Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 6. Ликвидации неграмотности как основное направлений в деятельности культурно-досуговых учреждений в первое десятилетие Советской власти



Тема 6. Ликвидации неграмотности как основное направлений в деятельности культурно-досуговых учреждений в первое десятилетие Советской власти

1. Ликвидация неграмотности как важная задача культурной революции.

2. Ликбез в глазах мировой общественности.

3. Культпоход. Роль учреждений культуры в организации культпохода.

 

1. Дореволюционные внешкольные начинания были успешно продолжены в годы советской власти. В современной научной литературе нет однозначных оценок постановки массового просвещения в этот период. На наш взгляд, тогда в области внешкольной работы было сделано немало полезного. Известный лозунг "Учиться, учиться и учиться" действительно активно претворялся в жизнь. Активно решалась одна из важнейших задач культурной революции – ликвидация неграмотности (ликбез).

 

В первое десятилетие Советской власти ликвидация неграмотности была одним из основных направлений в деятельности культурно - досуговых учреждений.

 

СНК (Совет народных комиссаров) принял два декрета по этому вопрос:

 

1918 г. - "О мобилизации грамотных на борьбу с безграмотностью",

1919 г. - "О ликвидации неграмотности среди населения"

 

В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности.

 

С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску популярного журнала "Помощь самообразованию".

 

С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро.

 

В 1925, 1927 и 1928 годах прошли Всесоюзные совещания по вопросам организации самообразования.

 

Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы.

 

Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях Советской власти. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза.

 

С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. К концу 1920 г. Молодая советская республика насчитывала свыше 40 тыс. ликпунктов, в которых обучалось 1 млн. 157 тыс. человек.

Наиболее успешно проводилась ликвидация неграмотности в Красной Армии. К ноябрю 1919 г. в Красной Армии имелось около 4 тыс. красноармейских школ грамоты, а в 1920 г. их было уже около 6 тыс.

 

Ликвидация неграмотности среди взрослого населения в данный период была для досуговых учреждений основным направлением деятельности, которое способствовало повышению авторитета работников культуры. Всего за первые три года, начиная с 1918 г., научились грамоте около 7 млн. человек.

 

2. Деятельность по ликвидации неграмотности в России вызвала большой интерес со стороны мировой общественности. В конце 20-х годов Всемирная ассоциация взрослых послала в нашу страну своего сотрудника Ф. Миллигена. Результатом обследования внешкольного дела стала книга-отчет "Образование взрослых в России", где констатировалось, что русские и в самом деле нашли систему, успешно решающую проблемы образовательной работы среди взрослых.

В 1929 году в Америке вышла еще одна книга. Автором ее был знаменитый педагог и психолог Джон Дьюи, которая называлась "Впечатление о Советской России". В ней Джон Дьюи писал, что в стране, где он побывал, создаются такие внешкольно-образовательные формы, которые должны послужить образцом для всего мира. Вполне возможно, что-то из этих высоких оценок является своеобразной данью уважения к державе, из всех сил старавшейся поднять культурный уровень своих граждан. Но, тем не менее, в целом такие оценки весьма показательны.

 

3. Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе.

 

На 1928 г. в стране имелось 18 млн. неграмотных в возрасте от 15 до 30 лет. При таком уровне грамотности трудно было рассчитывать на участие в реконструкции народного хозяйства квалифицированных работников. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г.

 

Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и т.д.).

 

Наряду с положительным в организации и содержании культпохода были и недостатки. Нередко эта серьезная работа проводилась компанейски, стихийно, беспланово.

В национальных республиках ликвидация неграмотности проводилась в более трудных условиях, чем в центральных регионах Советского Союза: не хватало кадров учителей, более живучи были предрассудки национальные, религиозные, особенно по отношению к женщинам. Например, в Туркестане женщины приходили в сопровождении мужа, брата, старшего сына под паранджой, а в Таджикистане некоторые женские клубы, пока в них занимались женщины, охранялись милиционером.

 

Большую помощь в ликвидации неграмотности в окраинных республиках оказывали шефы из РСФСР, Украины. Так, осенью 1930 г. украинское общество "Геть неписменность" взяло шефство над Чечней, создало специальный фонд помощи области, из которого были выделены средства на подготовку 200 учителей ликбеза.

 

В результате культпоходов значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо пивных лавок, столовых и общежитий.

 

В течение 1928-1932 гг. разными типами школ ликбеза было охвачено свыше 30 млн. человек. РСФСР, УССР и БССР к концу 30-х гг. в основном завершили ликвидацию неграмотности среди населения в возрасте от 9 до 49 лет; несколько отставали в этом отношении отдельные национальные республики, особенно среднеазиатские.

 

Однако надо иметь в виду, что нерешенными остались многие вопросы, связанные с просвещением народа. К 1927 г. только 50% населения России, было грамотным, в 1939 г. семилетнее образование имели только 12% населения, а каждый пятый житель старше 10 лет был полностью неграмотным.

Причиной этому было то, что полученные знания не закреплялись, нехватка книг, газет и малое число самих учреждений культуры и просвещения - школ, библиотек, клубов приводили к тому, что рецидив неграмотности составлял 20%.

 

В последующие годы, деятельность по внешкольному образованию и самообразованию в работе учреждений культуры сохранялась, но прежний интерес к ней со стороны властных структур явно угас.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.