Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бехтерева Л.Н.



Бехтерева Л.Н.

 

[ТРОКАЙ]

 

Трофима Кузьмича Борисова – этнографа, фольклориста, лингвиста, журналиста, врача, талантливого ученого, общественного, государственного, партийного деятеля, сыгравшего ключевую роль в создании государственности Удмуртии – по праву можно назвать одним из самых выдающихся сынов удмуртского народа. К сожалению, долгое время его имя находилось в забвении, а полная реабилитация состоялась только в 1989 г.

Между тем многие факты его биографии до сих пор имеют неоднозначные толкования и, безусловно, требуют дальнейшего изучения.

Он родился 18 ноября по старому (1 декабря) по новому стилю 1891 г. в деревне Кизеково Алнашской волости Елабужского уезда Вятской губернии (современный Алнашский район Удмуртии) в большой крестьянской семье. Обучаясь сначала в Кучеряновской трехгодичной начальной земской школе, затем в Алнашском двухклассном училище и Елабужском городском училище, Трофим проявлял незаурядные способности и тягу к наукам. Помноженные на целеустремленность и исключительное трудолюбие, они могли обеспечить ему прекрасное будущее.

Впереди у Трофима будут Казанское техническое училище, учеба в Петербургском императорском университете, куда он поступает в 1912 г. после успешной сдачи экзаменов экстерном в испытательном комитете при управлении Московского учебного округа. Здесь началось его увлечение лингвистикой и этнографией, была написана и опубликована в журнале «Живая старина» (1913. № 22) первая научная статья.

Однако болезнь не позволила Трофиму продолжить образование в Петербурге и после выздоровления он решает продолжить учебу на медицинском факультете Казанского университета. Преодолев серьезные материальные трудности, проявляя при этом стойкость характера и огромное желание получить образование, весной 1917 г. он досрочно завершил университетский курс обучения и получил диплом врача, продолжая при этом реализовывать свой интерес к этнографии, фольклору, лингвистике, собирая материал и проводя исследования по грамматике родного удмуртского языка.

Именно в стенах Казанского университета Трофим Борисов окунулся в студенческое революционное движение, принимал участие в подпольных кружках, проводил агитацию среди студентов, подвергался обыскам. Здесь происходит становление его идейно-политических убеждений, под влиянием удмуртской научной интеллигенции (Ивана Степановича Михеева, Константина Сергеевича Яковлева, Максима Прокопьевича Прокопьева) у него формируется отношение к самому народу и желание помочь ему в просвещении.

Перед отправкой на фронт (продолжалась Первая мировая война) Т.К. Борисов принял участие в работе I съезда малых народностей Поволжья, который проходил в Казани с 15 по 22 мая 1917 г. На заседании удмуртской секции съезда, которой руководил известный удмуртский просветитель и педагог И.С. Михеев, Т.К. Борисов являлся секретарем одного из заседаний и  выступал практически по каждому из рассматриваемых вопросов. Так, после обсуждения общественно-политической и культурной жизни удмуртов, секция приняла предложенную им резолюцию, в которой говорилось: «Для организации удмуртов на местах необходимо открывать отделы Общества мелких народностей Поволжья. Отделы эти сгруппируют вотяков нескольких деревень или даже всей волости. Уставы отделов составляются самими учреждениями мелких народностей Поволжья в Казани».

Центральное место в работе секции занял вопрос об организации народного образования среди удмуртов – введение преподавания в начальных классах на удмуртском языке, распространение среди удмуртов специального и общего (среднего) образования, подготовку учительских кадров для удмуртских школ. Для введения преподавания на удмуртском языке требовалось написать соответствующие учебные пособия. Т.К. Борисову была поручена подготовка курса правописания удмуртского языка.

Данное решение секции следует рассматривать как одну из первых попыток удмуртов использовать возможность для национального самоопределения, представившуюся после Февральской революции 1917 г.

Вскоре после завершения работы съезда Т.К. Борисов был отправлен на Западный (Минский) фронт. Здесь в июне 1917 г. молодой военврач вступил в ряды Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков).

