Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Морис Дюверже и его книга Политические партии 8 страница



Демократический централизм невероятно гибок, когда это необходимо для достижения какого-то конкретного результата. Коммунистическая партия создает целый комплекс сложных институций, цели которых таковы: 1) с максимальной точностью информировать центр о том, что думают на местах, дабы он мог подготовить надлежащее решение; 2) обеспечить на всех уровнях выполнение этого решения центра самым строгим и точным, но не бездумным образом, то есть с привлечением низов. Итак, система централизована, поскольку решения принимаются наверху; она остается демократической, поскольку они зафиксированы в качестве мнения низов, и при их осуществлении в каждый данный момент тоже домогаются согласия этих самых низов. За достижение этого результата местные руководители, хотя они и избраны низами (с известным вмешательством центра, о чем мы дальше еще скажем), ответственность несут перед высшими инстанциями, а никак не перед теми, кто их избрал. Их роль, таким образом, заключается в том, чтобы как можно более точно довести до высших эшелонов мнения и реакции низов, а также четко и терпеливо разъяснить этим самым низам мотивы решений, принятых центром. Они - не пассивные депутаты, которые просто регистрируют точку зрения своих избирателей и стараются добиться, чтобы она победила, как это принято в децентрализованной системе; но не являются они и всего [c.103] лишь простыми представителями центра, которым поручено слепо навязывать низам его волю, как то принято в системе автократического централизма. Они играют очень важную роль информаторов и воспитателей одновременно.

С другой стороны, демократический централизм предполагает, что перед тем, как решение будет принято, в низах проводятся весьма свободные дискуссии, чтобы "просветить" центр; но после того, как решение принято, строгая дисциплина должна соблюдаться всеми. И на самом деле свидетельства как будто показывают, что в ячейках дискуссия действительно происходит; а то, что "дискуссия должна развертываться в рамках принципов марксизма-ленинизма"10, считается совершенно естественным. Но после принятия решения дискуссии должны прекращаться, с этих пор все обязаны приниматься за их осуществление. В этом плане демократический централизм предусматривает весьма четкий контроль за исполнением, обеспечиваемый центром: руководители партии на всех уровнях должны проверять исполнение решений кадрами нижестоящего уровня. В то же время требуется, чтобы исполнители всегда заставляли низы понимать мотивы исполняемых решений, с тем чтобы никогда не терять с ними основательного контакта.

Можно думать о коммунистической партии как угодно, но нельзя не признать, что выкованные ею организационные механизмы замечательно эффективны, и невозможно отказать им в известной демократичности: партия действительно постоянно старается сохранять контакт со своей базой, стремится быть "в гуще масс". Некоторые избирательные агенты старых партий (например, "комитетчики" радикалов Третьей республики и некоторые "боссы" американских партий) обладали этой интуитивной эмпирической способностью улавливать глубинные чувства масс и всегда оставаться рядом с ними. Сила коммунистической партии в том, что она создала научный метод, позволяющий добиваться тех же результатов, пользуясь двояким преимуществом всякого научного метода: это максимальная точность и возможность всеобщего применения (после соответствующего изучения). Если еще точнее, достоинство этого метода в том, что он не является чисто пассивным, не ограничивается регистрацией [c.104] реакции масс, но позволяет воздействовать на них, направляя их ненавязчиво, осторожно, но достаточно эффективно. Можно сожалеть о целях применения инструмента, но нельзя не восхищаться совершенством техники.

