|
|||
ТЕМА: Развитие земной коры. ХОД УРОКА
ГЕОГРАФИЯ 04.10.2021 ГРУППА 13 ТЕМА: Развитие земной коры Цели урока: - познакомиться с теориями происхождения Земли и развития земной коры (теория дрейфа континентов и литосферных плит ); - продолжить формирование знаний о строении литосферы; - познакомиться с особенностями формирования, строения и развития земной коры; - продолжить формирование умения работать с географическими картами
ХОД УРОКА . Человек издавна пытался изучить мир, который его окружает. Как возникла Земля? Этот вопрос волновал людей не одно тысячелетие. До наших дней дошли многие легенды и предсказания различных народов мира. Их объединяет то, что происхождение нашей Земли связано с действием мифических героев и богов. Лишь в XVIII веке стали появляться научные гипотезы о происхождении солнца и планет. 1 гипотеза. Французский учёный Жорж Бюффон предположил, что наша Земля была образована в результате катастрофы. Некогда в Солнце врезалась огромная комета, в результате чего разлетелись многочисленные брызги. Впоследствии эти брызги стали остывать, и из самых крупных образовались планеты, в том числе и Земля. 2 гипотеза. Иного мнения придерживался немецкий учёный Иммануил Кант. Он считал, что Солнце и все планеты были образованы из холодного пылевого облака. Это облако вращалось, постепенно пылинки сгущались, соединялись – так образовалось Солнце и другие планеты. 3 гипотеза. Пьер Лаплас – французский учёный и астроном – предложил свою гипотезу о появлении Солнечной системы. Он считал, что солнце и планеты образованы из гигантского раскалённого газового облака. Оно постепенно остывало, сжималось и дало начало Солнцу и планетам. 4 гипотеза. Иной гипотезы придерживался другой учёный, его зовут Джеймс Джинс. В начале нашего столетия он предположил, что некогда рядом с Солнцем пролетала массивная звезда и своим тяготением вырвала часть солнечного вещества. Это вещество положило начало всем планетам солнечной системы. 5 гипотеза. Наш соотечественник – Отто Юльевич Шмидт в 1944 году выдвинул свою гипотезу о происхождении Солнца и планет. Он полагал, что миллиарды лет назад вокруг Солнца вращалось гигантское газово-пылевое облако, это облако было холодным. Со временем облако уплощалось, образовались сгустки. Эти сгустки стали вращаться по орбитам, постепенно из них сформировались планеты. Современные учёные предполагают, что Солнечная система, то есть Солнце и планеты, возникли одновременно из гигантского холодного газово-пылевого облака. Это облако межзвездного газа и пыли вращалось. Постепенно в нём стали образовываться сгустки. Центральный, самый крупный сгусток, дал начало звезде – Солнцу. Внутри Солнца стали происходить ядерные процессы, и из-за этого оно разогрелось. Остальные сгустки положили начало планетам.
По теории Шмидта-Фесенкова первоначально планета была холодной, затем стала разогреваться, а после снова стала остывать. В тот момент, когда планета разогрелась, началось перемешивание вещества планеты. При этом «легкие» элементы поднимались, а «тяжелые» опускались. Сверхлегкие вещества образовали атмосферу, легкие – сформировали первоначальную земную кору, тяжелые образовали внутреннее вещество планеты – мантию и ядро.
- Давайте вспомним внутреннее строение Земли - Что называют литосферой -Итак, литосфера – это твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии. - Везде ли земная кора одинаковая? - Как же объяснить различия в земной коре? -Давайте вспомним, как она образуется: 1. Первоначальная земная кора была тонкой и легко прорывалась лавой. 2. Лава, выливаясь на земную поверхность, образует базальт. Сверху он, разрушаясь, превращается в осадочную породу - таким образом образуется океаническая земная кора. 3. Но и океаническая земная кора также тонкая, при этом планета молодая, нестабильная и подвижная, поэтому кора легко сминалась в складки . 4. Лава, выливаясь в толщу земной коры, образует гранит. Образуется новый тип земной коры - материковая земная кора
- Впервые о движении литосферных плит высказал предположение немецкий учёный Альфред Вегенер в начале 20 века. Он выдвинул теорию ДРЕЙФА МАТЕРИКОВ - Посмотрите внимательно на стр. 6 атласа, что вы там можете увидеть? (все материки образовались из одного - ПАНГЕЯ) - Как же литосферные плиты движутся относительно друг друга? (сталкиваются, расходятся) - Что же в результате этого образуется? - Посмотрите на экран и в атлас стр.6-7 А) расхождение – срединно-океанические хребты (океан), (Больше всего разломов литосферных плит на дне океанов, где земная кора тоньше, однако встречаются они и на суше. Наиболее крупный разлом на суше располагается на востоке Африки. Он протянулся на 4000 км. Ширина этого разлома — 80-120 км) покажите на карте Б) столкновение материковой и океанической литосферных плит - При взаимодействии континентальной и океанической плит, плита с океанической земной корой пододвигается под плиту с континентальной земной корой (слайд ). В результате столкновения континентальной и океанической литосферных плит образуются глубоководные желоба и островные дуги. Покажите на карте В) столкновение плит с материковой земной корой -В местах схождения континентальных плит происходит их столкновение, образуются горные пояса. Так возникла, например, на границе Евразийской и Индо-Австралийской плиты горная система Гималаи (слайд ). - Рассмотрите внимательно карту строения земной коры, какие процессы происходят на границах литосферных плит? (сейсмические) (слайд ) - Что для них характерно? (ответ уч-ся) (слайд ) - Определите положение Орловской области на карте строения земной коры. (ответ уч-ся) - характерны ли для нашей области сейсмические процессы? Почему? (ответ уч-ся)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: СОСТАВИТЬ КОНСПЕКТ УРОКА
|
|||
|