В мае 1918 г. после демобилизации из армии Т.К. Борисов приезжает в уездный центр город Елабугу и в начале июня на съезде Елабужского совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов избирается председателем уездного исполкома советов депутатов, который в сложный послевоенный период занимался решением острого продовольственного вопроса. Энергичный, эрудированный, политически грамотный, он сумел сплотить вокруг себя единомышленников из местной удмуртской интеллигенции. С этого времени Т.К. Борисов становится одной из центральных фигур в процессе национально-государственного строительства удмуртского народа.

Началась подготовка к I Всероссийскому съезду удмуртов, в которой самое деятельное участие принял Т.К. Борисов. Он направлял письма во все уезды четырех губерний России, где компактно проживали удмурты, просил учителей и всех грамотных удмуртов провести перепись, избирать представителей от всех уездов и волостей. Но участвовать на съезде ему не пришлось. В связи с избранием на V Всероссийский съезд советов в конце июня 1918 г. он вынужден был выехать в Москву. На съезде были приняты важные решения об организации Красной Армии и принята первая Советская Конституция. В Москве он несколько дней добивался приема в Народном комиссариате по делам национальностей. Попав к И.В. Сталину, Т.К. Борисов в очередной раз остро поставил вопрос об открытии удмуртских учительских семинарий (в Елабуге и Новом Мултане Малмыжского уезда). Вопрос решился положительно. Еще одним результатом встречи стало создание Удмуртского комиссариата как центра, координирующего и организующего работу среди удмуртов. 

В связи с началом Гражданской войны создается Елабужский уездный ревком, которым руководил Т.К. Борисов. 31 октября 1918 г. в Елабуге вышел первый номер газеты «Гудыри» на удмуртском языке. Ее основателем и первым редактором стал Т.К. Борисов. Цель издания: просвещать удмуртский народ на родном языке.

4 декабря 1918 г. на уездном съезде советов Т.К. Борисов был избран членом Елабужского уездного исполкома и заведующим уездным отделом народного образования. Благодаря его усилиям была организована Елабужская вотская учительская семинария.

После завершения Гражданской войны не территории Удмуртии была продолжена работа по реализации права удмуртского народа на самоопределение. С 25 по 29 сентября 1919 г. в Сарапуле по инициативе Т.К. Борисова созывается III Всероссийский съезд удмуртов, собравший 102 делегата от Вятской, Казанской, Уфимской, Пермской и Самарской губерний.

Съезд обсудил текущий момент, доклады с мест и проблемы народного образования; рассмотрел военный, продовольственный и организационный вопросы. Т.К. Борисов, руководивший и работой удмуртской секции отдела национальностей уисполкома, на съезде выступил с докладом по организационному вопросу, решение по которому – о создании Центрального комиссариата по делам удмуртов в Сарапуле – и сделало съезд исторически значимым. В обязанности нового органа должна была входить координация работы всех удмуртских секций при губернских и уездных исполкомах Советов. В состав Удмуртского комиссариата съезд избрал Т.К. Борисова – комиссаром, В.А. Максимова, П.А. Стрелкова, Г.Н. Гусева, П.М. Бурбурова. В Москве, куда Т.К. Борисов и Г.Н. Гусев прибыли для утверждения результатов съезда, произошла их встреча с И.А. Наговицыным. В это время он являлся секретарем и заведующим земельной, продовольственной и кооперативной секциями Центральной школы советской и партийной работы. На предложение возглавить Удмуртский комиссариат И.А. Наговицын дал согласие. В ЦК РКП(б) его кандидатуру одобрили и утвердили комиссаром по делам удмуртов.

Началась кропотливая деятельность по подготовке условий для создания государственной автономии: собирание и обучение кадров, налаживание системы агитационно-пропагандистской работы на удмуртском языке, совершенствование работы удмуртских секций при органах советской власти на местах, издание литературы. Если в 1919 г. вышло в свет 18 книг на удмуртском языке, то в 1920 г. уже 40 (для сравнения: в 1922 г. издано 4 книги, и только с 1930 г. удмуртских книг по названиям стало издаваться больше, чем в 1920 г.). Редакция «Гудыри» в 1920 г. переезжает из Елабуги в Сарапул. Большое значение имела открытая в феврале 1920 г. партийная школа в Сарапуле. Только за год она подготовила 160 пропагандистов (из них 88 удмуртов).

Определенной вехой в биографии Т.К. Борисова стала Первая Всероссийская конференция коммунистов-удмуртов, состоявшаяся 6–11 июня 1920 г. Именно на ней был поставлен вопрос о самоопределении удмуртского народа.