Остается определить те факторы, которые независимо от сознательного желания избрать ту или другую систему в силу практической ее эффективности или созвучности партийной доктрине заставляют партии строиться на базе централизованной или децентрализованной структуры. Мы уже говорили о некоторых особых исторических обстоятельствах в отдельных странах, способных объяснить централизацию или децентрализацию. Существуют ли наряду с этими специфическими факторами и общие, действие которых сочетается с ними? Можно напомнить здесь о влиянии истории: по-видимому, сам механизм рождения партии играет известную роль в степени ее централизации. Мы уже показали, что партии электорального и парламентского происхождения обычно имеют структуру более децентрализованную, чем партии внешнего происхождения, которые родились по инициативе центра, а не "снизу". Так, лейбористские партии более централизованы, чем парламентские социалистические партии; обычно довольно сильно централизованы католические партии, что связано с ролью духовенства или католических учреждений - Католического действия, Французской католической ассоциации молодежи - в их возникновении. Очень важен и способ финансирования. В партиях "буржуазных", где избирательные издержки в основном несут сами кандидаты или их местные кредиторы, низовые комитеты богаче центра, а стало быть, и независимы; и напротив, если кредиторы привыкли финансировать непосредственно центр, то этот центр может оказывать довольно значительное давление на местные группы. В партиях, финансируемых за счет регулярных и повышающихся в зависимости от доходов плательщиков партийных взносов, получаемых с помощью покупки годовых билетов и месячных марок, распределение ресурсов между центром и местными секциями представляет значительный интерес. В СФИО, например, центр продает федерациям каждую месячную марку за 16 франков, а те сами назначают цену ее продажи членам партии. В федерации Сены 40 франков удерживается федеральными органами (которые продают эту марку [c.105] секциям за 56 франков), и от 20 до 50 франков - секциями (которые продают марку по цене от 75 до 125 франков). Ясно, что такая система откровенно благоприятствует базовым структурам в ущерб центру, и действительно, французская социалистическая партия очень децентрализована. В коммунистической партии, напротив, каждая организация (ячейка, секция, федерация, центральный комитет) одинаково получают по 25 из каждых 100 франков взносов.

Известное влияние в этом отношении имеет избирательная система. Голосование по мажоритарному принципу с одномандатными округами явно ведет к децентрализации, отдавая приоритет узко местническим позициям и личности кандидатов, которые могут стать независимыми от центра - и они сами, и их партийные комитеты. Голосование по партийным спискам не исключает централизации - оно просто расширяет рамки децентрализации. Во Франции система униноминального голосования оборачивается значительной независимостью окружных комитетов; голосование по партийным спискам делает их независимыми от департаментских федераций, но поддерживает автономию последних по отношению к центру; при пропорциональной системе часто приходится видеть, как социалистические федерации сопротивляются претензиям центра навязать им своих кандидатов или порядок их размещения в списках. В итоге один только принцип пропорционального представительства, функционируя в общенациональных рамках, по-видимому, способствует централизации; но он используется редко. В конечном счете можно считать, что избирательные механизмы обычно ведут скорее к децентрализации, нежели к централизации; фактически наиболее централизованными оказываются те партии, для которых выборы имеют лишь второстепенное значение и которые организованы не для этой функции, - партии коммунистического или фашистского типа.

Сложную проблему ставит случай Англии - не могло ли униноминальное голосование [18] в один тур обусловить довольно сильную централизацию британских партий? Тенденция к автономии малых локальных групп была сломлена и другим фактором - необходимостью помешать распылению голосов и обеспечить, стало быть, строгую дисциплину кандидатов, что естественно ведет к созданию партий довольно сильно централизованных. [c.106] Но если английские партии централизованы, то американские - весьма децентрализованы, хотя действуют и условиях тон же самой системы одномандатных округов с голосованием в один тур. Правда, весьма оригинальный механизм выборов к США с его архаичными "номинациями" кандидатов и множеством административных постов делает всякое серьезное сравнение невозможным. В становлении британского централизма, разумеется, также сыграли свою роль и другие факторы, особенно довольно сильная дисциплина парламентских групп, которая, естественно, проецируется и на организацию партий, и уже отмеченное Джеймсом Брюсом получение избирательных фондов из центра.

