Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технические этапы и специальные задания (Нумерация принята по Правилам туристских соревнований (раздел Пешеходный туризм).)



Технические этапы и специальные задания (Нумерация принята по Правилам туристских соревнований (раздел "Пешеходный туризм").)

I. Технически сложные
1. Навесная переправа (с возможной транспортировкой "пострадавшего")
2. Движение по скальному участку
3. Переправа через реку, овраг по бревну
4. Переправа через реку вброд с использованием перил
5. Переправа по веревке с перилами

ІІ. Технически простые
6. Переправа на плавсредствах
7. Подъем по склону (в том числе по перилам)
8. Спуск по склону (в том числе спортивным способом)
9. Траверс склона (в том числе с альпенштоком)
10. Транспортировка "пострадавшего" (по слабо пересеченной местности)
11. Переправа через реку вброд
12. Преодоление канавы, ручья, рва с использованием подвешенной веревки (маятником)
13. Преодоление канавы, ручья, рва с помощью шеста
14. Движение по жердям
15. Движение по кочкам
17. Преодоление чащи, завала
20. Туристское ориентирование

III. Без физической нагрузки (технические задания)
16. Вязка узлов
18. Оказание доврачебной помощи
19. Зачет по топографии

IV. Начальные туристские навыки
21. Установка палатки
22. Разжигание костра
23. Укладка рюкзака

Приведенная классификация этапов по группам сделана ориентировочно, так как только конкретные условия прохождения каждого этапа могут позволить объективно оценить его действительную сложность. Например, переправа по бревну может включать укладку бревна или заключаться в беге по заранее уложенному толстому бревну, а навесная переправа может состоять из заброса веревки, переправы первого участника и нового устройства переправы или из движения по переправе, оборудованной судьями, и т. д.

Прежде чем перейти к описанию отдельных дистанций, приведем общие принципы их установки, которые должны соблюдать в своей работе начальники дистанций.

1. Этапы по возможности следует располагать на естественных препятствиях: над оврагом - бревно, на болоте - кочки и движение по жердям, над рекой - навесную переправу и т. д.
2. Наиболее технически сложные этапы (навесная переправа, скальный участок) желательно располагать в начале дистанции, так как они в значительной мере регулируют стартовый интервал и на них можно, введя контрольное время, разделить команды на группы. Кроме того, подобное расположение повышает зрелищность дистанции.
3. На технически сложных этапах (при количестве команд более 15) следует наметить два параллельных равноценных маршрута движения, а в отдельных случаях иметь и третий, запасной, маршрут. Например, на навесной переправе может возникнуть необходимость подтянуть веревки. Даже при небольшом количестве команд (менее 15) на этапах, где долговременная надежная работа оборудования вызывает сомнение, нужно готовить запасной вариант.
4. Применение отсечек времени, когда две команды и более собираются у одного этапа, показывает, что при оборудовании дистанции или определении разрыва между стартами команд допущены ошибки.
5. При недостатке времени может быть предусмотрено прохождение отдельных технически сложных этапов неполным составом команды.
6. Введение редко расположенных пунктов сбора команд (чаще всего по требованиям безопасности, но иногда и по условиям загрузки дистанции) позволит сильным командам применять интересные технические и тактические приемы.
7. Старт нужно совмещать с финишем, стремясь, чтобы с этого места была видна большая часть дистанции полосы препятствий.
8. При установке дистанции все этапы должны быть четко отгорожены, выделены проходы и места для зрителей и корреспондентов.
9. Брод нужно располагать в конце дистанции, чтобы участники не бежали дистанцию в мокрой обуви.
10. Дистанция должна быть зрелищной.
11. При наличии реки большинство этапов желательно располагать на одном берегу, что упростит организацию судейства.

Нарушение этих принципов, как правило, приводит к недоразумениям. Например, в первом походе-кроссе, который проводился на I Всесоюзном слете пешеходных туристов, отсутствие параллельных ниток маршрута и расположение навесной переправы в конце дистанции привело к затяжке соревнований, и последние команды переправлялись при свете фар автомашин. На IV Всесоюзном слете в самом начале полосы препятствий в широкой пойме реки, чтобы выйти к этапу "укладка бревна", нужно было перейти протоку по переброшенному через нее очень тонкому бревну. Не менее 25 % участников вынуждены были преодолевать этот участок вброд и дальше бежали с мокрыми ногами (штрафов не было). Заметим, что специальный этап "брод" был поставлен в конце дистанции. Подобных примеров можно привести немало, что лишний раз свидетельствует о необходимости разработки системы подготовки начальников дистанции.