Сам Т.К. Борисов в статье «За пять лет революции среди вотяков», опубликованной в 1922 г. в сборнике «К пятой годовщине пролетарской революции в Прикамье», писал: «В июне месяце 1920 года Вотским комиссариатом была организована 1-я Всевотская конференция коммунистов. Боевым вопросом этой конференции был вопрос об образовании Вотской Автономной Республики. Принципиально из участников конференции никто не возражал против образования административной вотской единицы. Споры касались формы этой единицы: Республика, Область или Трудовая Коммуна? Затем одна сторона этой конференции настаивала на немедленном ходатайстве перед центром об автономии, другая сторона добивалась только принципиального постановления. В общем вопрос был решен положительно и Вотскому Комиссариату и Вотскому бюро при ЦКРКП, которое было выдвинуто на этой конференции и в дальнейшем утверждено ЦКРКП, было поручено дальнейшее дело организации автономной единицы».

Однакорукописейматериалов этой конференции до сих пор не обнаружено, а в опубликованных отдельной книгой протоколах конференции этот вопрос никак не отражен. Даже в повестке конференции.

Каким образом это получилось и главное – почему? – до сих пор остается загадкой.

Далее по инициативе и активном участии Т.К. Борисова состоялись I Всероссийский съезд работников просвещения и социалистической культуры удмуртов (15–21 июня 1920 г.), I Всероссийская конференция женщин-удмурток (26–29 декабря 1920 г.), I Всероссийская конференция удмуртской рабоче-крестьянской молодежи (5–8 января 1921 г.).

После принятия 4 ноября 1920 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Советом Народных Комиссаров РСФСР декрета об образовании Вотской автономной области начался процесс территориального оформления границ нового административного образования.

5 января 1921 г. декретом ВЦИК был определен территориально-административный состав Вотской автономной области. Этим же декретом верховным органом власти в области до созыва учредительного съезда Советов определялся назначаемый революционный комитет (ревком), который был вскоре создан. В его состав (И.А. Наговицын (председатель)) вошел и Т.К. Борисов.

Процесс становления ВАО проходил на фоне послевоенной разрухи и сопровождался острой внутрипартийной борьбой. Программа развития автономии разными группами внутри областной партийной организации трактовалась по-разному. Коммунисты-удмурты во главе с Т.К. Борисовым делали акцент на развитие самостоятельной удмуртской культуры и удмуртского самосознания. Такая трактовка автономии предусматривала становление удмуртского народа как политического субъекта в плюралистическом социалистическом обществе. Однако существовали другие позиции.

Показательны в этом смысле III областная партийная конференция и II съезд Советов ВАО, проходившие в декабре 1921 г. Оказалось, что, несмотря на решения X съезд РКП(б), в Удмуртии национальная работа обкомом игнорировалась. По этому поводу между Т.К. Борисовым, на тот момент членом облисполкома и руководителем областного отдела народного образования, и ответственным секретарем обкома В.К. Фоминым на конференции произошел спор. Если первый предлагал преодолеть недооценку национальных особенностей в партийной и советской работе, в частности, установить за правило, чтобы в уездных комитетах партии удмурты составляли большинство, а при упорном нежелании этого со стороны должностных лиц – переводить их на работу в другие губернии, то последний считал, что «необходимо рассматривать каждого гражданина ВАО с точки зрения его преданности соввласти и приносимой им пользы для революции, а не с точки зрения наций. Эта мера должна быть проведена при всяких назначениях, выборах в Советы и комитеты». Большинство членов конференции поддержало Фомина. И.А. Наговицын также высказался в его поддержку: «В наших Советах не должно быть подразделения на удмуртов и русских, в них должны быть коммунисты. Сторонники течения Борисова – плохие коммунисты. Они не могут выполнить своих задач с мелкобуржуазными взглядами». В результате в резолюции конференции «О националистическом уклоне в рядах Вотской организации РКП(б)» тезисы Борисова были квалифицированы как наиболее законченное, оформленное выражение националистических, мелкобуржуазных устремлений.