В конечном счете вряд ли возможно установить какую-то точную формулу воздействия на централизацию партий мажоритарного голосования в один тур. [c.107]

 

[1] Дюги Л. (1859-1928) - французский юрист, автор концепции власти, идеи которой стали отправной точкой для французского государствоведения, а во многом и всей политической науки. В основе феномена власти лежит, согласно Дюги, естественное деление людей на управляющих и управляемых. Если в традиционном обществе власть основана просто на силе, то в демократическом - на подчинении силе количества, т.е. большинства. Во многих последующих работах М.Дюверже полемизирует с Л.Дюги и формулирует свою дуалистическую концепцию власти: в основе власти лежит не простое отношение насилия и подчинения; она не только инструмент господства, но и средство интеграции социума, что предполагает признание легитимности власти управляющих со стороны управляемых. Дуалистическая концепция власти М.Дюверже нашла достаточно широкое признание в современной политической социологии. [c.107]

 

 

[2] Caucus (англ.) - комитет, закрытое совещание узкого круга лиц из числа партийного руководства, собирающееся для определения кандидатов от партии на очередные выборы. Система caucus первоначально была создана для местных выборов в Бирмингеме, а затем распространилась по всей Англии. Caucus постепенно [c.107] взяли в свои руки не только выдвижение кандидатов, но и в целом организацию выборов, зачастую становясь и над парламентариями, и над партией с ее официальным руководством. См. об этом в вышеназванной кн. М.Острогорского (термин переведен там как "кокус"), а также в работе М.Вебера "Политика как призвание и профессия". [c.108]

 

 

[3] Нотабль (франц. notable),- букв.: избранный, достойный избрания; заметный, значительный, известный; знаменитый житель, почетный гражданин; в то же время нотаблями собирательно именуют лиц, избранных в местные органы власти - мэров, муниципальных и генеральных советников, а иногда и всех вообще избранных лиц: дену гитов Национального собрания, Сената, членов выборных консультативных органов государства. [c.108]

 

 

[4] Spoil system (англ.) - букв.: добыча, прибыль, выгода, награбленное добро. Принцип, согласно которому все высшие должности центрального эшелона власти переходят к партии, победившей на выборах. В США так обозначается не только существующий там порядок распределения высших государственных должностей среди членов партии-победительницы, но и предоставление государственных должностей в обмен на политические услуги. [c.108]

 

 

[5] Агора в древней Греции - рыночная площадь, во времена Гомера - народное, судебное, военное собрание свободных граждан. Позже так стала называться площадь для проведения собраний, игравшая роль центра всей общественной жизни города. [c.108]

 

 

[6] Дирижистами во Франции называют сторонников государственного руководства экономикой. В период, о котором здесь идет речь, дирижистам принадлежала одна из концепций выхода из послевоенной кризисной ситуации: в противоположность "атлантистам" и "колониалистам" дирижисты - высокообразованные специалисты-технократы из среды крупной буржуазии связывали преодоление кризиса с интенсивным развитием внутренних ресурсов страны, кардинальной структурной перестройкой, развитием высокотехнологичных производств на основе усиления роли государства в сфере планирования, ценообразования и особенно - финансирования и кредита. Дирижистам принадлежит также идея противопоставления экономической экспансии США единого [c.108] западноевропейского сообщества, они защищали самостоятельную внешнюю политику Франции. Их триумфом стал приход к власти де Голля и создание Пятой республики (1958), когда они заняли большинство высших государственных постов. [c.109]

 

 

[7] Сорель Ж. (1847-1922) - (французский философ-эклектик, теоретик анархо-синдикализма, известный и в качестве писателя. Выступив с резкой критикой рационального, научного познания в общественных науках, создал учение о мифе как основе человеческого мировосприятия; считал насилие движущей силой истории, всячески восхваляя его и рассматривая революцию как стихийный порыв масс. [c.109]

 

 