Для постановки интересной дистанции следует подобрать местность с разнообразным рельефом - река с крутыми берегами, скальные выходы, покрытые лесом холмы, овраги, заболоченные участки. Однако и при отсутствии пересеченного рельефа, в равнинной зоне нашей страны, можно использовать для устройства навесной переправы отдельно стоящие деревья, а вместо скального участка - каменоломни, карьеры, старые постройки и даже деревья.

При использовании совместно-отборочной формы соревнований может ставиться один маршрут дистанции, на котором для команд группы Б добавляется несколько этапов (при наличии дополнительных судей) либо, что проще, команды группы Б не проходят ряд технически сложных этапов (укладка бревна, скальный участок и т. п.) или проходят их в упрощенном варианте. На грамотно поставленной дистанции с параллельными маршрутами движения на сложных участках в день можно пропустить до 30 команд на дистанциях III и IV класса и 40- 50 - на дистанции I-II класса.

Рекомендуя изложенные выше общие принципы установки дистанций, нужно заметить, что некоторые из них не всегда бывают осуществимы. Так, требование определенной последовательности расположения этапов (навесная переправа и скальный участок - в начале дистанции) может оказаться невыполнимым на данном рельефе.

Поход-кросс. Дистанция похода-кросса по существу является участком пешеходного маршрута соответствующей категории сложности, на котором сконцентрированы препятствия, характерные для данной категории. Например, дистанция IV класса содержит этапы, соответствующие походам IV-V категории сложности.

Дистанцию туристы проходят с контрольным грузом, самостоятельно преодолевая заранее намеченные естественные препятствия и ориентируясь на местности по карте подчас в сложных условиях. Поход-кросс - наилучшая форма проверки тактической и технической готовности групп к походу. Чтобы избежать гонки с рюкзаками на такой длинной дистанции, вводятся пункты контроля времени.

Термин "поход-кросс" стал широко известен в 1976 г. на I Всероссийском слете туристов. Иногда поход-кросс называют "ралли" (по типу соревнований автомобилистов, в которых движение проводится четко по графику). В Прибалтийских республиках получил распространение термин "соревнования по туристскому ралли" и даже разработаны Правила (Рига, 1985 г.).

Дистанция похода-кросса разбивается на 3-4 участка, отделенных друг от друга пунктами контроля времени (ПКВ). На каждый участок вводится оптимальное время (0В). Длина дистанции и количество этапов приведены в табл. 1. Время прохождения правильно поставленной дистанции колеблется от 2 до 4 ч. Определяется оно из учета преодоления дистанции с грузом быстрым шагом и технически правильного выполнения приемов. Превышение ОВ штрафуется из расчета 1 балл на каждые 30 с. В случае опережения графика движения команда на ПКВ дожидается срока ОВ. Вместе с тем необходимо вводить и контрольное время (KB) на прохождение участков и дистанции в целом. Команда, превысившая KB, снимается. Как правило, KB назначают в 1,5 раза больше 0В, т. е. КВ=1,5ХОВ. Этого времени вполне достаточно, чтобы убедиться, соответствует ли тактический, технический и физический уровень подготовки команды данной дистанции.

Дистанция похода-кросса разыгрывается в течение одного дня для большого количества команд, достигающего иногда 25-30. Чтобы уложиться в светлое время, старт дают строго по графику через 10-20 мин, в зависимости от количества команд, протяженности дистанции и наличия параллельных ниток маршрутов на сложных участках. Однако и в этом случае жребий может так расставить сильные и слабые команды, что на технически сложных участках будет скапливаться по нескольку команд, появятся отсечки времени и условия выступления команд не будут одинаковыми. На IV слете пешеходных туристов с целью разгрузки дистанции было дополнительно введено понятие "предельное время" (ПВ), на 10 мин (стартовый интервал) превышавшее оптимальное на каждом участке. Если команда не укладывалась в ПВ, ее снимали с прохождения следующего технического препятствия. Таким способом были ликвидированы отсечки времени.

На технически сложные этапы, такие, как навесная переправа, скальный участок, кроме ПВ может вводиться свое контрольное время. Разбивая дистанцию на 3-4 участка пунктами контроля времени, мы получаем возможность сконцентрировать в этих местах этапы и соответственно судей. Желательно, чтобы помимо технически сложных этапов вблизи ПКВ располагались этапы без физической нагрузки (вязка узлов, топография, медицина), где команды могут отдохнуть. К этим местам желательно иметь относительно простой доступ и даже подъезд, чтобы удобнее было разводить судей, завозить пищу и в случае травмы эвакуировать пострадавшего. Пример Условий проведения соревнований на дистанции похода-кросса см. приложение 2.

