Борис Годунов
Борис Годунов
Опера в четырёх актах с прологом;
Жанр - народная драма
Либретто Мусоргского
Литературная основа - одноимённая трагедия А. С. Пушкина и "История государства Российского" Н. М. Карамзина.
Идея- друг Мусоргского, историк Никольский.
Несколько редакций оперы. У самого композитора -2 .Римский-Корсакой -2, Шостакович -1.
Премьера - лишь в 1874 году, на сцене Мариинского театра в Петербурге., благодаря певице Юлии Платоновой, которая избрала эту оперу для своего бенефиса
Действующие лица: Борис Годунов: баритон дети Бориса: Федор, Ксения: меццо-сопрано сопрано Князь Василий Иванович Шуйский: тенор Андрей Щелкалов, думный дьяк: баритон Пимен, летописец-отшельник: бас Самозванец под именем Григория Отрепьева (на воспитании у Пимена): тенор Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы: меццо-сопрано Беглые монахи : Мисаил, Варлаам: бас Шинкарка: меццо-сопрано Юродивый: тенор
| | | ПРОЛОГ
| Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство. Картина 2.Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
| Оркестровое вступление cis-moll. В духе протяжной лирической песни, развитие её в русском стиле (подголосочная полифония).Оркестровое разрастание темы.
Хор "На кого ты нас покидаешь"-смешанный, интонации плача, причитаний.
В середине сцены возникает хоровой речитатив: «Митюх, а Митюх чево орём?». Разговор баб: «Ой, лихонько! Совсем охрипла».
Хор «Слава»: «Уж как на небе солнцу красному слава, слава!». Построен как вариации на неизменную мелодию (глинкинские вариации).
Монолог Бориса: «Скорбит душа!». Декламационная выразительная мелодия. Музыка меняется вслед за текстом. Второй раздел: «О, праведник, о мой отец державный!». Третий раздел – молитвенный характер: «Теперь помолимся…». Четвёртый раздел: «А там сзывать…». Переходит в репризу тема хора «Слава».
|
| Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева. Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
| Монолог Пимена «Ещё одно последнее сказанье" . Лейтмотив -альты, мерное движение мелодии, подражание письму. Вокальная партия напевно –речитативная. Строгая спокойно-величавая. Далее появляется хорального типа вторая тема.
Песня Варлаама: «Как во городе было во Казани.». fis-moll. Фригийский лад, ощущение буйной стихии. Вариации на неизменную мелодию (глинкинские вариации)
|
| (На картины не делится). Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.
| Монолог Бориса: «Достиг я высшей власти.». cis-moll. «В семье своей я…». As-dur. «Тяжка десница грозного судьи…». ces-dur. «И даже сон бежит…». Но ни в семье, ни в государственных делах Борису нет удачи; это — кара за убийство царевича
Сцена с курантами -речитативная.
Уф, тяжело! Дай дух переведу... Я чувствовал, вся кровь мне кинулась в лицо и тяжко опускалась. О совесть лютая, как тяжко
ты караешь!
|
| Честолюбивая полячка, мечтающая занять престол московских царей, хочет пленить Самозванца.
Хитростью и лаской Марина разжигает его любовь.
| Польское действие. Музыка основана на польских танцевальных ритмах полонеза, мазурки и краковяка. Почти вся партия Марины Мнишек пронизана ритмами энергичной мазурки, что вполне соответствует натуре гордой женщины, стремящейся к власти.
В центре "сцена у фонтана"
Дуэт "О царевич умоляю"
| 4
| 1 Картина Площадь у собора Василия Блаженного.Юродивый называет Бориса царем Иродом. 2Картина. Заседание боярской думы; смерть Бориса. Картина 3.Народное восстание под Кромами .
| Песня Юродивого «Месяц едет, котенок плачет» жалобный стон
Хор «Хлеба»- потрясающий по силе трагизма.
Сцена Юродивого с Борисом: «Борис! А Борис! Обидели юродивого…».
Хор «Расходилась, разгулялась» -кульминация картины, полная стихийного, неукротимого разгула.
|
|