Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История. Группа № 12 на 30.09.2021 г.. Занятие № 13. Тема. Серебряный век российской культуры.. Ход занятия.



История

Группа № 12 на 30.09.2021 г.

Занятие № 13

Тема. Серебряный век российской культуры.

 

Цель:

познакомить студентов с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления; учить отвечать на вопросы; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему читательских умений; познакомить с биографическими сведениями некоторых знаменитых людей «Серебряного века», показав их яркие индивидуальности и судьбы;

развивать интерес к предмету, любознательность, образное мышление студентов, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век -…»;

продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной форме.

Ход занятия.

Этапы  
Повторение учебного материала - Какой временной промежуток мы с вами изучаем? - Как звали царя, который правил в это время? (Николай II). - Время в стране было тяжелое. Не со всеми странами у России складывались дружеские отношения. - О какой войне говорится в этом отрывке: «Начался неравный бой. Сразу стало ясно, что русские корабли вооружены гораздо хуже, чем японские. Русская эскадра решила прорываться во Владивосток» (русско-японская война 1904-1905гг). - Каков был исход войны? (русский флот разбит),(в 1905 году Россия заключила мирный договор с Японией и передала Японии часть острова Сахалин, Порт – Артур и часть железной дороги), (русский флот был уничтожен), (Россия потеряла авторитет могущественной державы). - Все ли в стране были довольны правлением царя? - В чём проявляли недовольство рабочие? крестьяне? - Какие события произошли с рабочими Путиловского завода 9 января 1905 года? - Каковы были требования рабочих? - День расстрела рабочих у Зимнего дворца вошел в историю как..(Кровавое воскресенье). Посмотрите на фотографии и скажите, какие события вы здесь узнаете? - В 1905 году в стране стали появляться первые политические партии. В 1906 году Николай утвердил Конституцию – Основной Закон Российской империи. В этом же году весной прошли выборы в I Государственную Думу. Дума проработала 2,5 месяца и была распущена царем. Зимой 1907 года состоялись выборы во II Государственную думу. Состав Думы проработал 4 месяца и досрочно был распущен царем. - Как звали председателя правительства, который стал проводить преобразования в стране? (Петр Аркадьевич Столыпин). - Какие законы были приняты? * крестьяне могли выходить из общины * крестьяне получали в собственность земельный надел * началось переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток * переселенцы получили льготы (деньги освобождение от налогов на 5 лет) * рабочим сократили рабочий день до 10 часов * лечили за счет государства * создали на заводах конфликтные комиссии * уволил из армии всех бездарных чиновников, которые привели к поражению в русско – японской войне. - Что случилось со Столыпиным? (он был убит в 1911 году революционером – террористом). - Реформы Столыпина вывели страну из экономического и политического кризиса. У России появилась возможность стать могучей державой.
Объявление темы урока Тема нашего урока «Серебряный век» русской культуры.
Работа с эпиграфом Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Николая Оцупа: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра».
Эмоциональ-ная подготовка к восприятию произведения. - Как вы понимаете слова «Серебряный век»? - Эта метафора впервые употреблена российским философом Николаем Александровичем Бердяевым и вошло в культурный обиход окончательно. - Какие мысли возникают, когда вы слышите эти слова? Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век..» - «Серебряный век» - блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, волшебство, шёпот, дымка, туман. - В начале ХХвека жили и творили выдающиеся русские поэты, художники, архитекторы. Открывались театры. Огромного успеха достиг русский балет. Появились прекрасные музыканты, композиторы, певцы. Поэтому первое десятилетие XXвека называют «серебряным веком» русской культуры. - Каковы временные рамки «Серебряного века»? (1890-1917гг – до большевистского переворота). - Каково же содержание эпохи, названной «Серебряным веком»?