[8] Де Моррас Ш. - идейный вождь клерикально-монархической реакции во Франции с начала XX века. Весьма плоский философ, но способный, ядовитый и беззастенчивый журналист. Начал свою деятельность атакой против Дрейфуса, в 1905 г. создал и возглавил монархическую организацию "Аксьон франсэз" ("Французское действие") и одноименную газету. Противопоставлял "мерзавке-Республике" с ее "диктатурой денег и посредственностей" аристократию и монархию ("сорок королей за 1000 лет создали Францию"). Его доктрина - т.н. "интегральный национализм": нация - высшая форма социальной общности. Во имя нации выступал против классовой борьбы и политических партий, которые ее раздирают ("народ нуждается в диктаторской власти так же, как в хлебе"). В XX веке примитивный роялизм уже не имел серьезного успеха, но проповедь сильного государства и единства нации привлекала к "интегральному национализму" немало честных патриотов. В 30-е годы "Аксьон Франсэз" превратилась в настоящую фашистскую организацию. В 1945 г. Моррас как вишист и коллаборационист приговорен к пожизненному заключению; позже амнистирован в связи с преклонным возрастом. [c.109]

 

 

[9] Парето В. (1848-1923) -итальянский социологи политэконом. Согласно В. Парето структура общества, мышления и социального действия человека имеют своей основой инстинкт. Важнейшая часть учения Парето - его теория "элит" - избранных групп, отличающихся особой развитостью инстинктивной сферы, формирующих и совершенствующих идеологии, а потому выступающих главной движущей силой [c.109] общественного развития; эти идеи Парето оказали в дальнейшем большое влияние на самые различные направления социологии и идеологические течения. [c.110]

 

 

[10] После прихода Гитлера к власти штурмовики СА продолжают противопоставлять себя органам государственной власти, многие местные их организации требуют осуществления социальных обещаний НСДАП, заявляя о том, что "фюрер предал коричневую революцию". Особенно резкую реакцию состава СА и их руководителя Э.Рэма вызвало заявление Гитлера о том, что единственным носителем оружия является Рейхсвер. Гитлер получал от Геринга и Геббельса дезинформацию о готовящемся восстании штурмовиков, якобы заготовленных Рэмом списках приговоренных к расстрелу высших армейских офицеров и т. п. По его распоряжению в 1933 г. была проведена массовая чистка СА, в результате чего многие штурмовики оказались в концлагерях, которые они сами недавно охраняли, а 30 июня 1934 г.- физическое уничтожение всей верхушки СА. Арестованный еще до этого Рэм, как и его единомышленник, старейший соратник Гитлера Г.Штрассер, в ночь на 1 июля был застрелен в тюремной камере. [c.110]

 

 

[11] Придя к власти после похода чернорубашечников на Рим (октябрь 1922 г.), Муссолини заявил о сохранении "главных столпов государства -монархии, церкви, армии", обещая Италии "законность и порядок". Однако провинциальные боевые команды фашистской милиции - сквадры продолжали на местах террор, жертвами которого становились не только рабочие, крестьяне и интеллигенция, но зачастую и буржуа. Чтобы справиться с провинциальной фашистской вольницей, Муссолини преобразовал фашистскую милицию в специальную политическую полицию ДМНБ (Добровольная милиция национальной безопасности), однако под личиной местных подразделений ДМНБ нередко продолжали действовать квадристы. Итальянский сквадризм выступал как форма фашистского террора, но вместе с тем отчасти и как выражение внутренней оппозиции Муссолини со стороны недовольных результатами его "революции" средних и низших слоев движения. [c.110]

 

 

