Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обособление вводных слов и вводных предложений



 

1. Прочитайте начало повести Тода Штрассера «Волна».

 

Лори Сондерс, ученица выпускного класса школы «Гордон Хай», сидела в редакции школьной газеты «Листок Гордон Хай» и в задумчивости грызла шариковую ручку. Лори почти всегда улыбалась. Расстроившись же, она грызла ручки. За последнее время она съела их порядочно. В сущности, в портфеле у нее не осталось ни одной нетронутой ручки, ни одного целого карандаша. Зато так ей совсем не хотелось курить.

Лори окинула взглядом небольшой кабинет, тесно уставленный столами с пишущими машинками. Сейчас тут должны были быть корреспонденты, в поте лица строчащие статьи, художники и верстальщики, доделывающие макет. Но кроме Лори никого не было, потому что на дворе стояла прекрасная погода.

 

2. Вспомните, какие синтаксические компоненты осложняют предложение. Заполните пустые ячейки таблицы.

 

Синтаксические компоненты, осложняющие предложение

Являются членами предложения

Не являются членами предложения

  обособленные обороты   вводные конструкции
       

 

3. Какие обороты мы называем обособленными? Найдите все синтаксические компоненты, осложняющие предложение, в фрагменте повести Т. Штрассера.

4. Перед вами группы вводных конструкций по выполняемой ими функции (из учебника А.Д. Шмелева).

 

Функция Вводные конструкции
1. Выражать уверенность или неуверенность разумеется, оказывается, конечно, очевидно, правда, бесспорно, несомненно, безусловно, действительно, видно (наверно), возможно, вероятно, пожалуй, может быть, должно быть, кажется
2. Давать эмоциональную оценку к счастью, на наше счастье, к удивлению, к сожалению, к моему великому огорчению, ладно (ещё), спасибо
3. Указывать источник сообщения по-моему, по-твоему, по мнению (кого-либо), по его словам, по сообщению, говорят
4. Устанавливать контакт с собеседником представьте себе, подумать только, поверите ли, видите ли, понимаете, слушаете, знаешь
5. Оценивать степень обычности ситуации как всегда, по обыкновению. Как обычно, как водится, как правило, случалось, бывает
6. Обозначить: перечень; противопоставление; вывод, итог; добавления, примеры во-первых, во-вторых, наконец; напротив, однако, с одной стороны; следовательно, таким образом, итак; кстати, между прочим, правда, впрочем, например

5. Сравните эти группы с теми, которые выделяются в «Теории» В.В. Бабайцевой (параграф 199). Найдите сходства и различия. Подготовьте устный сравнительный анализ. Какие вводные конструкции вы употребите в своей речи?

6. Какая классификация вам больше нравится? Подготовьте обоснованный ответ, употребите в нем уместные вводные конструкции.

7. К какой группе следует отнести вводную конструкцию «в сущности»?

8. На портале «Грамота.ру» рассказывается о том, как отличить вводные слова от омонимичных членов предложения.

Обособление вводных слов и вводных предложений

Глаголы, имена и наречия в предложении могут выступать в функции вводных слов, которые так или иначе – грамматически, лексически, интонационно – выражают отношение говорящего к тому, о чем он сообщает.

Сравните два предложения:

Этот вопрос, казалось, затруднил гостя.

Лицо его казалось спокойным.

И в том и в другом примере употребляется слово казалось, но только во втором случае это слово входит в состав членов предложения: там оно является частью составного именного сказуемого.

В первом же примере слово казалось служит лишь для выражения отношения говорящего к тому, о чем он сообщает. Такие слова называются вводными; они не являются членами предложения и могут легко быть пропущены, например: Этот вопрос... затруднил гостя. Обратите внимание, что во втором предложении пропустить слово казалось невозможно.

Сравните еще несколько примеров в таблице:

Захватите с собой, кстати, наши книги. Фраза эта, между прочим, напомнила мне одну старую шутку. Эти слова сказаны кстати. Эта фраза была сказана между прочим.
Слова, выделенные запятыми, можно удалить из предложения, не разрушив его смысла. К слову КСТАТИ из первого предложения можно задать вопрос КАК? К словосочетанию МЕЖДУ ПРОЧИМ можно поставить вопрос КОГДА?

Многие слова могут быть использованы в качестве вводных. Но есть группа слов, которые никогда вводными не бывают. Прочитайте два предложения:

В этом году, очевидно, будет хороший урожай;
В этом году непременно будет хороший урожай.

В первом предложении использовано слово очевидно, во втором – непременно. Хотя эти слова по значению очень близки, выделяется запятыми и является вводным только слово из первого предложения. Слова, представленные ниже, необходимо запомнить: они очень похожи на вводные, но ими не являются и запятыми не выделяются:

АВОСЬ, БУДТО, ВДРУГ, ВЕДЬ, ВОТ, ВРЯД ЛИ, ВСЕ-ТАКИ, ДАЖЕ, ИМЕННО, КАК БУДТО, КАК РАЗ, НЕПРЕМЕННО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ПОЧТИ, ТОЛЬКО, ЯКОБЫ.

К перечисленным примерам я бы добавила вводное слово «однако» и его омоним. Сравните:

Мы оделись легко, однако на улице стало холодать.

Холодать стало, однако, на улице.

Мы оделись легко. Однако на улице стало холодать.

9. Составьте предложения с вводными словами «оказывается», «правда», «может быть», «должно быть», а затем предложения, в которых эти слова являлись бы членами предложения.

10.  В «Теории» В.В. Бабайцевой есть правило: «Вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми» (параграф 199, с. 247). Но на портале «Грамота.ру» формулируются отклонения от этого правила.

Отклонение 1. Постарайтесь догадаться сами, почему в 1-м примере вводное слово отделяется запятой от союза, а во 2-м нет.

Пример 1. Врач закончил прием, но, конечно, тяжелого больного посмотрит.

Пример 2. Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

Если догадаться не можете, посмотрите объяснение на портале.

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_189

А теперь объедините два предложения из фрагмента повести Тода Штрассера в одно. Запишите полученное предложение.

За последнее время она съела их порядочно. В сущности, в портфеле у нее не осталось ни одной нетронутой ручки, ни одного целого карандаша.

Отклонение 2. Вводная конструкция не отделяется от обособленного оборота, если она начинает или заканчивает его. На данный момент мы знаем о том, что обособленными являются причастные и деепричастные обороты.

Сравните:

Я решил объясниться в любви, кажется почувствовав сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

Я решил объясниться в любви, почувствовав, кажется, сердцем, что и она ко мне неравнодушна.

 

Изучить параграф 199.
Выполнить до 10 апреля интерактивный текст (всем) на портале "Грамота.ру"http://gramota.ru/class/coach/punct/45_189; выписать в тетрадь из упр. 416, 420, 429, 432, 438 предложения, в которых вводная конструкция стоит сразу после союза, расставить знаки препинания, указать в скобках название группы этой конструкции (для тех, у кого 3 в четверти), сфотографировать работу, прислать мне в дневник.ру; контрольный тест(у кого 4 или 5 в четверти) в дневнике https://tests.dnevnik.ru/?test=349247&view=details&context=school



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.