до н.э. по V в. – период позднего эллинизма

 

Период ознаменовался упадком культуры и общественной жизни. Если раньше для каждого человека было обязательным участвовать в управлении государством, то теперь уделом человека становится его личная жизнь. В центре размышлений оказывается индивидуальная этика.

Интенсивное развитие науки. Область научного знания выделяется из философии. Относительно независимо от философии развиваются различные дисциплины. Происходит специализация внутри отдельных наук.

Появляются крупные научные центры. Наиболее крупный центр – Александрия в Египте. Там создаётся особый музей – учреждение сродни академии наук. Учёные работали там за государственную плату. В этом музее была библиотека, которой заведовал Эратосфен.

Пергам, Родос – другие крупные научные центры.

Философия очень изменилась. Из области, которая как факелом освещала стремление к Истине, она превратилась в карету скорой помощи, которая нужна для всех страждущих, слабых. Эпикур сказал, что медицина нужна постольку, поскольку она вылечивает тело, а философия нужна постольку, поскольку она вылечивает душу.

Основные психологические учения о душе в этот период: эпикурейство, стоицизм, кенизм, скептицизм.

 

Учение Эпикура

Просуществовало примерно до III века.

Философско-психологическое учение о душе Эпикура (342-271 гг. до н.э.) имело практическую направленность. Удовольствие как высшая ценность жизни. Понимание удовольствия как бестревожности, невозмутимости и отсутствия страданий тела (атараксия). Проблема устранения страхов и пути её решения. Под удовольствием Эпикур понимал свободу от телесных страданий и душевных тревог.

Эпикур очень много написал, но сохранилась лишь очень малая часть.

Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) в поэтической форме развивал идеи Эпикура о душе.

Эпикур развивал идеи Демокрита. Но критически относился к идее детерминизма как в объяснении природы, так и в объяснении природы человека. Эпикура волновало, как остаться свободным в этой жизни. Он считал, что философская система Демокрита неправильная, если она не позволяет понять главное в человеке.

Эпикур вносит идею о возможности спонтанности явлений в природе. Атомы, из движения которых всё образуется, движутся не только по прямолинейным траекториям, но и способны отклоняться от них (почему – неважно). Таким образом, в самой природе есть элемент свободы.

Главным в учении о душе Эпикура является его понимание человеческих чувств, их роли в жизни и влияния на поведение человека. Душа материальна. В душе есть разные по тонкости слои (части). Есть часть, которая состоит из тонких частиц, рассеянных по всему телу. Есть другая часть, которая по тонкости частиц имеет большое отличие – частицы её более тонкие. Душа смертна. Поэтому надо заботиться о жизни.

Из душевных сил он некоторые внимание уделяет познанию. Ощущение даёт знание частного, а мышление даёт знание общего.

Согласно Эпикуру, жизнь человека омрачают два чувства – страх перед смертью и страх перед богами (за неблаговидные поступки).

«Письмо к Менекею» – боги существуют, но они не таковы, какими их представляет себе толпа. Толпа думает, что боги следят за каждым шагом человека. Боги создали весь этот мир, а дальше они не наблюдают за действиями человека. Для того, чтобы освободиться от страха перед богами, следует изучать природу, выяснять, какое место занимают боги.

Страх перед смертью. Надо приучать себя к мысли, что смерть – это то, что к тебе не относится. Человек жив, пока он дышит и ощущает. Когда он лишается этого ощущения, он уже не существует. Пока ты жив, смерти нет. А когда тебя нет, то ты уже не способен понять, что тебя нет.

Целью жизни является безмятежность и бестревожность (атараксия). Средства достижения безмятежной жизни – философия и образ жизни. Лозунг «Проживи незаметно!» – следует отойти от всяких дел, которые могут доставить заботы.

Эпикур прославлял дружбу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.