1. Опишите местность, где расположен водный объект/точка наблюдения (лес, луг, поле, район жилых построек, район промышленных сооружений и т.д.).
*Сфотографируйте место исследования
| Необустроенная зона отдыха, район жилых построек, городская набережная реки Амур
|
|
2. Определите способ использования водного объекта: водозабор, зона отдыха, устройство плотин, запруд, искусственный пляж, участок сброса сточных вод и т.п.
| Участок сброса сточных вод; участок мелкого судоходства
|
|
3. Оцените состояние берегов (деформации, обвалы, оползни; оцените роль естественных природных процессов в деформации берегов.
| Ведущим берегоформирующим процессом является русловой процесс, совершаемый под действием текучей воды. Внешним его проявлением служит размыв поро, слагающих берега, на одних участках и отложения твердого материала на других. Аккумулирующая деятельность речных вод выражена в образовании отмелей, кос.
|
|
4. Охарактеризуйте с экологической точки зрения ранее построенные или вновь строящиеся сооружения по берегам водного объекта: жилые дома, промышленные объекты, автозаправки, мосты и другие строения.
| Сливы лесных вод, а так же продуктов отработки завода (АСЗ) пагубно влияет на акваторию набережной реки Амур (города Комсомольс4а на Амуре).
|
|
5. Опишите грунт на берегу и на дне водоёма: ил/песок/глина или др., определите цвет грунта.
| На берегу песчаный и галечный грунт, дно илистое, глиняное, песчаное; цвет грунта от светло-серого, серовато-коричневого до светло-коричневого.
|
|
6. Запишите названия птиц, насекомых, рыб, замеченных на берегу или в водоёме.
| Птицы: сороки, полевые воробьи, городские ласточки, грачки, сизые голуби;
Насекомые: мошка, мухи, комары, мотыльки, бабочки;
Рыбы: касатка
|
|
7. Охарактеризуйте качество воды, особо отмечая признаки её загрязнения: наличие запаха, плёнки на поверхности воды, плавающих примесей и скоплений мусора, пены, выделение пузырьков воздуха. *Сфотографируйте все признаки загрязнения.
| Вода мутная, грязная, наличие пены и мусора; цвет воды коричнево-желтый
|
|
8. Охарактеризуйте обрастания на предметах, погруженных в воду (слизь, бахрома, налё и другие формы).
*Сфотографируйте все виды обрастаний.
| На предметах, погруженных в воду слизь и бахрома зеленого и коричневого цветов.
|
|
9. Сделайте вывод об экологическом состоянии водного объекта.
*Необходимо дать развёрнутый ответ.
| У водного объекта серьезные экологические проблемы (33 балла по протоколу визуальной оценки водного объекта)
|
|
10. Можно ли изменить экологическое состояние водного объекта собственными силами?
*Необходимо дать развёрнутый ответ.
| Амур у города подвержен мощному антропогенному загрязнению, в том числе из-за трансграничного сброса сточных вод из бассейна Сунгари (КНР). Экологическое состояние береговой зоны водного объекта привести в порядок и поддерживать своими силами вполне реально; качество воды изменить практически не возможно, но можно проводить исследования, привлекать внимание к проблеме, стараться добиться принятия решений по защите и улучшению экологического состояния водного объекта.
|
|
11. Выясните, как выглядел исследуемый водный объект раньше, можно расспросить родителей и педагога или знакомых.
*Необходимо дать развёрнутый ответ.
| Еще 20-30 лет назад у реки Амур уже существовали ряд экологических проблем, но состояние ее было удовлетворительное: на оборудованном городском пляже отдыхали жители города, купание не было запрещено, береговая полоса содержалась в порядке. Жители города и ближайших населенных пунктов осуществляли лов рыбы, река использовалась для судоходства. На сегодняшний день состояние реки резко ухудшилось и качество водного объекта стремительно снижается.
|
|