Победитель соревнований на дистанции похода-кросса среди команд, прошедших все этапы и уложившихся в контрольное время, определяется по наименьшей сумме штрафов, полученных за ошибки (нарушения) и превышение оптимального времени. Сильные команды, как правило, укладываются в оптимальное время прохождения (при правильном его назначении).

Далее места распределяются по принципу: сначала среди команд, не прошедших (снятых) один этап, затем - не прошедших два и т. д. С целью более справедливого распределения мест среди команд, не прошедших один этап, они разделяются снова на группы, в зависимости от сложности непройденного этапа. Выше располагаются команды, не прошедшие более простой этап, а ниже - не прошедшие более сложный.

Последовательность номеров по возрастанию технической сложности заранее оговаривается в Условиях проведения соревнований. Места среди команд, не прошедших два этапа и более, распределяют, суммируя номера технической сложности этапов - для разделения команд на группы.

У команды, снятой с какого-либо этапа, аннулируются полученные на этом этапе штрафы, но начисляется штраф 10 баллов за каждого участника, не успевшего завершить этап. Это положение устраняет ранее существовавший в Правилах парадокс: команда, до последней секунды боровшаяся за возможность уложиться в контрольное время при прохождении этапа и набравшая какое-то количество штрафов, оказывалась в худшем положении, чем команда, заранее решившая не тратить силы на прохождение сложного для нее этапа и лишь обозначившая попытку прохождения.

При объяснении участникам дистанции похода-кросса и в выданной картосхеме должны быть указаны направления аварийного выхода в случае потери ориентировки или травмы. Как правило, это выход к дороге или к реке, выводящей к старту-финишу или ближайшему населенному пункту.

На рис. 1 приведена дистанция похода-кросса. На одной и той же дистанции могут быть проложены два маршрута - для команд группы А и группы Б. На рисунке показано условное размещение почти всех возможных этапов. При установке дистанции количество, сложность этапов и суммарная протяженность должны быть приняты в соответствии с классом сложности.


Рис. 1. Дистанция похода-кросса (9 км, общее время 3 ч 30 мин, суммарный перепад высот 500 м)

1 - навесная переправа; 2М - доврачебная помощь; 3 - транспортировка "пострадавшего"; 4 - подъем по склону; 5 - траверс склона; 6 - движение по азимуту; 7Т - зачет по топографии; 8 - переправа с укладкой бревна; 9 - спуск по склону; 10 - маркированный маршрут; 11 - спуск по скальному участку; 12 - траверс склона; 13У - вязка узлов; 14 - спуск по склону; 15 - переправа вброд

Полоса препятствий. Этот самый старый вид дистанции в соревнованиях туристов, зрелищный, динамичный, не только позволяет проверить техническую и тактическую подготовку команд, но и является средством пропаганды туризма. Дистанция может быть размечена в любом месте - на поляне, в парке, на пляже. В табл. 1 приведены количество этапов и протяженность дистанции в зависимости от класса соревнований. Время прохождения правильно поставленной дистанции от 15 до 60 мин. Часто дистанция преодолевается командой без контрольного груза. На прохождение всей дистанции и отдельных технически сложных этапов (переправа, скальный участок, укладка бревна) целесообразно вводить контрольное время. В полосу препятствий не рекомендуется вводить этапы вязки узлов, топографии, доврачебной помощи, ориентирования, более характерные для похода-кросса. Если же поход-кросс не проводится, то они могут выполняться в виде специальных заданий.


Рис. 2. Дистанция полосы препятствий на местности с разнообразным рельефом (800 м, общее время 1 ч, суммарный перепад высот 100 м)

1 - движение по жердям; 2 - переправа с укладкой бревна; 3 - вязка носилок; 4-5 - транспортировка "пострадавшего" по навесной переправе; 6 - подъем по склону; 7 - траверс склона; 8 - спуск по склону; 9 - кочки; 10 - спуск по скальному участку; 11 - подъем по скальному участку; 12 - переправа вброд с перилами; 13 - транспортировка "пострадавшего"; 14 - переправа вброд. Команды, не уложившиеся в KB, минуют этапы 10 и 11.

Важный элемент соревнований на дистанциях полосы препятствий III-IV класса - заявка по тактике. Ее целесообразно вводить на технически сложные этапы (навесная переправа, скальный участок, спасработы). Заявка ставит команды в равные условия независимо от жеребьевки и способствует развитию тактического мышления, столь необходимого туристам. Более подробно примеры заявок по тактике мы рассмотрим в главе "Комплектование и подготовка команд". Заявка составляется по заранее оговоренной форме в течение 1-2 ч после показа дистанции капитанам команд и тренерам.

