|
|||
РМО специалистов ДОУ. Использование технологии проблемного обучения в формировании предпосылок функциональной грамотности дошкольников»
РМО специалистов ДОУ «Использование технологии проблемного обучения в формировании предпосылок функциональной грамотности дошкольников» Подготовил: Инструктор по ФИЗО МДОУ д/с № 6 «Звёздочка» Биктемирова С.Н.
Использование современных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Регулярное их применение в образовательном процессе является одним из условий повышения качества дошкольного образования. Одной из таких технологий является технология проблемного обучения. Цель технологии проблемного обучения в детском саду – это воспитывать способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Основатель проблемного обучения Джон Дьюи, американский философ, психолог и педагог (1859-1952гг.). Он считал, что ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а удовлетворяя свои потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создаёт познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается беседой. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят. Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Существуют четыре уровня проблемности в обучении: 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми. 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод). 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему. 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод) В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ. Что требует от нас ФГОС ДО. Проблемные ситуации решаются с помощью ряда средств: 1. При построении проблемных занятий необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность воспитанников при разрешении учебной проблемы. 2. Планируя занятия, педагог выбирает наиболее эффективное место в процессе обучения. 3. Учебная проблема должна заинтересовать воспитанников своей необычностью, красочностью, эмоциональностью. 4. На занятии педагог должен быть внимательным к эмоциональному состоянию дошкольника при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднения и оказать своевременную помощь. В свою очередь, умения воспитателей управлять процессом разрешения проблемных ситуаций сводятся к следующим: предвидеть возможные проблемы на пути достижения цели в проблемной ситуации; мгновенно переформулировать проблемную ситуацию, облегчая или усложняя ее на основе регулирования количества неизвестных компонентов; выбрать проблемные ситуации в соответствии с ходом мысли решающих проблему; умения непредвзято оценить варианты решений детей, даже в случае несовпадения точек зрения детей и воспитателя. Каждая учебная проблема (Проблемные вопросы, проблемное задание, проблемные задачи) подразумевает противоречие. А противоречие в свою очередь развивает аналитическое, творческое мышление. Итак, опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что применение в образовательной деятельности проблемных ситуаций способствует формированию у дошкольников предпосылок функциональной грамотности.
|
|||
|