[12] Радикально-социалистическая партия (или просто радикалы) - одна из старейших левых партий Франции. Еще в начале 80-х гг. XIX века наиболее решительно [c.110] настроенная часть партии умеренных республиканцев (лидеры - Л.Гамбетта и Ж.Клемансо) отделяется от нее а в 1901 г. окончательно оформляется как самостоятельная партия под названием Республиканской партии радикалов и радикал-социалистов. Один из основателей и долголетних руководителей -Ж.Клемансо. Между двумя мировыми войнами была по существу доминирующей партией, имея влияние и на консервативные правительства. Проводила в основном политику довольно умеренного буржуазного реформизма, выражая главным образом интересы мелкой и средней буржуазии. В 1936 г. входила в Народный фронт. Ее лидеры всегда были связаны с представителями крупного капитала, но вели свою родословную от революционеров 1789 и 1848 гг., левых республиканцев и антиклерикалов конца XIX в., охотно прибегали к революционной фразеологии и весьма мудро допускали наличие в партии самых различных фракций - от социалистического до право-консервативного оттенков, благодаря чему радикалы всегда успешно завоевывали немалую часть голосов массового избирателя. После Второй мировой войны, подобно многим старым партиям, испытывала глубокий кризис, поскольку в общественном мнении выглядела ответственной за упадок Народного фронта и катастрофу 1939-1940 гг. Несмотря на личное участие отдельных ее членов в освободительной борьбе с фашизмом, как партия ничем особым не проявила себя в движении Сопротивления. В послевоенный период искала сотрудничества как с левыми, так и с правыми, постепенно утрачивая самостоятельное значение. В 1978 г. правое крыло радикалов вошло в созданное по инициативе В. Жискар д'Эстена объединение СФД (Союз за французскую демократию), позже преобразовавшееся в одну из современных "новых правых" партий. [c.111]

 

 

[13] Христианско-социальная партия Бельгии - одна из тех новых партий, которые почти одновременно сложились в ряде западноевропейских стран после Второй мировой войны (МРП во Франции, Демо-Христианская - в Италии, Христианско-Демократический союз - в Германии, Народная партия - в Австрии) на волне массового участия левых католиков в движении Сопротивления и стали формой преодоления кризиса парламентаризма, связанного с [c.111] дискредитацией и распадом многих довоенных партий; и силу своего происхождения отличались массовостью, сильной организационной структурой и централизованностью, пользовались авторитетом среди достаточно широких слоев трудящихся. [c.112]

 

 

[14] Если избирательная система предусматривает абсолютное большинство голосов или определенный их процент для завоевания парламентского места, то в случаях, когда ни один из соперничающих кандидатов не набирает необходимой квоты, эти места - но тому или иному принципу, оговоренному в избирательном законе, - дополнительно распределяются между партиями, участвующими в выборах; в некоторых странах (и том числе и во Франции) предусматривается повторное голосование - баллотировка, когда для избрания требуется уже простое относительное большинство голосов. [c.112]

 

 

[15] MPII - самая значительная из новых политических партий, сложившихся во Франции в годы Сопротивления и игравших видную роль в первый послевоенный период. Организована в ноябре 1944 г.; у истоков и во главе ее стояли видные католические деятели, участники Сопротивления, ближайшие соратники генерала де Голля - Ж.Бидо и М.Шуман. Опиралась на поддержку ФКХТ - французской конфедерации христианских профсоюзов. Сразу после Освобождения ориентировалась на союз с левыми силами, входя в т.н. трехпартийную коалицию (ФКП, СФИО, МРП), однако в дальнейшем социально-экономические проблемы и особенно позиция по вопросу о поддержке религиозных учебных заведений изменили эту ориентацию. [c.112]

 

 

[16] Акция июня 1934 г. - см. комментарий [10]. [c.112]

 

 