Объяснение нового материала ЖИВОПИСЬ В живописи сформировалось новое объединение художников. Называлось это объединение «Мир искусства». В это объединение входил выдающийся художник Валентин Александрович Серов. Вырос в семье художников. Учился в Париже, затем в Академии художеств в России. Показ картин В.А. Серова Рассказ 1 ученика о В.Серове. ЛИТЕРАТУРА Революционные события ХХ века повлияли и на творчество писателей. Одним из выдающихся писателей этого периода был Алексей Максимович Горький. Настоящая его фамилия Пешков. У него было трудное детство. Отец умер рано, он жил у деда, а дед заставлял его работать с малых лет. Учиться ему запрещал. Он работал в магазине, мыл посуду на пароходе, учился писать иконы, работал в булочной. Много странствовал по России. Ему довелось встретить бедных и богатых, жадных и щедрых. Люди, с которыми он встречался во время странствий, стали героями его рассказов и повестей. Революционные события оказали на его творчество огромное влияние. Ему казалось, что революционеры необыкновенные люди, и они живут для счастья других людей. Под этими впечатлениями он написал роман «Мать». Это было первое в России произведение о революционерах. Рассказ 2 ученика о А.М.Горьком. РУССКАЯ ОПЕРА И БАЛЕТ Огромной популярностью пользовались опера и балет. В Москве оперы и балеты шли в Большом театре. А в Петербурге – на сцене Мариинского театра. Это два главных театра страны. *Одним из знаменитых певцов был Федор Иванович Шаляпин. Он исполнял главные роли в русских операх. *Знаменитой певицей была Антонина Васильевна Нежданова. Её родители были сельскими учителями. С ранних лет её отдали петь в церковный хор. Когда ей исполнилось 26 лет, её привели в Московскую консерваторию. Талантливую певицу услышали известные композиторы и пригласили её петь в Большой театр. Она славилась необыкновенно красивым голосом. Многие хотели попасть на спектакли, в которых пела Нежданова. *В Петербурге в Мариинском театре танцевала балерина Анна Павловна Павлова. Отец был солдатом, мать была прачкой, стирала белье для богатых людей. Аня с детства любила танцевать. Родители заметили это её увлечение и отдали её в Петербургское театральное училище. В 25 лет Анна Павлова стала балериной. Она так прекрасно танцевала, что её стали приглашать танцевать в европейские страны. Анна Павлова говорила: «Служить красоте – значит посвятить себя ей целиком». Так всю жить она и посвятила балетному искусству. Рассказ 3, 4 и 5 учеников о Ф.Шаляпине, А.В.Неждановой и об А.Павловой. КИНО В начале XX века в России появился новый вид искусства кино. В 1903 году в Москве и Петербурге построили первые кинотеатры. Они назывались – иллюзионы. В кинотеатрах показывались кинофильмы. Первые фильмы были немые. Артисты в кинофильме двигались и общались между собой при помощи жестов. В кинотеатре обязательно ставили пианино. Во время фильма музыкант играл на пианино. Его музыка сопровождала показ фильма. Сначала показывали только французские фильмы. А затем стали появляться и русские фильмы. Первый фильм был снят в 1908 году и назывался «Стенька Разин и княжна». В России появились кинорежиссеры. Это люди, которые снимали фильмы. За несколько лет в стране открылись тысячи кинотеатров. В то время не каждый человек мог позволить себе пойти в театр, в оперу или на балет. Билеты в театр стоили дорого и количество мест было ограничено. Фильм длился всего 30 минут. В течение дня его показывали много раз, поэтому посмотреть фильм могли многие люди. Так кино стало массовым искусством в России. Одной из первых актрис русского кино была Вера Васильевна Холодная. Она создавала образы красивой и печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль «королевы экрана» сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты. Рассказ 6 ученика о В.В Холодной (Левченко).
Закрепление изученного материала Попробуйте вспомнить, о чём мы говорили ранее и соедините стрелками фамилии людей и их занятия. Соедините стрелками: Ф.И.Шаляпин Певица А.В.Нежданова Живописец А.М.Горький Певец А.П.Павлова Писатель В.А.Серов Киноактриса В.В.Холодная Балерина Проверка на интерактивной доске. Комментарии учителя. - Прочитать хором фамилии. Запомните эти имена. - Это они сотворили чудо – подарили миру «Серебряный век» русской культуры.
Словарная работа Запомнить: Балет Балерина Странствовать Опера Живописец Иллюзион Кинорежиссёр
Итог урока. Обобщение. Итак, вспомним.. В начале ХХ века в России жили и творили выдающиеся русские писатели, художники, архитекторы. Появились прекрасные певцы, музыканты, артисты. Культура достигла невиданного расцвета. Поэтому первое десятилетие ХХ века называют «Серебряным веком» русской культуры. - Каковы временные рамки «Серебряного века»? (1890-1917гг .)

 

Домашнее задание. Изучить материал по теме. Выписать имена деятелей культуры конца XIX- нач. XX вв.

Эл. адрес. gaidukelena1959@gmail.com

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.