Общие принципы построения дистанции остаются для полосы препятствий неизменными. На рис. 2 приведена, дистанция на местности с разнообразным рельефом, с 14 этапами, количество которых может быть уменьшено для дистанций более низкого класса. К сожалению, во многих районах нашей страны отсутствуют пересеченная местность, скальные выходы, но и в этом случае можно поставить интересную дистанцию, используя деревья, карьеры, искусственные сооружения. На Всесоюзном слете пешеходных туристов в Белоруссии дистанция была поставлена с использованием железобетонных и стальных сооружений лыжного стадиона. Пример постановки дистанции на равнинной местности приведен на рис. 3.


Рис. 3. Дистанция полосы препятствий на равнинной местности (1 км, общее время 1 ч, перепад высот 40 м)

1 - движение по жердям; 2 - подъем на стременах; 3 - навесная переправа; 4 - спуск (дюльфер); 5 - туристское ориентирование; 6 - спуск по склону; - переправа по веревке с перилами; 8 - подъем по склону; 9 - преодоление чащи; 10 - переправа по бревну; 11 - переправа вброд; 12 - кочки; 13 - транспортировка "пострадавшего"; 14 - установка палатки

В отличие от похода-кросса полоса препятствий преодолевается бегом. Для команд, прошедших все этапы, результат определяется как сумма времени преодоления дистанции, переведенного в баллы, и штрафов за ошибки, нарушения, затем идут результаты команд, не прошедших один этап, потом - не прошедших два этапа и т. д. Этапы заранее классифицируются по сложности, команды, не прошедшие этапы, штрафуются так же, как на дистанции похода-кросса.

Специальные задания, которые применяются на соревнованиях II-IV класса сложности, могут состоять из любых этапов. Чаще всего используются технические задания (вязка узлов, топография, оказание доврачебной помощи) и технически сложные этапы (навесная переправа, скальный участок, транспортировка "пострадавшего"). Интересные задания получаются из комбинированных этапов. Например, транспортировка "пострадавшего" по скальному участку или переправа "пострадавшего" на носилках через реку, правда, в этом случае нужно вместо человека транспортировать чурку.

В заключение приведем ориентировочные рекомендации по установке этапов на дистанции в зависимости от класса сложности и вида соревнований. Этапы выбираются из перечисленных в табл. 2 и 3 с сохранением нумерации, принятой в Правилах.

Таблица 2.

Этапы на дистанциях I и II класса

Номер этапа Наименование Поход-кросс Полоса препятствий
Навесная переправа, оборудованная судьями + +
Переправа через овраг по бревну + +
Подъем по склону + +
Спуск по склону + +
Траверс склона + +
Транспортировка «пострадавшего» + +
Переправа через реку вброд + +
Движение по жердям + +
Движение по кочкам + +
Преодоление завала + +
Вязка узлов + -
Оказание доврачебной помощи + -
Зачет по топографии + -
Туристское ориентирование + -
Установка палатки - +
Укладка рюкзака - +

Таблица 3.

Этапы на дистанциях III и IV класса

Номер этапа Наименование Поход-кросс Полоса препятствий
1* Навесная переправа, устанавливаемая командой и снимаемая с другого берега + +
2* Движение по скальному участку + +
3* Переправа через овраг, ручей по бревну (в том числе с его укладкой) + +
4* Переправа через реку вброд с использованием перил + +
Подъем, по склону (в том числе по перилам) + +
Спуск по склону (в том числе спортивным способом) + +
Траверс склона (в том числе с альпенштоком) + +
10* Транспортировка «пострадавшего» + +
Движение по жердям + +
Движение по кочкам + +
Вязка узлов + -
Оказание доврачебной помощи + -
Зачет по топографии + -
Туристское ориентирование +  

Примечание. Звездочкой обозначены технически сложные этапы, определяющие класс дистанции.

В этих таблицах этапы, несмотря на одно название, могут принципиально отличаться друг от друга. Например, транспортировка "пострадавшего" на дистанциях I и II класса производится на носилках по относительно ровной местности, тогда как на дистанциях III-IV класса она может осуществляться по навесной переправе или на спуске (подъеме) по скальному участку.

Этапы на дистанции могут повторяться, особенно такие, как подъем и спуск по склону.

Туристское ориентирование может состоять из нескольких этапов, например, из движения без карты по "легенде", движения в заданном направлении по карте с прохождением через КП, ориентирования по выбору, движения по заданному азимуту и карте.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.