Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема «Человек в группе. Характеристика личности. Многообразие мира общения».



Тема «Человек в группе. Характеристика личности. Многообразие мира общения».

Задание:

1. Изучить материал темы.

2. Основные понятия выписать в конспект.

       1. Общение, его функции.

       2. Формы общения.

       3. Характер человека.

 

       1. Человек – существо социальное и не может жить вне общества. Жизнь в обществе предполагает взаимодействие между его членами, которое и называется общением. В социальной психологии понятие общение является одним из важнейших, поскольку порождает такие феномены, как обмен информацией, восприятие друг другом, руководство и лидерство, сплоченность и конфликтность, симпатию и антипатию.

Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в которой  реализуются социальные отношения людей.  

В зависимости от способов взаимодействия выделяют 3 стороны общения: 1.коммуникативную,

2.интерактивную,

3.перцептивную.

Коммуникативная сторона общения – это обмен информацией. Различают два пути обмена информацией: вербальный – с использованием  речи, и невербальный – с использованием мимики, взглядов, жестов, поз, и других приемов передачи информации.   

       Речь – важнейшее социальное свойство человека. Выделяют устную и письменную речь. Формами устной речи являются диалог  - разговор двух и более лиц, и монолог – передача информации от говорящего к слушателям.          

       В связи с развитием средств передачи информации видовое разнообразие общения увеличивается. В особый вид уже можно выделить общение через Интернет, телефонное общение, СМС-сообщение. Это с особой актуальностью поставило вопрос о взаимоотношении общения и коммуникации. Оба явления предполагают обмен информацией, содержание которой может быть одинаковым. Но есть и отличия. При общении субъекты равноправны, активны, обмен информацией приводит к ее изменению, дополнении., уточнению. В итоге происходит формирование новой информации, обладателями которой становятся все участники общения. Коммуникация же предполагает передачу информации одним субъектом другому без обратной связи. Новую информацию получает только принимающий. Примером коммуникации может служить радио и телевидение. 

Интерактивная сторона – это взаимодействие людей в процессе совместной деятельности: на работе, в учебе, при совместном проведении досуга. Она проявляется, когда  нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроения, поведение, убеждения собеседника. В процессе интерактивного общения люди приспосабливаются друг к другу, между ними возникают симпатия и взаимопонимание. Большое значение для успешности интерактивного общения играет соблюдение людьми социальных норм, принятых в обществе.

Перцептивная сторона – это процесс восприятия, понимания и познания  людьми друг друга и установления на этой основе взаимодействия. Оно связано со способностью человека улавливать психическое состояние собеседника, чувствовать его.

 

3. В зависимости от содержания и сферы, в которой оно осуществляется, выделяют несколько форм общения: бытовое, деловое, убеждающее, культурное, научное, ритуальное и др.

       Бытовое (повседневное) общение – это общение между близкими людьми в повседневной бытовой жизни.

Деловое общение осуществляется на работе, в процессе трудовой деятельности.  Оно носит характер приказов, инструкций и имеет цель – достижение положительных результатов трудовой деятельности.  Руководитель – воздействует на подчиненного.

Убеждающее общение проявляется во влиянии одного человека на другого с целью изменить его взгляды и поведение. Убеждающий субъект приводит аргументы: перспективы, угрозы.

Межкультурное общение осуществляется между людьми, разделяющими разные культурные ценности.

       Культурное общение связано с взаимодействием людей в процессе приобщения к культурным ценностям. Это могут быть посещение выставок, театра, кино и т.д.

 Ритуальное общение – это выполнение заранее предписанных правил поведения. Оно играет ведущую роль при совершении религиозных обрядов, соблюдении национальных обычаев, посещении общественных мест и т.д.

Одной из разновидностью ритуального общения является этикет – это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений с окружающими.

     3.В общениискладывается и проявляется такое качество личности, как характер.                   Характер – это совокупность стойких психических свойств личности, которые влияют на ее поведение и мировоззрение.

Характер формируется в течение всей жизни человека и зависит от двух факторов: типа нервной системы человека и среды, в которой живет и развивается личность. В зависимости от того, какая группа является для личности более важной и какие ценности преобладают в ее среде, соответствующие черты характера будут развиваться у человека. Черты характера будут зависеть и от того, какое место он занимает в группе.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Они определяют поведение человека, его непреклонность в достижении поставленных целей.

Выделяют 4 группы черт характера:

1. отношение человека к другим людям (общительность, грубость, чуткость, отзывчивость, замкнутость, черствость);

2. отношение человека к труду, работе (трудолюбие, ответственность, настойчивость, лень, безынициативность);

3. отношение человека к самому себе (чувство собственного достоинства, скромность, гордость, наглость, заносчивость, эгоизм);

4.отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость, неряшливость, небрежность).

           Характер конкретного человека необходимо учитывать как в повседневном общении с ним, так и в процессе взаимодействия на основе профессиональной деятельности.           

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.