[17] РПФ (Объединение французского народа) - партия-движение, созданная в апреле 1947 г. де Голлем. В нее вошли многие соратники де Голля по Сопротивлению, но потом примкнуло и немало вишистов, членов довоенных фашистских лиг и просто авантюристов. В начальный период для нее характерны шумные пропагандистские выступления под лозунгом критики "парализовавшего страну режима политических партий", резкий антикоммунизм, требование отмены Конституции 1946 г. и создания "сильной власти" в лице президента, объединения западноевропейских стран в блок, который бы противостоял как США, так [c.112] и СССР. В дальнейшем руководство РПФ создает мобильные военизированные отряды, в отдельных городах дело доходит до серьезных столкновений и даже применения огнестрельного оружия молодчиками из РПФ. Несмотря на первоначальные успехи, особенно на муниципальных выборах, РПФ с ее открытым аптипарламентаризмом и авторитаризмом в дальнейшем теряет поддержку французских избирателей. Весной 1953 г. терпит сокрушительное поражение на выборах, собрав всего 10 процентов голосов, после чего де Голль фактически распускает ее, предоставив депутатам свободу действий и парламенте. Многие из членов РПФ и 60-е годы продолжили политическую деятельность в рамках других партий, в основном - образованных под эгидой де Голля - ЮДСР, ЮНР, а с 1976 г. "новой правой", ОПР (Объединение в поддержку республики), лидером которой ныне является бывший мэр Парижа, а теперь президент Франции Ж.Ширак. ОПР вместе с СФД составила устойчивый неоконсервативный правый блок и современной политической жизни Франции. [c.113]

 

 

[18] Униноминальное голосование - голосование по одномандатным округам за индивидуальных кандидатов (в противоположность голосованию по партийным спискам в многомандатных округах), выставленных различными партиями (или независимых - "без этикетки", как говорят во Франции). [c.113]

 

Глава вторая

Члены партии

Кого можно назвать членом партии? Ответов будет столько, сколько партий, и каждый будет зависеть оттого представления о членстве, которое свойственно самой данной партии. Словосочетание "член партии" обозначает различную реальность у коммунистов и радикалов, в партии французских социалистов и британских лейбористов, католическом союзе Бельгии 1920-1930 гг., христианско-социальной партии 1945 г. В американских партиях оно вообще ничего не означает: можно лишь перечислить активистов, входящих в "машину", симпатизантов, которыми ее усиливают на время избирательных кампаний, участников праймериз, а также граждан, голосующих за кандидатов партии на выборах.

Внутри каждой партии к тому же существует несколько категорий членов. Мы уже видели это на примере лейбористской партии, которая с 1918 г. различает индивидуальных и коллективных членов. Даже в прямых партиях, которые знают лишь индивидуальное членство, единообразие - всего лишь видимость. Симпатизанты, члены партии, активисты, пропагандисты - вырисовывается целый ряд концентрических кругов, в каждом из которых партийная солидарность становится все более прочной. Будучи чаще всего официозными, эти различия тем не менее реальны. Есть степени "сопричастности" (participation) - так можно определить те узы солидарности, которые связывают человека с его партией. Но [c.114] только ли о степени следует говорить? Можно ли оценить степень причастности гражданина Х к своей партии как в три или четыре раза большую, по сравнению с гражданином Y? Или речь идет скорее о различном качестве этой сопричастности? Так мы приходим к необходимости исследовать самую природу данного феномена, чтобы определить содержание той социологической связи, которая объединяет членов партийной общности.

Интереснейшая проблема, в которой отражаются две сущностные черты нашего времени: ренессанс малых групп и ренессанс религий. Связи сопричастности становятся все более и более прочными и вместе с тем они все более уподобляются структурам собственно религиозным. Закат официальных религий сопровождается восхождением религий политических. Понятие партии сегодня равнозначно понятию церкви - тот же клир, те же верующие, та же вера, та же ортодоксия и та же нетерпимость... Разумеется, этот феномен не носит единого характера, поскольку в современном мире сосуществуют партии весьма различной природы. И в целом эти различия почти совпадают с различиями инфраструктуры, ко торой они определяются: старые партии на базе комитетов, слабо структурированные и децентрализованные, сохраняют прежний технический характер, члены их не слишком многочисленны и не слишком фанатичны; современные партии на базе ячеек и милиции, централизованные и организованные, объединяют массы фанатиков, а религиозная пера дополняется там почти военной дисциплиной; партии секционной структуры придерживаются примерно средней линии и носят светский характер: они велики по численности, и члены их связаны умеренной солидарностью. Но, может быть, это всего лишь возрастные особенности? Ведь первые - самые древние, вторые наиболее молодые, а третьи занимают промежуточное положение и по возрасту, и по структуре. [c.115]

