Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Плавали по Волге пароходы



  Плавали по Волге пароходы

Во время войны устано­вили порядок: пароход проходит под волжским мостом в Улья­новске, на палубе ни души из пассажиров.

Во время очередного рейса "Горьковской коммуны" повар Раиса Зайченко заметила на па­лубе мужчину. Тот, тщательно маскируясь, пытается фотогра­фировать мост.

Доложила кому следует.

Оказалось, предотвратила пре­ступление свозможными страш­ными последствиями.

 

* * *

Что она участник войны, Раи­са Михайловна Варшавская уз­нала случайно. В начале 1990-х многие собирали справки о ра­боте в тылу в военные годы. Дети военных лет за счет тыловых уве­личивали трудовой стаж.

Раиса Михайловна тоже обра­тилась в Новоульяновский гор­совет. Предъявила документы.

- Вы к тыловикам не подхо­дите.

Через работников военного стола связались с военкоматом. Там вникли и пришли к выводу:

- Ты не в тылу в войну была, а вольнонаемной в действующей армии.

Послали запросы. Все подтвер­дилось.

 

* * *

Шиловка — родовое гнездо Раи­сы Михайловны. В их семье все речники: отец, братья. Сама в дет­стве Волгу снизу доверху изучила. Брат Александр без oкoнчания речного техникума, самоучкой, следуя семейной традиции, достиг вер­шин капитанского мостика. Вмес­те с Ратой (так он звал сестру) азбуку Морзе изучал.

 

* * *

Мужа своего (первого) Ивана Дмитриевича Зайченко Раиса на действительную службу прово­дила в 1939 г.

Дочка Галя так и не назвала родного отца папой. Когда он уходил, она совсем крохотной была.

За участие в войне с Финлян­дией Иван Зайченко был уже награжден. Весной 1941 напи­сал жене о предстоящем отпус­ке.

Известие о войне Раиса встре­тила на "Горьковской комму­не". На столы накрывала в сто­ловой. Графин уронила от нео­жиданной страшной вести. Ста­ло ясно: встреча с мужем откла­дывается на неопределенный срок.

Потом письма перестали при­ходить. Видимо, попал Иван в самое пекло. Служил он в Лат­вийской ССР. А группа армии "Север" захватила Прибалтику в первые месяцы войны.

Подала Раиса во всесоюзный розыск. Писала везде всю войну. До самого М. И. Калинина, все­союзного старосты дошла. Вой­на кончалась, а мужа — ни в живых, ни в мертвых.

Надежды не оставалось. За­казала отпевание Ивана в церк­ви. А он вскоре приснился:

- Стоит в углу мой настырный хохол. Вся грудь в орденах и медалях. Улыбается и говорит: "Это хорошо, Раиса, что ты от­пела меня. И вот я живой".

Снова появилась надежда. В последнюю военную зиму, пос­ле очередных навигационных рейдов по Волге, вызвали Раису в Шиловский сельский Совет и сообщили о гибели мужа. Потом в Сенгилее выдали копию удос­товерения о смерти. Так Раиса Михайловна стала вдовой.

В течение шести лет с 1940 по 1946 годы Рая Зайченко, оставив маленькую дочку на попечение родителей в Шиловке. в навига­цию исправно несла службу на волжских пароходах официан­том первого класса, поваром II категории, даже исполняла обя­занности директора ресторана. А когда пароход "Горьковская коммуна" стал плавающим гос­питалем, то становилась по нуж­де и сестрой милосердия.

Знали: на Раису Зайченко всегда можно положиться.

Опекала детей, эвакуирован­ных из Ленинграда. Была необходимой и уважаемой для раненых бойцов и офицеров. Несколько раз попадала под бомбежки. Имела ранение осколком снаряда. Но военной формы не носила, не стреляла. Поэтому не считала никогда себя участником войны.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.