Другой факт из биографии Т.К. Борисова. 27 февраля 1923 г., в день празднования второй годовщины Вотской автономной области, в статье «Национальный вопрос и вотяки» он констатировал постепенное выполнение политических задач по национальному вопросу. Но до безоблачного состояния в этой сфере было далеко. На V областной партийной конференции в марте 1923 г. на основного инициатора процессов удмуртской эмансипации организуется новая атака, в результате которой большинством голосов делегатов конференции Т.К. Борисов исключается из партии. Его «последнее слово» стоит привести подробно: «Я предвидел этот конфликт, потому просил ЦК РКП(б) командировать меня в другую область или губернию. Обвинять меня в карьеристских происках нельзя, так как будучи избранным комиссаром по делам удмуртов я по собственному желанию передал эту должность И.А. Наговицыну, считая его более знающим, опытным и способным товарищем. В дальнейшей работе я всегда вперед выдвигал Наговицына. Все вопросы, касающиеся жизни удмуртской национальности, принадлежат моей инициативе ... Моя тактика была всегда открыта. Всю удмуртскую работу целиком возлагали на меня и за мое желание поднять и усилить эту работу мне предъявляют обвинение, предполагающее исключение из партии ... Никакой вины я за собой не нахожу и в случае наказания вынужден буду потребовать материалы и обратиться в ЦК РКП(б)».

Центральная контрольная комиссия восстановила Т.К. Борисова в партии и рекомендовала ЦК РКП(б) перевести его из Вотской области. Эта рекомендация была выполнена. Т.К. Борисов был направлен в Калмыцкую автономную область, где работал на должности ответственного секретаря обкома партии почти два года.

В августе 1924 и январе 1925 гг. бюро обкома партии обратилось в ЦК РКП(б) с просьбой откомандировать Т.К. Борисова на работу с удмуртским населением. ЦК согласился и в марте 1925 г. по рекомендации обкома партии на VI съезде Советов он был избран заместителем председателя облисполкома и председателем областной плановой комиссии. На этом же съезде его кандидатура рекомендована в состав ЦИК СССР и Совета национальностей от ВАО. А в августе 1925 г. в связи с переездом И.А. Наговицына в Москву в распоряжение ЦК РКП(б), Т.К. Борисов был избран председателем областного исполкома.

Газета «Гудыри» извещала своих читателей: «Наш Трокай вернулся!». Все свои силы, умения, знания и опыт Т.К. Борисов направил на подъем экономики, культуры. Именно в этот период, занимая такой ответственный пост и испытывая колоссальные нагрузки, он обратился к работе над словарем, который был так необходим для освоения удмуртами грамоты, который, как считал сам Борисов, поможет развитию всей национальной культуры.

В феврале 1926 г. Т. К. Борисов в своих статьях в газетах «Гудыри» и «Ижевская правда» и в речи на VII областном съезде Советов, приуроченным к пятой годовщине создания автономной области, обратился к истории ее образования, охарактеризовал развитие хозяйства и сформулировал цель: поднять культурный уровень удмуртского народа на один уровень с русским народом. Съезд избрал новый состав облисполкома из 45 членов (25 удмуртов, 18 русских, 2 татарина) во главе с Т.К. Борисовым. Несколько делегатов выступали на удмуртском языке, на нем же был сделан доклад областного земельного управления.

10 января 1927 г. председатель облисполкома Т.К. Борисов провел заседание комиссии по реализации удмуртского языка, где еще раз рассматривался проект постановления об установлении правил удмуртского правописания. В газете «Ижевская правда» вскоре появилась его статья «Вотяки – не вырождающийся, а возрождающийся народ».

Высоко профессиональный, эрудированный, энергичный, активный, решительный, бескомпромиссный и принципиальный, Т.К. Борисов, безусловно, имел недоброжелателей. И то, что происходило, начиная с конца 1927 г., можно охарактеризовать одним словом – трагедия.

Судебный процесс по ложному обвинению, работа в Коми автономной области, затем снова арест (уже по делу «СОФИН»), череда лагерных заключений и безвременная кончина 4 июня 1943 г. в Актюбинском лагере НКВД.

Так безвременно и драматично закончился жизненный путь Т.К. Борисова. Складывавшаяся авторитарная система отторгала инакомыслие и альтернативность. Постепенно такая трактовка автономии, когда «не нужно создавать особую вотскую культуру… а только шире развить идеи коммунизма на родном языке» сводила идею национального самоопределения к масштабу национально-культурной автономии. Что отчетливо проявилось в последующий период развития и утвердилось в общественно-политической практике тоталитарного государства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.