 

I. Понятие члена партии

В обыденном языке понятие "член партии" (membre du parti) совпадает с понятием "приверженец" (adherent) - по крайней мере в Европе. От него отличают понятие "симпатизант" (symphatisant) - "сочувствующий". Симпатизанты -- это те, кто заявляет о споем благосклонном [c.115] отношении к доктрине партии и периодически оказывает ей поддержку, но остается вне партийной организации и партийной общности; строго говоря, симпатизант не является членом партии. Однако стоит только пойти чуть дальше, как это различие затушевывается, а порой и стирается. Эфемерность его особенно наглядно демонстрируют огромные расхождения при подсчете численности партий. В отношении некоторых из них даже самые серьезные исследования могут дать всего лишь приблизительные цифры. В 1939 г. журнал "Эспри" опубликовал в одном номере две вполне честные и объективные статьи, посвященные партии французских радикал-социалистов. Одна приписывала ей 80000 членов1, а другая - 2000002. Некоторые партии, напротив, могут установить численность своих членов почти с той же точностью, что и перепись населения, - например, социалисты и коммунисты.

Эта особенность объясняется не только лучшей организацией, более строгим ведением учетов и картотек: она связана с самой природой данной партийной общности. В каждой из этих партий термин "член партии" имеет свой собственный смысл и значение. По правде говоря, по отношению к партиям типа французских радикал-социалистов он вообще едва ли имеет смысл и значение. Понятие члена партии связано с определенной концепцией политических партий, зародившейся в начале XX века в ходе становления социалистических партий и затем уже позаимствованной другими. Оно не вполне вписывается в прежнюю концепцию политических партий, господствовавшую в XIX веке, в эпоху парламентских режимов с цензовыми ограничениями избирательного права. Это понятие выступает результатом той самой эволюции, которая привела к появлению партий кадровых и партий массовых. [c.116]

 

Кадровые и массовые партии

Различие кадровых и массовых партий не связано ни с их масштабом, ни с их численностью; дело не в различии размеров, а в различии структур. Возьмем, к примеру, [c.116] французскую социалистическую партию: рекрутирование новых членов представляет для нее основную задачу как с политической, так и с финансовой точки зрения. Ведь она прежде всего стремится дать политическое воспитание рабочему классу, выделить из его среды элиту, способную взять в свои руки власть и управление страной. А это означает, что члены составляют самую материю партии, субстанцию ее деятельности - без них она напоминала бы учителя без учеников. С точки зрения финансовой партия также существенно зависит от взносов своих членов: первейшая обязанность секций состоит в том, чтобы обеспечить регулярные денежные поступления. Таким образом партия собирает средства, необходимые для политического просвещения и повседневной работы. Тем же путем она может финансировать и выборы - к аспекту финансовому присоединяется здесь политический. И этот последний аспект проблемы - основной, поскольку любая избирательная кампания требует больших расходов. Технология массовых партий заменяет капиталистический способ финансирования выборов демократическим. Вместо того чтобы обращаться к нескольким частным пожертвователям с целью покрыть расходы на избирательную кампанию - промышленникам, банкирам или крупным коммерсантам (ведь тот, кто выдвигает кандидата и выбирает его, оказывается в зависимости от них), массовые партии распределяют груз издержек на максимально возможное число членов, так что на каждого из них приходится скромная сумма. Можно сравнить эту находку массовых партий с изобретением бонов Национальной обороны в 1914 г. Раньше казначейские боны выпускались крупными купюрами и размещались в нескольких крупных банках, которые под них одалживали государству деньги. В 1914 г. родилась гениальная идея выпустить множество мелких купюр и разместить их среди возможно более широкого круга публики. Точно так же и для массовых партий характерен призыв к общественности - она заплатит и позволит избирательной кампании партии избежать зависимости от денежных мешков; отзывчивая и активная, она получает политическое воспитание и приобретает инструмент для участия в государственной жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.